Натурфилософия — исторически первая форма философии

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Философия многолика, и различные философы в разные вре­мена предлагали выделять те или иные ее типы. Одни говорилио восточной и западноевропейской философии, делили философию на языческую и христианскую, другие рассматривали философию природы - натурфилософию и философию истории, третьи члени­ли ее на диалектику и метафизику на основании применяемого в ней метода. Со времен Гегеля утвердился взгляд, согласно которому периодизация историко-философского процесса связывалась с круп­ными историческими эпохами. Следовательно, можно было гово­рить .о философии античности, средневековья, Возрождения, Но­вого времени и пр. .Иногда для выделения типов философии в каче­стве опоры служили национальные факторы. Тогда речь шла о фи­лософии английского эмпиризма, о немецкой классической фило­софии, русской религиозной философии и пр. Когда же во главу угла ставился основной вопрос философии - вопрос об отноше­нии мышления к бытию - с точки зрения его первой онтологиче­ской стороны: Что первично? - Мышление или бытие, «создан мир Богом или он существует от века?», то в зависимости от того, как на этот вопрос мыслители отвечали, возникали такие историче­ские типы философии, как идеализм и материализм. Как известно, идеалисты полагали в качестве «первичного» - сознание, мысль, идеальное, материя же принималась вторичной и производной. Идеа­лизм также был представлен несколькими разновидностями: объек­тивный идеализм, субъективный идеализм, солипсизм.

Таким образом, объективный идеализм, признавая первич­ность мышления идеального, понимал это идеальное объективно безличностно: как Идею, Абсолютный дух либо как всеобщую тво­рящую Волю. Сам же человек с его конкретным мышлением заста­вал уже созданный мир и участвовал в его освоении, но не являлся его творцом.

Субъективный идеализм предполагал иное отношение. С точки зрения субъективного идеализма определяющим оказывался дух, мышление и идея каждого отдельного субъекта. Именно они могли выступить как первичные движущие силы и основания, как факто­ры, определяющие все мироздание и универсум. Иными словами, в качестве творца мироздания оказывалось сознание, мышление субъ­екта, оно наделялось функцией «творения».

Крайнее выражение субъективного идеализма - солипсизм. Кредо солипсизма было связано с утверждением, что «вещи суть мои ощущения». Это известное изречение Беркли описывало весь мир как скованный и представленный формами ощущения субъекта. Сле­довательно, ничего, кроме ощущений, не существует и существо­вать не может.

Тра­диционно считается, что философия возникла на ступени разложе­ния мифологического сознания, когда синкретизм (нерасчленен­ность), образность и символичность мифа уступили место понятий­ному мышлению. Исторически первой формой философии была на­турфилософия. В ней олицетворение сменяется абстракцией, на место множества человекообразных богов в основу всего сущего ставится единое «естество» - вечная и многообразная природа. Если в мифо­логии действительность воображалась, в натурфилософии она начи­нает пониматься. Происходит изгнание всех антропоморфных сил. Поэтика мифа уступает место зарождающемуся логосу - «разумному слову» о природе вещей. Личностно-образная форма мифа заменя­ется безличностно-понятийной формой философии.

Первые натурфилософы - «фисиологи», по определению Ари­стотеля, изучали природу, пытаясь объяснить первопричины сущего в учениях о первоэлементах мира, исходя из общей первоосновы. В качестве таковой античное мышление полагало, как правило, кон­кретную физическую сущность, нечто чувственно данное. Это - вода в учении Фалеса, воздух - у его ученика Анаксимена или же огонь - у Гераклита Эфесского. Только Анаксимандр - другой уче­ник Фалеса высказал положение, что началом (принципом) и сти­хией (элементом) сущего является апейрон (с древнегреческого - бесконечное, неопределенное). Апейрон - абстрактная, не связан­ная чувственно конкретным образом сущность, лежит в основе все­го, обладает творческой силой и является причиной всеобщего воз­никновения и уничтожения. Тем самым осуществлялось дальнейшее освобождение от метафоричности и переход от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, оперирующему понятиями. Сенека первым применил название «рЬ11о50р1иапа1игаП5» как общее обозначение философских течений Древней Греции, предшествующих Сократу и софистам.

Примечательно, что первые «фисиологи» или натурфилософы - представители Милетекой школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, а также Гераклит Эфесский, были не только натурфилософами, но также и учеными. Они занимались изучением астрономии, геогра­фии, геометрии, метеорологии. Фалес, например, предсказал сол­нечное затмение и первым объяснил природу лунного света, счи­тая, что луна отражает свой свет от солнца. Доказывая простейшие геометрические теоремы, он вводил и использовал дедуктивный метод. Названия приписываемых по традиции Фалесу работ: «Мор­ская астрология», «О солнцестоянии», «О равнодействии», «О на­чалах» свидетельствуют, в какой степени ум его был обращен к познанию природы. Ученика Фалеса Анаксимандра называют «ис­тинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской нау­ки о природе».

Логос натурфилософии имел своим содержанием поиск основ мироздания, причин и законов строения мира. «Фисиологи» стре­мились открыть единую основу многообразных природных явле­ний. Названные ими в качестве первоначал сущности были не про­сто физическими стихиями, они несли в себе сферхфйзический смысл, так как выступали носителями мироединства. Сам термин «логос» трактовался многозначно: как всеобщий закон, основа мира, мировой разум, слово и огонь. Как слово о сущем логос противо­поставлялся не только вымыслу мифа, но и видимости чувствен­ного восприятия вещей. От мифа к логосу - так обозначалось то направление пути, которое выбрала человеческая мысль, осваивая универсум. Считается, что античный мир обеспечил явные сдвиги в сторону всеобщей рационализации мышления. Большое внима­ние уделялось постижению и развертыванию истины, т.е. логике и диалектике. Постепенно философские системы приобретали вид все более и более рационально оформленного знания.

Натурфилософия,выступив исторически первой формой мыш­ления, направленного на истолкование природы, взятой в ее це­лостности, привнесла вместо господствующего в мифологии образа «порождения» идею причинности. В рамках натурфилософии был выдвинут ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Например, атомистическая гипотеза, гипотеза о возникно­вении порядка из хаоса. Наметившиеся в натурфилософии два на­правления в объяснении мира могли быть обозначены как: «Многое есть единое» и «Единое есть многое». С точкизрения первого - мно­гообразный природный мир имел в основе некую единую субстанцию и строился из первичных элементов, первокирпичиков - ато­мов. С точки зрения второго - единый в своей целостности уни­версум порождал из себя на протяжении хода развития все много­образие природных явлений. Тем самым натурфилософы постави­ли для всей последующей философии две важнейшие проблемы:

проблему субстанции - вечной и пребывающей основы всего су­щего и проблему движущего принципа - источника всех происходящих изменений.

Существенным стало то, что, формируя идею природы, мысль античных натурфилософов должна была приучиться осваивать то, что вне ее, что существует независимо от нее, не прибегая к закре­пленным в мифологическом сознании приемам антропоморфиза-ции, но лишь двигаясь по логике предмета. Натурфилософское мыш­ление было направлено на объект. При этом, однако, неизвестные действительные связи заменялись «идеальными фантастическими связями», а «недостающие факты - вымыслами». Иначе и быть не могло.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!