Научные основы методики развития речи

Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.

Методологической основой методики развития речи яв­ляются положения материалистической философии о язы­ке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодей­ствия людей, о его связи с мышлением. Такой подход от­ражается в понимании процесса освоения языка как слож­ной Человеческой деятельности, в ходе которой приобре­таются знания, формируются умения, развивается личность.

Всякий процесс обучения языку должен опираться на пони­мание: а) сущности и содержания процесса обучения; б) приро­ды и организации человеческой психики вообще и речевого ме­ханизма в частности; в) сущности и отличительных черт яв­лений языка и речи.

Естественнонаучную основу методики составляет учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы форми­рования речи.

Физиологической основой речи служат временные свя­зи, образующиеся в коре головного мозга в результате воз­действия на человека предметов и явлений действительно­сти и слов, которыми эти предметы и явления обознача­ются.

Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представля­ет собой активный, целеустремленный процесс, опосре­дованный языковой системой и обусловливаемый ситуаци­ей, процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя).

Все большее влияние на методику оказывает новая на­ука психолингвистика, которая развивается на стыке пси­хологии и языкознания. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему челове­ческой деятельности. Как всякая деятельность, речь харак­теризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.

Поэтому в первую очередь это означает, что детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правиль­но выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций фор­мируются автоматизированные речевые навыки (произноси­тельные, лексические, грамматические). Но для речевой дея­тельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения.

Необходимо создавать условия для возникновения мо­тива речи, а также для планирования и реализации рече­вых актов в процессе обучения речи и языку.

Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуж­дающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход об­разцов в собственную активную речь ребенка.

Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения дол­жен основываться на понимании сущности и отличитель­ных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетичес­кого, лексического, словообразовательного, морфологичес­кого, синтаксического.

Учет системных связей в языке и речи помогает опреде­лить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной систе­мой, отражающей в своем содержании и методике систем­ный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т. е. ре­шение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимо­действии, при ведущей роли связной речи.

Различные науки лингвистического цикла — лексико­логия с фразеологией, фонетика, грамматика позволяют определить основные направления работы, состав речевых навыков и приемы их формирования. Так, фонетика слу­жит основой для разработки методики воспитания звуко­вой культуры речи и подготовки к обучению грамоте; лин­гвистика текста необходима для правильной организации обучения связной речи; на знание лексикологии опирает­ся словарная работа, на знание грамматики — методика формирования морфологических, словообразовательных и синтаксических навыков.

Методика использует данные анатомии о строении ре­чевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.

Методика развития речи тесно связана с дошкольной дидактикой. Они имеют общий объект исследования — пе­дагогический процесс детского сада. Являясь частной ди­дактикой, методика использует основные понятия и тер­мины дошкольной дидактики (цели, задачи, методы и приемы обучения, их классификация, дидактический матери­ал и др.), а также ее положения, касающиеся закономер­ностей, принципов, средств, методов. Так, дидактическим принципам доступности, последовательности и система­тичности, развивающего обучения и др. должны соответ­ствовать задачи, содержание, отбор методов и приемов развития речи.

Методика развития речи тесно связана с методикой на­чального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.

Таким образом, для методики развития речи важно уста­новление межпредметных связей с другими науками. Ис­пользование сведений из других наук обусловлено ее специ­фикой прикладной педагогической науки.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!