Немецкая классическая философия. Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1771 — 1831)

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Георг-Вильгельм-Фридрих Гегель (1771 - 1831) - один из самых великих мыслителей в истории человечества, создатель философской системы, такой всеобъемлющей, по замечанию Энгельса, какой не было никогда с тех пор, как люди мыслят.

Учеба в Тюбингенском университете в годы французской буржуазной революции, работа гувернером в Берне, во Франкфурте-на-Майне, преподавание в Йенском университете, директорство в Нюрнбергской гимназии, вновь академическая деятельность в Университетах Гейдельберга и Берлина. Произведения - «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия природы», «Философия духа»), «Философия права», «Лекции по философии истории», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии», «Лекции по истории философии»... Каждое произведение - эпоха, влияние огромно, в том числе в кругах русских мыслителей.

Георг Лукач в своих многочисленных исследованиях философии Гегеля напомнил о том, как три молодых студента из Тюбингена с восторгом встретили французскую революцию - Гегель, Шеллинг, Гельдерлин. Шеллинг закончил жизненный путь в обскурантизме романтической реакции, Гельдерлин вскоре заболел, Гегель построил грандиозную философскую систему, расставшись с античными иллюзиями и республиканскими взглядами юности, исходя из завершенности буржуазного революционного развития. Революционный террор, термидорианство и наполеоновская империя - последовательные моменты этого развития. Героический период буржуазной революции, как и античной республики, - невозвратимое прошлое. Обращение к действительности буржуазного общества было для Гегеля единственной дорогой к диалектическому истолкованию истории, сильные и слабые стороны которого отражали эту противоречивую историю. Спекулятивно изложенная философия оказалась способом действительного исторического развития. Гейне писал: «Гегель был личностью с характером. И хотя он, подобно г-ну Шеллингу, оправдывал существующий государственный и церковный строй с помощью некоторых весьма сомнительных доказательств, однако это все же делалось в пользу такого государства, которое хотя бы в теории признает принцип прогресса, и в пользу такой церкви, которая видит свою жизненную стихию в принципе свободного исследования; и он не скрывал этого»1.

Маркс справедливо усматривал «исток и тайну» гегелевской философии в «Феноменологии духа», где впервые излагается и обосновывается оригинальная точка зрения, дается критика взглядов предшествующих мыслителей, в частности Шеллинга. Его принцип «абсолютного тождества» субъекта и объекта Гегель, однако, считал «началом» философии вообще. Речь шла о том, чтобы придать этому принципу надлежащее развитие, представить его не в качестве формального, но деятельного принципа. Энгельс называл «Феноменологию духа» сочинением, где содержанием оказывается параллель эмбриологии и палеонтологии духа, изображение индивидуального сознания на различных ступенях его развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически пройденных человеческим сознанием.

В центре указанного произведения Гегеля находится проблема субъекта и объекта как проблема отношения индивида к миру, внимание сосредоточено на диалектике индивидуального и общественного субъекта. Сам Гегель полагал, что конечным выводом из феноменологического анализа отношения субъекта и объекта должно быть признание тождества мышления и бытия. Чисто телеологически он задается целью обосновать объективно-идеалистическую точку зрения в философии, принятие в качестве субстанции «абсолютной идеи». Характеристика развития идеи до «самосознания», «абсолютного знания» развертывается далее в «Энциклопедии философских наук» и других произведениях мыслителя.

Гегель видит главную задачу «Феноменологии духа», этого пропедевтического сочинения, в том, чтобы «вывести индивида из его необразованной точки зрения и привести его к знанию». Решению подобной задачи призвана способствовать предпринятая впервые в истории философской мысли попытка сознательного обоснования диалектического учения о развитии вообще. Гегель пытается преодолеть социологическую и гносеологическую «робинзонаду», ибо представляет индивидуальный субъект в качестве компонента более широкой системы, свойства которой и делают телесного человека субъектом, т. е. носителем сознания и самосознания. Однако вместо действительного отношения человека-субъекта к природному и общественному миру Гегель рассматривает отношение индивидуального сознания к общественному сознанию, причем и то и другое в силу исходного идеализма мистифицируется. Эта мистификация и предопределяет сведение сущности индивида к сознанию и самосознанию. Превращение субъекта в предикат, и наоборот, означает превращение сознания и самосознания из свойств человека в сущность субъекта. Г егель подставляет на место индивида его сознание, а на место предметного мира - знание о нем, сложившееся в рамках духовной культуры. Грандиозная по замыслу попытка раскрыть диалектику субъекта и объекта в ее многостороннем виде реализуется на материале духовной культуры; практическая, предметно-чувственная деятельность и объекты, преобразуемые человеком, выступают здесь лишь в качестве объективации первичного духовного начала.

Индивид проходит «ступени образования всеобщего духа» троекратно, по триаде он, соответственно, поднимается от обыденного сознания до абсолютного знания. В рамках того содержания, которое впоследствии философ назовет «субъективным духом», речь идет о движении от сознания к самосознанию и далее - к разуму. Гегель доказывает, что индивид обретает свою сущность, поднимается до самосознания только тогда, когда он перестает относиться созерцательно к миру предметов. Без труда, без преобразования предметов невозможно формирование самосознания, выделение индивида из мира вещей. В труде формируется мир человеческих способностей и самое главное - способность целенаправленного, сознательного воздействия на природу. С этой точки зрения, подраздел «Феноменологии духа» «Господство и рабство» может рассматриваться в качестве одного из богатейших своими «рациональными зернами». Философ показывает, что навязанная рабу обработка вещей, поскольку господин «поставил между вещью и собой раба», практическое, трудовое воздействие на них превращает раба в подлинный субъект. Потребительское отношение* предмету со стороны господина превращает его, напротив, в свою противоположность. Сознание раба оказывается формой развития самосознания. Благодаря труду оно «приходит к самому себе», ибо труд «образует». Непосредственного материала, который не приходится обрабатывать, очень мало. Только труд добывает для человека средства удовлетворения его потребностей. В конечном счете, согласно Гегелю, индивидуальное сознание и самосознание возвышаются -до разума. Индивидуальный субъект обнаруживает принадлежность к всеобщему субъекту, в данном случае - общественному сознанию.

