Немецкая классическая философия. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854)

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) преодолел колебания Фихте между объективным и субъективным идеализмом. Учеба в Тюбингене и Лейпциге, дружба с Гегелем, Гельдерлином, причастность к переводу «Марсельезы» на немецкий язык, увлечение естественными науками и создание оригинальной натурфилософии, широкая известность в кругах естествоиспытателей, в итоге — предложение занять кафедру философии в Йенском университете (1798 г.).

Далее Вюрцбург, Мюнхен, Эрлонген, Берлин, отход от натурфилософии, сближение с романтиками, секретарство в Академии изящных искусств, творческий кризис и согласие в ответ на приглашение нового короля, вернуться на кафедру философии (осень 1841 г.). Получивший широкую известность в ранний период творчества Шеллинг был оттеснен Гегелем. Он упрекает друга своей молодости в плагиате: «Гегель взял мои идеи». Гейне язвительно передает рассуждения Шеллинга и добавляет: «Поистине, если некогда сапожник Якоб Беме говорил как философ, то философ Шеллинг говорит теперь как сапожник». По мнению Гейне, Шеллинг предал философию ради католической религии.

Поздний Шеллинг в своих берлинских лекциях нападает на гегелевский рационалистический пантеизм. Шеллинг ставит в вину Гегелю то, что тот возвышает философию над религией, что гегелевская абсолютная идея лишена личностного момента, что рациональная философия столь же мало может быть христианской, сколь и геометрия. Воля, именно воля божия, — полагает Шеллинг, — есть первоначало бытия. Диалектика, свойственная натурфилософии и философии истории Шеллинга, в его философии откровения получает комическую трактовку. Например, знаменитая триада трактуется как соблазн (тезис), податливость женщины (антитезис), змий как принцип соблазна (синтез). Поздний Шеллинг в качестве лектора Берлинского университета полностью себя дискредитировал. Прослушав тридцать с лишним лекций, С. Кьеркегор пришел к мнению, что «Шеллинг болтает совершенно невыносимо». Он заметил: «Я слишком стар, чтобы слушать лекции, а Шеллинг также слишком стар, чтобы их читать. Все его учение о тенденциях обнаруживает полную импотенцию». Между тем некогда Германия гордилась его сочинениями: «Философские письма в догматизме и критицизме», «О мировой душе», «Система трансцендентивногЬ идеализма», «Философия искусства»...

Философия Шеллинга — философия тождества субъекта и объекта, субъективного и объективного. Две его ипостаси — натурфилософия и трансцендентальная философия. В чем специфика натурфилософии? Брать за основу объективное и отсюда выводить субъективное. Трансцендентальная философия, напротив, исходя из субъективного, показывает, как отсюда возникает объективное. Это возможные направления философствования.

Фихтенское «Я» в качестве тождества субъекта и объекта, бессознательный деятельный интеллект, совпадающий с волей, содержит понимание субстанции как субъекта. Шеллинг следует пантеизму Бруно и Спинозы, окрашенному объективно-идеалистически. Он начинает строить свою концепцию с натурфилософии, которая несла печать крупных открытий XVIII в. в области электричества, магнетизма, в исследовании живой природы. Признание продуктивной бессознательной деятельности, которая обнаруживается и в нашем поведении в виде волевого стремления, — исходный пункт для трактовки природы как возникающей и развивающейся. Речь идет о дедуцировании духа из природы, природа гонит себя по направлению к духу. Посредством человека бессознательный дух приходит к самосознанию.

Вслед за Кантом Шеллинг принимает в качестве исходных сил притяжение и отталкивание. Дополненные силой тяжести, они порождают три ступени динамического процесса — полагание длины, ширины и объема, магнетизма, электричества и химического процесса, раздражимости, чувствительности и стремления к воспроизведению в органической материи. Предел трансцендентальной дедукции природы — человек.

Абсолютное тождество можно охарактеризовать, отталкиваясь от другого полюса субъекта. Именно трансцендентальная философия показывает, как дух гонит себя к природе посредством «потенцирования» «Я». Ступени продуцирования природы — «потенции» субъективного, мертвая природа — окаменевший интеллект. Ранее речь шла о теоретическом объяснении порождения объектов бессознательным духом, теперь — о «практическом» воплощении образов в этих объектах. Материя — угасший дух, дух — становящаяся материя. Шеллинг ставит себе в заслугу устранение всякого дуализма материального и духовного, ибо открыл, что материя на деле не что иное, как дух, созерцаемый в равновесии своих деятельностей. Философ пишет: «Субъект утверждает себя лишь в противоположности объекту, объект — в противоположности субъекту, иными словами, — ни один из них не может реализоваться, не уничтожая в то же время свою противоположность. Но до уничтожения одного другим дело никогда не может дойти именно в силу того, что каждый из двух может быть самим собой лишь в противоположности другому».

По поводу философии Шеллинга Гейне писал: «Здесь мы находим учение об абсолюте во всей его полноте. Здесь абсолют находит выражение в трех формулах. Первая — категорическая: абсолют не есть ни идеал, ни реальность (ни дух, нй материя), он есть тождество обоих. Вторая формула — гипотетическая: когда представлены субъект и объект, то абсолют есть равенство обоих по существу. Третья формула — разделительная: есть лишь единое бытие, но это единое может рассматриваться единовременно или попеременно, как совершенно идеальное или совершенно реальное».

Общефилософская концепция субъекта и объекта, духа и материи — предпосылка «практической» философии, учения о человеке и роде человеческом, об «объективности второго рода». Человек входит в историю, потому что ничто из его будущих поступков не может быть учтено заранее на основании той или иной теории. Имманентная проблема философии тождества — проблема свободы действия субъекта — решается в связи с признанием необходимости, стоящей над действующим субъектом и участвующей в развертывании его свободы. Принцип развития, совмещенный с принципом деятельности, открывает возможность исследования реальной человеческой истории, которая складывается в действиях эмпирических «Я», выходит за пределы свободы каждого и совпадает со свободой рода человеческого. Человеческие индивиды, объединенные в род, являются субъектами и объектами истории. Исторический идеал требует для своего выполнения совокупных усилий всего рода. Шеллинг показывает, что для этого требуется, чтобы каждый последующий индивид начинал свою работу как раз с того пункта, который был завершающим для gro предшественника, т. е. требуется непрерывность в смене последовательно выступающих друг за другом индивидов. Так сохраняются традиции и передаются навыки. Исторический прогресс реализует нечто такое, что возможно лишь благодаря разуму и свободе.

Однако идеалистическая концепция тождества субъекта и объекта и нарастающий мистицизм заставляют Шеллинга заключить: «История в качестве целого представляется беспрерывным и постепенно осуществляющимся откровением абсолюта»1. Устремленность к объективному, свойственная концепции субъекта и объекта раннего Шеллинга, получила дальнейшее развитие у Гегеля. По определению Фейербаха, Гегель есть Фихте, опосредованный Шеллингом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!