Национально-государственное развитие стран Центральной и Юго-Восточной Европы в межвоенный период

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Итогом Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) стало формирование новой геополитической ситуации, коренным образом повлиявшей на политические  системы  многих стран мира и изменившей их право – государственный  уклад. Значительным  оказалось  влияние последствий войны для государств Центральной и Восточной Европы. Государственно-политический распад национальных империй в Европе, России и Австро-Венгрии позволил сформироваться около десяти новым самостоятельным национальным государствам, некоторые из них ранее не имели своей государственности. Революционные выступления и в Австрии (октябрь – ноябрь 1918 г.), и в России (февраль 1917 г.) создали предпосылки для возникновения независимых государств.

Октябрьская революция 1917 г. в России, завершившаяся созданием социалистического государства советского типа, послужила толчком для революционных выступлений в странах Центральной Европы. Их целью было покончить с войной, освободиться от правящих режимов, на которые возлагалась вина за бедствия и разруху. Европейские революции по своему характеру были демократические, вовлекшие в политическую жизнь общества большую массу населения, значительная часть которого находилась под влиянием социалистических идей и, прежде всего, идей русской революции. Демократизация общественной жизни и государственной власти затронула в разной степени все государства Центральной и Восточной Европы.

В начале ХХ в. Венгрия  находилась в составе двуединой монархии австрийских Габсбургов и имела все атрибуты конституционного буржуазного государства – парламент и правительство, которые самостоятельно решали все вопросы государственного управления. Вместе с тем суверенитет Венгрии оставался ограниченным, особенно в области внешней политики. Стремление к национальной самостоятельности в меньшей степени, чем в других странах юго-восточной Европы, но все же затронуло и Венгрию как перед Первой мировой войной, так  и в ходе ее. Война нанесла ощутимый урон не только экономике, но и населению страны. Более 1 млн солдат погибло и пропало без вести. В ноябре 1918 г. было подписано перемирие и Австро-Венгерская империя практически прекратила свое существование.

Национально-освободительное движение польского народа, начавшееся в годы Первой мировой войны, завершилось осенью 1918 г. образованием независимого польского государства. Огромная роль в этом принадлежала Советской России, которая провозгласила «право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства». Аннулировав все договоры царской России с Пруссией и Австрией, Россия окончательно отказалась от всяких притязаний на польские земли. 7 ноября 1918 г. в г. Люблине было создано Временное народное правительство Республики Польши, которое провозгласило создание независимого польского государства, широкие демократические свободы и социальные права, национализацию лесов и некоторых видов крупной земельной собственности. 18 ноября в Варшаве  было сформировано  первое общепольское правительство, во главе которого встал социалист Е. Морачевский. Влияние Коммунистической рабочей партии было велико в стране, но значительная часть трудящихся  все-таки поддержала социалистов и крестьянские партии, которые выступали за частичную национализацию промышленности и аграрную реформу, вместе с тем отрицали путь, избранный Россией после октября 1917 г., и считали наилучшей формой государственного устройства парламентскую республику. При активном участии демократических сил страны происходило становление парламентской демократии в Польше.

28 октября 1918 г. Национальный комитет провозгласил образование самостоятельного Чехословацкого государства и стал высшим органом власти. В ноябре 1918 г. Национальный комитет утверждает временную конституцию, провозгласившую образование Чехословацкой республики. Создается однопалатное  Национальное собрание, которое избирает президентом республики Т.Г. Масарика.

Осенью 1918 г. после освобождения Сербии и значительной части югославянских земель Австро-Венгрии было учреждено Народное вече, составленное из представителей словенцев, хорватов и сербов, проживавших в югославянских областях империи. Вече предложило программу, предусматривавшую объединение в независимое государство всех словенцев, хорватов и сербов. 29 октября 1918 г. Хорватский собор  провозгласил отделение югославянских провинций от монархии Габсбургов. Таким образом было образовано Государство словенцев, хорватов и сербов, а на политическую арену борьбы  за власть, помимо Сербского правительства и Югославянского комитета, выдвинулось Народное вече. Формирование новой государственности в странах Центральной и Юго-Восточной  Европы происходило в условиях войны и распада трех империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской. Этот факт в значительной мере определил государственно-политическое и социально-экономическое развитие этих стран. Демократизация государственной власти, установление либерально-демократических режимов не являлись стабильными, поскольку отсутствовала устойчивая партийная система, политическая культура общества была крайне низкой.

