Неформальное общение

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Задумайтесь ненадолго о людях, с которыми вам приходится об­щаться каждый день. Друзья, члены семьи, однокурсники и коллеги по работе — те, с кем вы вступаете в неформальное общение, пере­даете ту или иную информацию без формально установленных пра­вил и ограничений. Подумав об этом, вы можете удивиться, на­сколько разнообразно может быть наше общение. Допустим, вы знаете кого-то, кто знает еще кого-то, а этот кто-то знает вашего лучшего друга, и, таким образом, сфера вашего неформального об­щения становится более широкой. Неформальные связи составляют важный путь, через который информация проникает в организации. В действительности, недавнее исследование менеджеров среднего звена классифицировало неформальное общение как лучший путь доступа информации, нежели формальные системы общения. Зна­чит, если сравнить формальное общение в организациях со скеле­том человеческого организма, то неформальное общение окажется его нервной системой.

«Тайные тропы» организаций. Несложно себе представить, на­сколько важным может оказаться поток информации внутри орга­низации. Людям свойственно передавать информацию тем, с кем они входят в контакт, создавая, таким образом, пути, по которым сообщения могут передаваться. Мы предпочитаем общаться с теми, кто похож на нас по возрасту и по времени работы в данном месте.

Поскольку нам приятнее находиться с людьми, похожими на нас, чем с непохожими, мы стремимся проводить больше времени с пер­выми и, конечно, больше с ними общаться. В результате возникает тенденция формирования в организации множества неофициаль­ных, как правило, разделенных по тендерному (половому) признаку групп.

В какой-то мере такие объединения, или неформальные груп­пы, могут изолировать одних людей от других только потому, что они отличаются друг от друга. Однако в то же время общение с себе подобными, в кругу которых люди чувствуют себя комфортно, спо­собствует появлению ценных источников информации. Например, многие афроамериканские лидеры в бизнесе сформировали неофи­циальные связи с людьми той же расы с целью помочь им в дости­жении успеха в мире бизнеса, где они представляют этническое меньшинство. Подобные альянсы способствовали многим карьерам. Это неофициальное наблюдение дополняется научно установлен­ным фактом, показывающим, что чем более многочисленны такие связи в организациях, тем более сильными и влиятельными они становятся.

Идея о том, что люди связаны неформально, использовалась для объяснения такого организационного феномена, как увольне­ния по собственному желанию. Увольняются ли люди по случай­ным причинам или не сойдясь с окружающими? Американские ис­следователи Д. Кракхардт и Дж. Хэнсон считают, что большинство таких увольнений являются следствием неформального общения между людьми. Эти исследователи построили модель эффекта «снежного кома» для объяснения добровольного увольнения сотруд­ников. «Снежный ком» не накапливает снежинки случайно, но под­бирает те, которые находятся под ним в направлении движения.

По аналогии было обосновано, что увольнения по собственному желанию являются результатом влияния одних людей на других. Та­ким образом, предвидение того, кто уволится, может быть во мно­гом основано на изучении отношений внутри групп. Сотрудник, ко­торый намеревается уволиться и перейти на работу в другую, луч­шую, с его точки зрения, организацию, возможно, делает это под влиянием другого члена группы, который уже уволился и поступил на другую работу. Д. Кракхардт и Дж. Хэнсон нашли поддержку своей гипотезе «снежного кома» при изучении причин увольнения молодежи, работающей в ресторанах быстрого питания. Увольнение особенно распространено в группах людей, которые уже давно об­щались перед тем, как уволиться. Эта модель представляет прекрасный пример того, насколько большую роль играет неформальное общение в организациях.

Сети неформального общения характеризуются тем фактом, что они часто состоят из отдельных людей на различных организацион­ных уровнях. Люди могут передать любому члену сети ту нефор­мальную информацию, которую они захотят. Так, один исследова­тель обнаружил, что шутки и смешные истории пересекают грани­цы организации и свободно передаются как на управленческом, так и на неуправленческом уровнях в организации. С другой стороны, сообщение работником низового уровня работнику высшего уровня как следует выполнять работу, практически всегда крайне нежела­тельно и будет оценено как «нарушение правил». То, что проходит по «тайным тропам» неофициального общения, — это неформаль­ная информация, сообщения, которые необязательно относятся к функциональным обязанностям отдельных людей.

