Научно-теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми исторические аспекты социальной работы

12 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Термин «социальная работа» в активный процесс употребления вошел в последние годы, приобретя в России новые оттенки. Социальную работу определяют как особый вид деятельности, направленной на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию.

Потребность в социальной помощи и защите, а соответственно и в людях, профессионально или на общественных началах занимающихся этим делом, была всегда и у всех народов. Эта потребность зародилась у истоков первобытной культуры, удовлетворялась на всех ступенях развития цивилизации, была присуща всем верованиями, религиям, находила свое отражение в господствующих мировоззрениях и идеологиях.

Многие историки-исследователи связывают развитие общественной помощи нуждающимся, особенно в европейских государствах, с распространением христианства, основу вероучения которого составляли молитва, пост и милостыня. С введением в конце X века христианства на Руси милостыня и нищелюбие стали считаться благодеянием.

В российской истории можно выделить 6 основных этапов становления модели (системы) социальной деятельности, связанных с коренными изменениями в её содержании, принципах и методах:

I этап — 1551—1725 годы — формирование и реализация идеи государственного призрения;

II этап - 1725-1796 годы - формирование системы (модели) общественного призрения;

III  этап - 1796-1917 годы - совершенствование системы (модели) общественного призрения и частной благотворительности;

IV этап - 1917-1918 годы - возврат к модели государственного призрения;

V  этап - 1918-1991 годы - становление и реализация советской модели социальной деятельности;

VI этап - с 1991 года по настоящее время - формирование современной российской модели социальной деятельности.

Учитывая то, что до начала периода правления Петра I социальная деятельность в России фактически существовала в форме помощи нуждающимся со стороны частных лиц и церкви, Князь Владимир, в числе первых из русичей принявших христианскую веру, стоял у истоков становления подобной деятельности. Как свидетельствует история, всякому нищему и убогому дозволялось выходить на княжий двор, чтобы кормиться, а для пропитания больных и немощных по распоряжению князя отправлялись повозки, груженные хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом. По свидетельству Якова Мниха, это делалось не в одном Киеве, а на всей земле русской.

Идея милосердия и заботы о страждущем получила широкое распространение в среде священнослужителей. Постепенно монастыри и церкви стали центрами, куда стекались больные, увечные и иные нуждающиеся, неспособные прокормить себя личным трудом.

«История, - как отмечал один из исследователей проблем благотворительности и общественного призрения в Российской империи Е.Д. Максимов, - говорит более всего о милостыне, о богадельнях, реже упоминается о выкупе пленных, госпиталях, школах, о помощи погорельцам и прочем. Все эти меры носили случайный характер...».

Милостыня стала основной формой религиозной и личной благотворительности. Имея в определенной мере нравственно-воспитательное значение, она по мере своего распространения привела к резкому росту количества нищенствующих в стране, породив такое уродливое явление, как формирование значительного слоя профессиональных нищих. Со временем эта проблема обострилась настолько, что стала реальной угрозой для внутренней стабильности государства.

Начиная с XII в., на Руси появились первые земства - братщины и братские союзы, берущие свое начало с языческих складских пиров. Эти самоуправляемые приходские организации оказывали постоянное попечение приходским больным, бедным, престарелым и увечным. Потребовалось несколько столетий, прежде чем они приняли характер земской организованной помощи, действующей на иных основаниях и принимающей во внимание не только религиозные аспекты, но и общественные интересы.

Особую роль в создании системы государственного призрения сыграл Петр I. Он впервые признал обязанность государства по призрению бедных, больных, увечных, сирот и других категорий нуждающихся. Царь сумел понять и оценить всю опасность для интересов и безопасности государства со стороны многочисленной группы профессиональных нищих и повел решительную борьбу с этим злом. Но, несмотря на жесткие меры, в 1718 году Петр I был вынужден признать, что число нищих в государстве не уменьшилось, а даже умножилось. В то же время меры государственного призрения нуждающихся оказались более результативными.

Созданная Петром Великим система государственного призрения имела централизованное и местное управление:

- центральные органы - вначале патриарший и монастырский приказы, затем с 1721 года Святейший Синод, а с 1724 года - камерконтора;

- городские магистраты;

- помещики во владельческих селениях;

- старосты и сотские в селениях со свободным населением. Существенные дополнения в эту систему вносились лишь в период правления Екатерины II. В 1763 году при ее участии был открыт первый в стране воспитательный дом (специализированное учреждение для призрения и воспитания детей).

Следующим крупным вкладом в дальнейшее совершенствование и развитие системы общественного призрения и благотворительности стала реформа губернских и городских органов управления. С 1864 года в 34-х губерниях России были введены земские учреждения с одновременным упразднением в этих же губерниях приказов общественного призрения (их функции были переданы земствам). В 1870 году с введением городового положения большинство городов империи получило общественное управление. Претерпела некоторые изменения и централизованная система руководства общественным призрением и благотворительностью, со времени учреждения министерств эта функция была переложена на министерство внутренних дел.