Из феноменологического анализа сознания должно вытекать признание в качестве субстанции абсолютной идеи. Абсолютная идея, это первичное тождество субъекта и объекта, - развивающаяся субстанция, которая телеологически обречена на движение по трем ступеням - логической, природной и ступени духа. На последней ступени достигается абсолютное знание, идея постигает себя как субъект. Этот вывод подтверждается как бы с помощью принципа развития, опосредуется движением идеи от абстрактного к конкретному. Двигаясь от «бытия» к «сущности» и далее к «понятию», идея «в себе и для самой себя» производит категории, которые характеризуют ее именно как субъект-объект. При этом Г егель обращает внимание на «практику», опосредующую взаимодействие субъективного и объективного в идее, отношение идеи как 184 субъекта к самой себе как к объекту. «Абсолютная идея, - пишет философ, - есть прежде всего единство практической и теоретической идеи и, следовательно, вместе с тем единство идеи жизни и идеи познания»1.

Дабы согласовать свою философию с фактами, Гегель заставляет идею, идеальный субъект «отпустить себя в природу». Философия природы оказывается наукой об идее в ее «инобытии». Природа, лишенная развития, выступает в виде отчуждения идеи, вещественного воплощения тех категорий, которые были развиты на логической стадии. Он говорит о сотворении природы, ибо сотворять - это и есть деятельность абсолютной идеи. Благодаря сотворению идея познает свою сущность, данную теперь вовне, и тем самым углубляет свое самопознание.

Поскольку идея приходит к самопознанию в форме духа, а история духа - это история человечества, философ делает вывод, что природа сама по себе лишена изменения. За время человеческой истории она с чисто естественной точки зрения существенно не изменилась. Эмпирическая история земли как инобытие развития идеи закончилась. «При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку, - подтверждает Гегель в «Философии истории» свою мистическую точку зрения. - Лишь в изменениях, совершающихся в духорной сфере, проявляется новое»2. Идея через человека выходит из природного инобытия и осуществляет себя в форме духа в истории.

Диалектико-идеалистическое учение об индивидуальном и общественном сознании, развитое в «Философии духа», служит теоретической основой исследования истории человечества. Общество, согласно Гегелю, - «объективный дух, анатомия и физиология которого подробно анализируются в «Философии истории», «Философии права» и других произведениях. Гегелевский идеализм предписывает рассматривать развивающейся лишь духовную субстанцию, в данном случае развивается - в определенных границах - дух, по отношению к которому действительная история оказывается только «поставщиком» материала для его «объективации». Согласно Гегелю, господствующий в историческом мире дух достигает знания свободы и объективирует себя в конкретном духе народов. Человеческая история и есть прогресс в осознании свободы. Субстанция духа есть свобода.

Верный триаде, положенной в основу всей системы, Гегель говорит о духе трех всемирно-исторических народов - Востока, Греции и Рима, германских государств. Мировой дух, дающий истории развитие, дает ее только через народный дух, через деятельность отдельных народов, каждый из которых выступает в роли автора и актера исторической драмы. Гегель как бы пытается раскрыть структуру общественного субъекта, рассматривая, конечно, народы и индивидов в качестве орудий мирового духа. «Если мы теперь бросим взгляд на всемирную историю вообще, то мы увидим огромную картину изменений и деяний, бесконечно разнообразных формирований народов, государств, индивидуумов, которые непрерывно появляются один за другим... Во всех этих происшествиях и случаях мы видим на первом плане человеческие действия и страдания», - пишет философ.

Примечательны в этом плане рассуждения философа о связи имманентного истории духа с интересами отдельных индивидов, с интересами, которые, согласно Гегелю, образуют уток ковра всемирной истории. «Благодаря действиям людей вообще получаются еще и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают»2.

Гегель анализирует действительные отношения феодального и буржуазного общества, семейные, экономические, государственные. По его мнению, возникшее «гражданское общество» есть «система потребностей», связанная с разделением труда. Труд - важнейший момент шествия духа в истории человечества.

Итак, абсолютная идея, пройдя логическую, природную и общественную ступени, развернула внутри себя и во вне богатство категорий и достигла полного самопознания, абсолютной истины. Философская система Гегеля содержала гениальные постановки проблем и их решения. Гегель как бы подытожил взгляды классиков немецкого идеализма. Догадка о «всеобщности» и «деятельной» сущности субъекта, рассмотрение объекта сквозь призму «деятельности» субъекта и понимание их взаимостановления, раскрытие содержательности категорий и форм мысли - эти и другие моменты свидетельствуют о величии замысла философа.

Диалектика Гегеля, формулировка им общих законов развития абсолютной идеи, или бога, анализ категорий искусства, религии и философии как форм абсолютного духа, все это было большим достижением философии мысли.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!