Формирование Польши как республики завершилось в марте 1919 г. Польским сеймом была принята Конституция, получившая название «мартовской». Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежала народу. Законодательная власть принадлежала парламенту, состоявшему из 2-х палат – сейма и сената, исполнительная власть – президенту и правительству, судебная власть – независимым судам. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми и пропорциональными при тайном голосовании. Президент избирался парламентом и имел право назначать премьера и министров, а также представлял государство на международной арене. Правительство было ответственно перед парламентом, сейм имел право смены правительства и отдельных министров. Конституция провозглашала основные демократические принципы: свободы личности, равенства прав всех граждан страны, независимо от происхождения, национальности, языка, расы или религии. Все виды собственности объявлялись неприкосновенными. Таким образом в государстве закреплялся строй парламентской демократии. К наиболее сложным вопросам независимой Польской республики относился вопрос о границах возрожденного государства, который во многом зависел от позиции Франции и Англии. В составе Польши объединились территории, длительное время входившие в различные государства (Великая Польша, Гданьское Поморье, часть Верхней Силезии). В результате Польша сложилась как многонациональное унитарное государство.

В феврале 1920 г. принимается Конституция Чехословацкой республики, которая юридически оформила уже сложившуюся буржуазно-демократическую политическую систему. Конституция провозглашала равенство всех граждан, независимо от происхождения, языка, расы, вероисповедания, национальности, неприкосновенность личности, жилища, свободу союзов, собраний, печати, слова и т. д. Высшим законодательным органом стало двухпалатное Национальное собрание, выборы в которое осуществлялись на основе пропорционального, равного, прямого и тайного избирательного права. Президент выбирался Национальным собранием сроком на 7 лет и наделялся широкими полномочиями, в частности, правом назначения и отставки правительства, созыва и роспуска Национального собрания, обладал правом вето в отношении предлагаемых законопроектов. Правительство было ответственно перед Национальным собранием. Конституция исходила из принципа единой «чехословацкой нации», «чехословацкий» язык официально стал государственным языком. Конституция объявляла охрану прав национальных меньшинств, но только лишь как культурно – языковое равноправие. Был принят ряд специальных законов: вводилась всеобщая воинская обязанность, создавалась постоянная армия, в случае необходимости президент и правительство могли вводить чрезвычайное положение и, таким образом, ограничивались конституционные  права и свободы. Проведенные в апреле 1920 г. парламентские выборы показали, что наибольшее число мест получили партии социалистов, социал-демократов и аграрная партия.

Новые конституционные законы были приняты в Югославии, Болгарии, Румынии.

В начале ноября 1920 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять первую Конституцию Югославского государства. Большинство депутатских мест получила Демократическая партия, представлявшая  интересы сербской буржуазии, вместе с тем достаточно сильными оказались позиции Коммунистической партии и Хорватской народной крестьянской партии, но составить антиправительственную коалицию они не смогли, поскольку действовали разобщенно. Более того, опасаясь экспорта революционных событий из России, правительство в конце декабря 1920 года издало декрет, запрещавший деятельность Коммунистической партии Югославии.

Летом 1921 г. Учредительное собрание одобрило проект новой Конституции. Новый конституционный закон определял Сербо-хорвато-словенское государство как  парламентскую монархию. Народная скупщина (парламент) считалась верховным законодательным органом. Законы, принятые парламентом, подлежали утверждению королем, который имел право его созыва и роспуска. Правительство являлось ответственным перед королем и Народной скупщиной, но фактически оно зависело только от короля, которому принадлежало право назначения премьер-министра и отставки правительства. Государство было разделено на тридцать три области во главе с назначаемыми королем губернаторами. Несербские территории не получали даже тех прав, которые они имели, находясь в составе Австро-Венгерской  империи. Органы местного самоуправления создавались только на территории Сербии. Гражданам гарантировались все демократические права, но фактически после издания специального «Закона о защите государства» они не выполнялись, поскольку за принадлежность к КПЮ и коммунистическую деятельность предусматривалось суровое наказание, вплоть до смертной казни.

Болгария, провозглашенная в конце ХIХ века самостоятельным, независимым и буржуазным государством с сильной монархической властью, выступившая союзницей Германии, Австро-Венгрии и Турции в Первой мировой войне, по условиям мирного договора от 27 ноября 1919 г. лишалась ряда важных районов, составлявших 10 часть ее территории. Страна находилась в глубоком экономическом и политическом кризисе. С целью выхода из кризиса в октябре 1919 г. формируется коалиционное правительство, куда вошли представители массовой мелкобуржуазной партии – Болгарского земледельческого народного союза, Народной и Прогрессивно-либеральной партий. В дальнейшем по мере возрастания влияния БЗНС в мае 1920 г. формируется однопартийное самостоятельное правительство БЗНС во главе с Александром Стамболийским. За время своего самостоятельного правления (1920 – 1923 гг.) БЗНС проводит ряд законов, которые получили значительный общественный резонанс и отвечали интересам крестьянства, в частности, была проведена земельная реформа, ограничивающая крупное землевладение, привлечены к ответственности виновники участия страны в Первой мировой войне, создан консорциум государства для торговли зерном, возросли налоги на доходы и капитал и т.д. 9 июня 1923 г. в результате военно-фашистского переворота демократическое правительство БЗНС было свергнуто, А. Стамболийский был убит.

