Неформальная система взаимоотношений

8 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Различные коммуникационные сети отражают специфику формального взаимодействия между работниками и руководителями в организации. Однако формальная система взаимодействия не является единственной и не отражает всю систему существующих коммуникаций, влияющую на поведение людей на всех трех уровнях. Важная роль принадлежит и неформальной системе взаимодействия, той сфере, где информация существует в виде слухов, пересудов, сплетен и т. д.

Система неформальных коммуникаций имеет три главные характеристики:

1) не поддается контролю со стороны формальной системы организации;

2) воспринимается самими работниками как более надежная и достоверная, чем формальная система передачи информации, используемая руководителями;

3) используется, прежде всего, с целью удовлетворения потребностей и интересов тех людей, которые в нее входят.

Необходимо подчеркнуть, что поведение и деятельность неформальной организации никак не отражаются в формальной организационной структуре. Официально она просто не существует.

Тем не менее неформальная система взаимоотношений вносит существенный вклад в жизнь всей организации. Можно сказать, что формальная структура организации создает ту обстановку, на фоне которой проявляется неформальная система человеческих взаимоотношений.

Именно неформальная организация может служить наиболее полному удовлетворению личностных потребностей работников в безопасности, принадлежности, признании; всего того, что по тем или иным причинам не получило удовлетворения в формальной организации.

С точки зрения анализа специфики передачи информации по неформальным каналам связи интересным является исследование, проведенное в одной из небольших фирм среди 67 руководителей разного звена.

Было обнаружено, что, несмотря на то что слухи — важное средство передачи информации, лишь 10% руководителей высшего звена являются каналом их передачи, то есть лишь 10% руководителей передали полученную информацию более чем одному другому человеку. Например, о том, что один из руководителей собирался перейти в другую компанию, знало 81%, но лишь 11% передали эту информацию другим людям.

Благодаря этому исследованию были сделаны еще два интересных вывода. Оказалось, что информация о событиях, представляющих общий интерес, передавалась от одного крупного подразделения или отдела другому (например, от отдела производства отделу продаж) и не циркулировала внутри самого отдела.

Было установлено также, что разная информация передавалась разными людьми в группе, то есть не было обнаружено людей, постоянно являющихся каналом передачи разной информации.

Подобное исследование было повторено среди государственных служащих одного из небольших учреждений. Интересным дополнением к предыдущему исследованию явилось то, что оно проводилось не только среди руководящего состава, но и среди простых работников. Вновь были обнаружены 10% лиц, служащих каналами передачи подобной информации. Остальные же выводы данного исследования несколько расходятся с предыдущими. Так, оказалось, что информация, передаваемая по неформальным каналам связи в государственном учреждении, циркулировала не между отделами, а внутри одного и того же отдела.

Подобный результат был отнесен на счет участия в исследовании не только руководителей, но и простых работников. Именно руководители, испытывая большую потребность в информации, заинтересованы в ее получении извне непосредственной функциональной группы.

В противовес предыдущему исследованию, среди служащих государственного учреждения была обнаружена постоянная группа лиц, являющихся каналом передачи информации разного типа.

Можно ли считать информацию, циркулирующую по неформальным каналам связи, точной и надежной? Как показывают исследования, на 75%  - да.

Возникает вопрос о том, какую роль играют слухи в организации и можно ли их уменьшить.

Принято считать, что слухи и сплетни призваны приятно возбуждать людей, к ним прибегающим. Однако более существенным является то, что слухи, прежде всего, позволяют:

1) структурировать неопределенную ситуацию, уменьшив тревожность;

2) придать смысл ограниченной или фрагментарной информации;

3) служить средством объединения людей в группе или аутсайдеров в коалиции;

4) повысить статус человека, их передающего («Я знаю об этом, а вы — нет»), или его власть («В моей власти, сказать вам об этом или нет»).

Как показывают исследования, слухи появляются в ситуации, важной для людей, но неопределенной, а следовательно, вызывающей повышение тревожности78. Как известно, ситуации профессиональной жизни изобилуют подобными эпизодами.

Конкуренция и секретность окутывают в крупных организациях решение таких вопросов, как назначение новых руководителей, структурная реорганизация, изменения в размещении отделов и рабочих групп, оценка деятельности работников и заключение новых договоров. Понятно, что слухи могут улечься лишь тогда, когда потребности и ожидания, спровоцировавшие неопределенность ситуации, будут разрешены, а тревога уменьшится.

Таким образом, важно понимать значение неформальной коммуникации в жизни организации для понимания тех проблем, которые представляются важными для работников и провоцируют повышение тревожности.

Неформальная коммуникация может рассматриваться и как фильтр, и как механизм обратной связи, сигнализирующий об интересах и потребностях персонала.

Нивелировать слухи в организации административным путем невозможно, но минимизировать их негативные последствия можно, если предпринимать ряд мер:

1) регулярно сообщать работникам о принятых руководителями важных решениях;

2) объяснять работникам необходимость реализации решений и действий, которые могут выглядеть непоследовательными и тайными;

3) освещать как плюсы, так и минусы последних решений и будущих планов;

4) открыто обсуждать возможные негативные последствия реализации решений, ибо ничто так не способствует повышению тревоги, как не получившие обсуждение вымыслы.

Необходимо помнить, что именно свобода в доступе к информации или ее отсутствие существенным образом сказываются на продуктивности совместной деятельности и специфике межличностных отношений в организации.

Именно информация (в том числе и различного рода манипуляции с ней) в конечном итоге определяет наше сознание и наши поступки.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!