Немецкая классическая философия. Артур Шопенгауэр (1788 — 1860)

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Влиятельным представителем немецкой классической философии был Артур Шопенгауэр (1788- 1860). Широко образованный человек, он увлекался философией Канта, хотя и упрекал Канта в непоследовательности: Шопенгауэр не признавал объективное существование «вещей самих по себе».

Главное произведение философа «Мир как воля и представление» было опубликовано в 1819 г. Долгое время идеи Шопенгауэра не получали признания. Не сложилась и его академическая карьера. Так что с начала 30-х гг. и до конца дней он уединенно жил во Франкфурте-на-Майне, получив быстро популярность в 50-е гг., после поражения революции 1848- 1849 гг. Философия «мировой скорби» пришлась по вкусу европейской публике в пору социального упадка и утраты веры в общественный прогресс.

Философия Нового времени открыла «человека вообще», человека как такового, равного в своей человечности другому человеку. От идеи равенства прямой путь к идеям свободы и братства, наполнение их социально-политическим содержанием. Одинаковые для всех права выводились из природы человека, как компонента природы вообще. Между тем характерное для просветителей XVII - XVIII вв. механистическое понимание природы вообще и природы человека, неотделимое от созерцательного фатализма, приходило в противоречие с порожденным капиталистическим развитием активизма ростом личностного начала.

Открытие субъективных оснований человеческой деятельности «культуры», отличной от «натуры», принадлежит немецкой классической философии. Обнаружение волеизлияния приравнивалось к коперникан- скому перевороту. Дуалистическая философия Канта с ее главным вопросом «Что такое человек? » содержит характеристику человеческой активности, познавательной, чувственной и волевой.

Рационалистически-просветительская тенденция в трактовке человека и общества оказалась подорванной. Просветительский разум проявил явную «неразумность». Романтическая реакция на просветительское истолкование Истины, Блага, Красоты была неизбежной, сколь неизбежна была редукция просветительского разума к позитивистски истолкованной рациональности, рациональности естественно-научной как основе всяких оценок, художественных и нравственных в том числе.           ,

Гуманистически-рационалистическая философия отстаивала единство Истины, Блага и Красоты. Романтическая тенденция, в противовес позитивистской, связана с ориентацией на Красоту. На почве романтического иррационализма и выросла философия Шопенгауэра. В качестве космического начала, основания мира он признал Нечто бессмысленное, безнравственное и безобразное - Волю. Истина, Благо и Красота перед лицом абсолютно эгоистической воли напоминают юную красавицу, попавшую в логово бандитов.

Сознание человека заболело двоемыслием, человек ощущает противоположность Истины, Блага и Красоты чему-то реальному. Помещенные между волей (вещь в себе) и представлением (мир единичных вещей), они втянуты в вечную борьбу человека за существование они несовместимы с реальным миром воли и эгоизма. Из этой несовместимости вырастает метафизическое зло.

В западноевропейской философии Нового времени рационализм онтологически связан с признанием объективных законов бытия, гносеологически - законов познания как логически систематизированного принципа.

Специфически истолковав философию Канта, Шопенгауэр отнес рациональное к миру явлений и его познанию, мир же вещей самих по себе изобразил в качестве воли, слепого, необузданного порыва, непостижимого рассудком и разумом.

Воля - подлинное метафизическое ядро человека, разум (интеллект) - функция мозга, этого «паразита» человеческого организма, объективации воли. Ибо воля - иррациональное начало бытия вообще, основа и феноменальных, и ноуменальных процессов. Этот мир - зеркало воли как воли к жизни.

Ноуменальный мир, мир воли - объект мистики, искусства и философии. Мистика прорывается сквозь феномены посредством озарения, внутреннего видения, непосредственного проникновения. Результаты этого озарения непередаваемы. В искусстве главное - музыка, она есть непосредственный отпечаток воли. Философское знание рационально, оно исходит из общего, эмоционального в каждом человеке, оно передаваемо. Но это знание - удел гениев, которые спо собны заглянуть в иррациональную суть бытия. Так что в конечном счете философия оказывается знанием иррациональным, «иллюзорным». Рационализм же не только возможен, но и необходим, потому что воля объективирует себя в мир через идеи, некие абсолютные формы вещей.

Мир живых существ - это мир существ, задерганных и измученных. Они живут тем, что пожирают АРУГ друга. Всякое живое существо - живая могила тысяч других. И люди не могут избавиться от мученических смертей. С ростом познания возрастает их способность сострадать, чувствовать горе других. Но лейбницевской системе оптимизма нет места в жизни. Это - «неясность вопиющая!» Только род - вот чем дорожит природа. Индивидуум не имеет для нее никакой ценности. Человек как сознательное существо умирает, разум его гаснет. Однако человек должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля, его иррациональное начало, неуничтожима. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма.

Ориентированная онтологически философия Шопенгауэра замыкалась этикой, основанной на признании чувства сострадания как ядра всей нравственности. Видимо, это обстоятельство и объясняет тот факт, что идеи философа к концу XIX в. вызывали сильный интерес у многих деятелей культуры, в том числе и у отечественных (А. Фет, Л. Толстой, А. Скрябин, А. Белый).

Антропология Шопенгауэра - антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало - это реальность. В моральном плане бессмысленно приписывать разуму добро само по себе, а иррациональному некое абсолютное зло. Рациональное и иррациональное в человеке взаимно порождают и дополняют друг друга. Шопенгауэр показал: не только рационализм, но и иррационализм изначально направлены на поиск критерия подлинности человеческого бытия и далее - бытия в целом. Содержание философии, названной немецкой классической, - с ее главными проблемами «что есть человек? », «что есть свобода?», «что есть диалектика человеческой жизни?» - это и содержание философии Шопенгауэра, которую от немецкой классической философии не отлучить.

Воля, по Шопенгауэру, - стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, истинное проклятие, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека иной цели.

В сущности, Шопенгауэр дает романтическую критику буржуазной культуры. Его философия - иррационалистический протест против буржуазности, несущий всеобщую дезориентацию. Все к худшему в этом худшем из миров. В просвещении и немецкой классической философии он находит,«бессовестный оптимизм».

Аскетическая святость как нравственное состояние, полагает философ, присуща только подлинному художнику. Ибо искусство, прежде всего музыка, есть посредник между миром воли и миром представления. Художник, открывая вечное в преходящем, видит мир незаинтересованно.

Антропология Шопенгауэра отрицает социальность человека. Основная проблема его антропологии - «человек и воля». Буржуазным он называет всякое общество, вышедшее из естественного состояния, общество, где господствует имущественное неравенство и разделение труда, скука и война, одним словом, антагонизм ненависти. Идея прогресса - иллюзия XIX в. - страдание неискоренимо, исторические различия незначительны, рабы, крепостные, пролетарии стоят в одном ряду. Шопенгауэр напоминает, что за примером того, как человек поступает с человеком, не надо ходить далеко: вы это увидите на любой фабрике. Миллионы людей, оказавшись там с 5-летнего возраста, просто становятся частью машины.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!