Начиная с середины XVII в., в понятие «благотворительные учреждения» стали включаться, помимо благотворительных заведений (госпитали, больницы, приюты, богадельни и т.п.), и появившиеся различные благотворительные общества. Но для их открытия требовалось высочайшее разрешение, их число было незначительно, как и их роль в деле общественного призрения. Их бурный рост начался с 90-х годов XIX века, после предоставления в 1862 году права давать разрешение министерству внутренних дел на открытие благотворительных обществ, что значительно упрощало необходимые юридические формальности. Важный вклад в развитие благотворительности и общественного призрения в России внесли 4 созданные в разное время благотворительные организации: ведомство учреждений императрицы Марии (с 1797 года), императорское человеколюбивое общество (с 1802 года), российское общество Красного Креста (с 1867 года) и попечительство о домах трудолюбия и работных домах (с 1895 года). Эти социальные структуры составляли особую группу независимых благотворительных учреждений, которые не подчинялись никакому министерству и к концу XIX века включали в себя ряд благотворительных обществ и заведений.

Общее число благотворительных учреждений Российской империи на 1 января 1899 года составляло 14854, из них благотворительных обществ было 7349 и благотворительных заведений - 7505. При этом 5270 благотворительных заведений находились в губернских и областных городах, а остальные 9584 распределялись между уездными городами и другими поселениями.

Из приведенных цифровых показателей видно, что система общественного призрения и благотворительности охватывала места проживания основной массы городского населения и в меньшей мере была ориентирована на оказание социальной помощи нуждающимся в сельской местности, где проживала основная часть населения Российской империи. Вся тяжесть решения проблем общественного призрения, благотворительности и попечительства лежала на крестьянской общине, содержавшей своих больных, престарелых, инвалидов и оказывавшей посильную помощь нуждающимся.

Благотворительность и общественное призрение в Российской империи носили, начиная с периода правления Петра I и по 1917 год включительно, сословный характер. Это накладывало свой отпечаток на постановку дела оказания помощи нуждающимся, разделяло последних на существовавшие в российском обществе социальные слои. Исходя из этого принципа оказания социальной помощи, наиболее социально защищенными были дворянство и купечество, а крестьянство было обречено на нужду и страдания.

Особенно были распространены благотворительные заведения для призрения престарелых, призрения и воспитания детей и заведения дешевого и бесплатного пропитания. Хуже всего решались проблемы оказания медицинской помощи детям и организации трудовой помощи и трудоустройства для трудоспособных нуждающихся людей.

Определенный вклад в дело общественного призрения и благотворительности, в основном в виде санитарно-курортного лечения, медицинской и ортопедической помощи, вносило российское общество Красного Креста.

Частная благотворительность в России получила свое развитие, начиная с периода царствования Екатерины II, и активизировалась в годы правления Александра I. В начале XX века она осуществлялась в следующих основных формах:

— пожертвования частных лиц;

- организация отдельными лицами заведений для призрения;

— организация благотворительных обществ;

- создание касс и различных союзов взаимопомощи.

С начала столетия предпринимались попытки внедрить в нашей стране Эльберфельдскую систему. Суть этой прогрессивной для своего времени прусской модели оказания социальной помощи нуждающимся в условиях отдельно взятого города заключалась в индивидуализации призрения, децентрализации всей системы социальной помощи за счет деления территории города на более мелкие административные участки. Эль-берфельдская система предполагала наличие значительного числа попечителей бедных, на долю каждого из которых приходилось от двух до четырех призреваемых. Этому предшествовало начавшееся в Москве в конце XIX века реформирование городской системы общественного призрения. В конце XIX - начале XX века российская модель социальной деятельности дополнилась попечительством о народной трезвости (которое было создано при министерстве финансов) и значительным количеством частных благотворительных обществ и заведений.

Предпринимались попытки реформировать систему общественного призрения и благотворительности с учетом изменившихся социально-исторических и экономических условий, однако в силу ряда обстоятельств ни выводы комиссии К.И. Грота, ни предложения Е. Д. Максимова, С.К. Герье и других специалистов и ученых так и не были реализованы. Сложившаяся и апробированная временем модель социальной деятельности просуществовала вплоть до 1917 года.

В мае 1917 года постановлением Временного Правительства было образовано новое ведомство - Министерство государственного призрения. Министерство стало центральным руководящим органом и объединило дело призрения в масштабах страны. К основным его функциям относились следующие:

- финансовая поддержка дела призрения со стороны государства;

- разработка общероссийского плана государственного призрения;

- переработка и принятие новых социальных законов;

- надзор за деятельностью волостных, уездных, губернских земств и городов по оказанию социальной помощи нуждающимся;

-  подготовка кадров для государственных, земских, городских органов призрения.

Обсуждался вопрос о введении особых уполномоченных по государственному призрению для координации и контроля положения дел на местах. Шла речь о создании специального министерства социальной помощи. Однако, кроме проведения Всероссийского совещания по вопросам организации социальной помощи детям, никаких других практических шагов в рамках новой формировавшейся модели социальной деятельности предпринято не было. В октябре 1917 года они была заменена моделью государственного призрения нуждающихся из числа трудящегося населения.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!