Национальный характер и менталитет

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

У каждого народа есть свой исторически сложившийся «национальный склад « или менталитет (от лат. - дух, образ, от венгер.- знак, облик). Менталитет - это система внутренних устойчивых духовных, психических качеств, которые проявляются в поведении, в деятельности, образе жизни. Нередко менталитет народа, нации сводят лишь к психическим качествам, к образу чувств и мыслей. Но о специфике каждого народа мы можем судить только по внешним, материальным формам, по образу жизни и поведению. Это прекрасно показано В. Овчинниковым в его книге, посвященной японскому менталитету, «Ветка сакуры» и в его работе, посвященной английскому менталитету, «Корни дуба».

Поэтому менталитет надо рассматривать как единство духовного и материального, внутреннего и внешнего, образа мыслей и образа жизни народа. Для иллюстрации этих положений дадим, например, обобщенную характеристику русского менталитета. Какие качества и формы их проявления характерны для русского народа?

Коллективизм. Это первое, что предстает в истории русского характера: стремление к объединению, собранию, консолидации, кооперации, потребность ставить и решать самые разные проблемы (семейно-бытовые, трудовые, художественные, экологические, педагогические, финансовые, оборонительные) сообща, «всем миром»: «на миру и смерть красна», «с миру по нитке - голому рубаха». Индивидуализм, эгоизм - не в природе русской натуры. Отсюда, например, массовые, «всем миром» выступления народа в отечественных войнах и партизанских движениях. Не будем, конечно, забывать и о том, что коллективность, общинность порождала и круговую поруку, и стремление спрятаться за спину других.

Всемирная отзывчивость. Она следует из коллективности и означает потребность и способность причастности ко всему иному, ко вселенскому, к проблемам других народов и стран. Этот всемирный интерес не является созерцательным, пассивным, праздным. Он активен, деятелен, он ориентирован на содействие, на помощь, на соучастие. Русская душа открыта всему миру, всему иному, всем культурам. Мы не только «там», в «ином», и это «иное» становится нашим. Мы легко осваиваем чужое, но это чревато подражательностью, копированием.

Духовность. Это качество русской натуры следует из всемирной отзывчивости, потому что универсальная причастность человека ко всему миру не может быть обеспечена физически, телесно, материально. Только духом своим человек становится глобальным, планетарным, вселенским и даже космическим существом. С понятием духовности связано и стремление возвыситься над суетой жизни, над повседневностью и прозаичностью бытия. Из этого вытекают и производные духовные интенции (стремления): тяготение к сверхъестественному, божественному, космическому, культ дневников и откровений.

Бескорыстие. Духовность как ориентация на внетелесное закономерно порождает отвращение от мирской корысти, от суетного материального расчета. В русской литературе постоянно действуют герои-бессребреники, подвижники, благодетели, сердобольные люди.

Терпение. «Бог терпел и нам велел»- вот общая установка. Почему? Потому что мир богат и горестями и радостями. «Терпение» ожидает «воздаяние». Мир — это не черное или белое, мир - в полосочку. С философской точки зрения терпение - это трансформация внешнего во внутреннее, это усиленный спрос с себя, а не с внешних обстоятельств. Но терпение нашего народа всегда имело предел. Понятие предела - глубоко психологическое.

Предел - граница, мера, норма. Нарушается граница, мера ментальности, и встает народ, спокойно и чинно, бескорыстно и размашисто и начинает «вершить суд». Давно признано, как он страшен, этот народный суд, но он закономерно следует из терпения как последний способ спасти себя, своих ближних, свою Родину.

Жертвенность. Эта черта как бы продолжает и нашу духовность, и наше терпение. Она проявляется в готовности к самопожертвованию, в одержимости, отшельничестве, в скромности, в готовности «не пощадить живота своего». Русский человек готов жертвовать собой за что угодно: за свои идеалы и своих близких, за Родину и за свободу Испании, за приказ командира и кусок хлеба. И проверяется он « в разведке », потому что именно там возникают экстремальные ситуации.

Авось. Объективная суета захватывает любого человека. Сопротивляться потоку жизни даже в соборном единении сложно. Русский человек готов к универсальному состраданию и универсальной же самоотдаче: отсюда наше знаменитое «авось». Авось - это упование на случай, на помощь извне, на стечение обстоятельств, на «пан или пропал», на рулеточный исход событий. Вот и сегодня мы в России ждем: авось хороший президент будет, авось обвала рубля не будет, авось зарплату выдадут, авось пенсию вовремя принесут и т.д.

Штурмовщина. Удивительное качество нашего народа. Ведь после «авось» всегда следует «штурмовщина», т.е. мгновенная мобилизация всех сил и средств: «русский мужик долго запрягает, но быстро ездит». Мы можем и годовую программу выполнить 31 декабря.

Существуют и другие ментальные качества (хлебосольство, универсальность и др.). Исследование их входит в задачу и философии, и социальной психологии, и этнологии. И этот анализ имеет важное значение для педагогической теории и практики.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!