Виноградная гроздь и мельница слухов. Когда один член организа­ции сообщает что-либо неофициальное другому, может возникать эффект быстрого распространения информации по неформальным каналам, которые часто называют «виноградной гроздью» (П. Дойл). По сравнению с формальным организационным сообщением, рас­пространяющимся по установленным каналам (например, по элек­тронной почте, в приказах и т. д.), которому потребуется несколько дней для того, чтобы достичь желаемого получателя информации, информация в «виноградной грозди» перемещается очень быстро, в течение нескольких часов. Это происходит не только потому, что не­официальная информация может пересекать границы формальных организаций (например, вы можете рассказать хорошую шутку или свежую сплетню о новых любовных увлечениях кого-то в организа­ции практически всем: не только своему начальнику или подчинен­ным, с которыми вы общаетесь непосредственно, но и встретивше­муся в коридоре знакомому), но и потому, что неофициальная ин­формация передается устно.

Проблема информационной неточности. Как уже отмечалось ра­нее, устные сообщения передаются быстрее, чем письменные, но могут быть очень неточными, небрежно интерпретирующими факты или просто наполненными субъективизмом персонального воспри­ятия происходящих в организации событий и явлений.

Неформальное общение сотрудников может сделать коллектив более сплоченным, может предоставить хорошие возможности для улучшения отношений между людьми, стимулируя рабочую атмо­сферу, поэтому модель общения по принципу «виноградной гроз­ди» необходимо рассматривать в качестве неотъемлемой части жизни организаций. Тем более бесполезно и бесперспективно бо­роться с такого рода явлениями. Исследования, проведенные Э. Уолтоном еще в 1960-е гг., показали, что большая часть инфор­мации, распространяющейся через «виноградную гроздь», истин­ная. Он оценивал достоверность информации, как превышающую 82 %. Однако оставшиеся 18 % ложной и не совсем истинной ин­формации могут создать серьезные проблемы. Если, например, прошел слух, что кому-то из служащих предстоит повышение, то это может привести к раздору в отделе. Однако представим себе ситуацию, что информация о повышении правдива, кроме того обстоятельства, что человек, которому предложили такое повыше­ние, от него отказался, так как новое место работы предполага­лось в другом отделе. Этот важный факт коренным образом меня­ет ситуацию. Всего одного неверного факта достаточно, чтобы все сообщение стало неверным. Эта проблема искажения информации ответственна за плохую репутацию «виноградной грозди». Подоб­ные примеры известны как слухи.

Слухи специфический вид межличностных неформальных комму­никаций, в результате которых реальные или вымышленные события становятся достоянием широкой аудитории. Как правило, слухи по­рождены желанием обмануть или богатой фантазией, иногда они появляются в результате стремления человека установить довери­тельные отношения с другим, сообщив нечто важное или любопыт­ное о третьем, не участвующем в разговоре члене группы. Слухи распространяются в организациях, словно пожар, поскольку инфор­мация, которую они несут, интересна и часто двусмысленна. Дву­смысленность же открывает возможности для приукрашивания, слухи обрастают выдуманными деталями, подробностями, пока уст­но передаются от одного человека другому. Люди начинают верить искаженной информации, следуя принципу «Это не может быть ло­жью: все об этом знают!». Таким образом, даже если в слухе и была доля правды, то конечная информация все равно не верна.

Организации могут быть заражены слухами и потерпеть крах из-за них. Люди, которые когда-нибудь становились жертвой слуха, знают, как тяжело этот слух развеять и насколько глубокими могут оказаться его последствия. Это особенно важно в тех случаях, когда жертвами слухов становятся организации. Так, например, слухи о возможном крахе компании могут не только вызвать падение курса акций данной компании, но и разрушить нормальную работу ме­неджмента организации. Порой слухи об изъянах в продукции ком­пании могут обходиться очень дорого.

Что нужно сделать, чтобы смягчить последствия слухов? Не­смотря на то что это сложный вопрос и не существует готовых универсальных рецептов, практика показывает, что прямое опро­вержение слухов не всегда приводит к. смягчению их негативных последствий. Люди часто рассуждают так: раз официально слух оп­ровергается, тем более, это правда. Иногда преодолеть негативные последствия слуха помогает его игнорирование, в других случаях целесообразно привлечь результаты экспертных заключений или сослаться на мнение авторитетного, уважаемого человека, опровер­гающего слух. В случае появления нежелательного слуха относи­тельно продукции компании (например, намеки на ее вредность для здоровья, низкое качество или слишком завышенную цену), можно попытаться направить общественное внимание в другую сторону, дальше от темы, затрагиваемой слухом. Например, компа­ния может сосредоточить свою рекламу на других продуктах. В лю­бом случае, необходимо помнить, что легче не давать поводов для слухов, чем потом тратить большую энергию и ресурсы для их оп­ровержения и ликвидации негативных последствий. Впрочем, со­временные технологии управления организациями допускают ино­гда и искусственное создание «выгодных» слухов для достижения целей организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!