Научное познание

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного (это узнавание, распознавание, усвоение, образование, просвещение) и на познание еще не познанного, неизвестного, нового объекта (это исследование, научное познание, открытие, создание интеллектуальной собственности). Наука и занимается исследованиями новых объектов. Научное познание связано с генерированием, производством нового знания. Наука обслуживает общество производством знаний. Любая сфера общественной жизни может эффективно развиваться, если она опирается на знание, на истинное знание, то есть на науку. И возникновение науки, и ее современное состояние, и ее перспективы необходимо связывать с общественной потребностью в знаниях, в научных знаниях любого типа.

Система человеческого знания (а значит, и система наук) включает в себя четыре области знания:

1) естествознание - учение о природе, комплекс естественных наук;

2) технознание - учение о технике, комплекс технических наук;

3) обществоведение - учение об обществе, комплекс общественных наук;

4) человековедение - учение о человеке, комплекс гуманитарных наук.

Если говорить о сознании, то изучение его природы и его функционирования (познания) входит в задачу гуманитарных наук, в задачу человековедения. Но человек живет в системе общества, в общении с другими людьми, в совместной деятельности с которыми формируется совокупный общественный интеллект, совокупная информационная культура общества. Есть индивидуальное сознание и есть общественное сознание, сознание этносов, народов, общностей, профессий, групп и т.д. Следовательно, изучение сознания невозможно и без изучения общества как человеческой целостности. В то же время не будем забывать, что человеческие знания овеществляются, оп-редмечиваются в техническом потенциале общества (техника - овеществленная форма знания). Значит, изучение сознания включает в себя и технические науки. Но они базируются на познании природйых (механических, физических, химических, биологических) явлений, закономерностей. Следовательно, и блок естественных наук включается в процесс познания сознания, его способностей постижения всего богатства мироздания.

Таким образом, естественные, технические, общественные и гуманитарные науки вносят свой специфический вклад в осмысление сознания человека и его познавательной деятельности.

Субъектом познания является любой человек, субъектом научного познания являются представители наук, обладающие профессиональной культурой. Объектом познания являются все явления реального мира: природа, техника, общество, человек.

Наука в историческом развитии сформировала и освоила многочисленные методы научного познания: наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, экстраполяция, аналогия, индукция, дедукция, моделирование, исторический и логический методы, генетический и структурный методы, метод системного исследования и т.д. Они специально рассматриваются в работах, изучающих логику научного исследования, методологию научного творчества. Здесь важно обозначить хотя бы наиболее массовые методы, к которым прибегают ученые для познания любого объекта.

Наблюдение - это познание объекта в его естественных условиях. В социальных науках различают внешнее, стороннее наблюдение и включенное, внутреннее. В первом случае субъект находится во вне изучаемого явления (скажем, изучение учителем учеников), а во втором случае субъект включен в качестве элемента в объект (скажем, социолог для изучения типов рабочих сам становится на время членом рабочей бригады).

Анализ — познание объекта на основе изучения его частей, его компонентов, составляющих элементов. Например, школу как социальный институт общества можно изучать аналитически, изучая учеников и их качества, типы учителей и их методы, учебные планы и программы, методы обучения, стиль руководства, формы ученического самоуправления, системы контроля за знаниями и т.д. В итоге получается дифференцированная картина школы, отображенная в знаниях, в понятиях, в гипотезах, проблемах.

Синтез - познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает и продолжает анализ, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент - изучение объекта в искусственных контролируемых условиях. Эксперимент включает в себя: а) теоретические основания - гипотезы, проблемы, теории; б) экспериментальные операции и в) экспериментальные выводы. Различают два типа экспериментов в зависимости от того, что лежит в их основе. Исследовательский эксперимент отправляется от проблемы («обладает ли воздух весом?», «есть ли жизнь на Марсе?» и пр.); его задача - ответить на поставленный вопрос или в форме утвердительной (теория), или в форме отрицательной (заблуждение), или в форме вероятностной (гипотеза). Критериальный, проверочный эксперимент основой имеет гипотезу, предположительные знания («вероятно, все дети могут писать стихи», «вероятно, все люди обладают способностью к гипнозу», «вероятно, время обучения в школе можно сократить до 8-9 лет» и т.д.). Этот эксперимент тоже может дать утвердительный, отрицательный или такой же гипотетический (вероятностный) ответ.

Экстраполяция - познание объекта путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой, чем-то похожий на первый. Экстраполяция в отличие от эксперимента - это метод опосредованного познания. Экстраполяция предполагает знание неизученного объекта и некоторых его свойств, знание объекта-аналога, знание некоторых общих свойств у первого и второго объектов. Осуществляется перенос знаний с известного, изученного объекта на новый, неизученный объект. Конечно, полученные по аналогии «экстраполяционные знания» не могут быть полностью истинными, достоверными; они являются гипотетическими, вероятностными. Скажем, зная закономерность удвоения всех показателей науки (число ученых, число открытий, число учреждений и пр.) каждые 5 лет в настоящее время, можно предположить, что, вероятно, в 2030 году надо будет занять научный деятельностью все взрослое население планеты. Экстраполяция широко используется в социальном прогнозировании.

Моделирование - это изучение объекта не в его непосредственном виде, а на основе познания его моделей. Модель - это эврис тический заместитель натуры, то есть в модели отображаются А некоторые свойства объекта, натуры с целью их познания. Различают структурные, функциональные, материальные и иде-ь альные модели. Необходимость обращения к моделям и моде-г лированию обусловлена рядом обстоятельств:

- или натурального объекта еще нет в действительности (строящийся мост);

- или изучение натурального объекта обходится дорого;

- или изучение натуры опасно для жизни исследователя и самого объекта;

- или он отдален, недоступен для непосредственного изучения.

Особенно интересны для педагогического, например, познания мысленные модели, то есть моделирование предположительной ситуации на уроке, в критической ситуации, в экстремальных случаях: задается предположительная ситуация и выстраиваются варианты поведения разных типов учеников, учителей.

Индукция - выведение из частных знаний общего вывода. Например, известный педагог В.Ф. Шаталов, используя свой метод «опорных конспектов», проверил его эффективность в процессе преподавания математики, физики, химии, географии, истории и т.д., а затем сделал общий вывод: все школьники по всем предметам могут учиться без двоек и троек (см. его книгу «Куда и как исчезли тройки?»).

Дедукция - это выведение частных знаний об объектах из общих положений, посылок. Дедукция противоположна индукции. Например, если экспериментально установлено, что все люди обладают способностью к художественной деятельности, значит это можно сказать и о любом отдельно взятом человеке.

Системный метод - изучение объекта как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов). Этот метод все более доминирует в современной науке: системное изучение общества, системное изучение экономики, рекламы, менеджмента, искусства и т.д.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!