Демократические изменения, происходившие после войны в Румынии, были не столь радикальными, как в Чехословакии и Польше, но широко развернувшееся национальное движение румынского населения в Трансильвании под лозунгом объединения Трансильвании с Румынией в рамках свободной демократической республики позволило 1 декабря 1918 г. завершить «великое объединение» страны. Также в состав Румынии вошла Южная Буковина и Бесарабия.

Наиболее крупной  и организованной политической силой в Румынии в 20-е годы была Национал-либеральная партия. Ее соперником в борьбе за власть стала другая  влиятельная политическая  сила – Национальная партия Трансильвании. По Конституции 1923 г. Румыния получала монархическую форму правления, хотя формально закреплялся принцип народного суверенитета, определявший Румынию как конституционно-монархическое государство. В целом Конституция Румынии носила авторитарный характер, несмотря на закрепленные в ней гражданские права и свободы.

Конституционное законодательство в странах Центральной и Юго-Восточной Европы получило широкое развитие во многом благодаря демократическим реформам, антифеодальному движению в деревне, широкому вовлечению народных масс в политическую жизнь. Безусловно, что определенное влияние оказали действующие конституции развитых европейских стран и, конечно, американская конституция. Если новые конституционные законы, принятые в Чехословакии и Польше, отличались буржуазным радикализмом, то конституционные законы Югославии и Румынии носили авторитарный характер, демократические изменения были умеренными.

Мировой экономический кризис конца 20-х – начала 30-х годов по своей глубине, масштабности и продолжительности стал серьезным испытанием не только для рыночной экономики, но и для демократических государственно-правовых институтов. Правительства западных стран, в том числе и восточно-европейских, оказались совершенно неподготовленными. Обострились социально-классовые и национальные противоречия, политическая нестабильность способствовала ликвидации демократических институтов власти. Парламентаризм, не имевший исторических традиций и прочной социальной базы, был не в силах противостоять нарождавшимся военно-авторитарным режимам.

В конце 20-х годов Болгария, как и другие страны, была охвачена кризисом, и государственный переворот 1934 г., совершенный деятелями Военного союза и новой политической группировки «Звено», способствовал установлению в стране сильной государственной власти по примеру фашистских Германии и Италии. Была приостановлена конституция, запрещены все политические партии, профессиональные и общественные организации. Таким образом, сформировался авторитарный режим  царя Бориса III, установившийся в середине 30-х годов.

Осенью 1922 г. на выборах в парламент и сенат Польского государства ни одной из политических сил не удалось добиться перевеса. Выборы первого президента независимой Польши в декабре 1922 г. закончились трагически,  он  был  убит. Вновь  избранный   президент  20  декабря 1922 г. С. Войцеховский являлся кандидатом крестьянской партии «Пяст» и серьезного влияния на общественно-политические процессы в стране не имел. Для Польши так же, как и для других стран Юго-Восточной Европы этого периода, была характерна частая смена правительств из-за серьезных разногласий между отдельными партиями по аграрному, национальному, конституционному вопросам, по развитию промышленности. Общее разочарование и недовольство парламентской демократией,  достигшее  своей  высшей  точки  в конце 1925 – начале 1926 гг., обеспечило успех государственного переворота Ю. Пилсудского и позволило установить авторитарную военную диктатуру в Польше. В мае 1931 г. парламент  избрал Ю.Пилсудского президентом страны, который, в свою очередь, отказался от этого выбора из-за незначительных полномочий президента. Сохранив контроль над армией, Ю.Пилсудский установил в стране авторитарную диктатуру при внешних атрибутах парламентской демократии, т.е. сохранялся парламент и конституция 1921 г. В 1926 г. в Конституцию были внесены поправки: президент получал право досрочного роспуска парламента, издания декретов, имеющих силу закона, вводилась предварительная цензура прессы и т.д. Данный режим получил название «санации» (оздоровление общественной жизни). В 30-х годах режим «санации» открыто встал на антидемократические позиции: была запрещена деятельность некоторых левых партий, принят новый тюремный устав, ликвидировавший права политических заключенных, вводились военно-полевые суды, был создан концентрационный лагерь для политических заключенных, где содержались без следствия и суда противники режима. В апреле 1935 г. новая Конституция закрепила правление режима «санации». По Конституции президент сосредотачивал в своих руках единую и неделимую государственную власть, являлся высшим руководителем правительства, сейма, сената, вооруженных сил, судов и государственного контроля, назначал треть сенаторов. Права сейма были ограничены в пользу органов исполнительной власти и сената. Новый избирательный закон лишал политические партии права выдвигать своих кандидатов в депутаты. Это право принадлежало только избирательным комиссиям, которые состояли из представителей администрации, хозяйственных и профсоюзных организаций.

Смерть Ю. Пилсудского в 1935 г. привела в конечном счете режим  «санации» к ослаблению, но все же он просуществовал до начала Второй мировой войны.

Мировой экономический кризис начала 30-х годов достиг наивысшей точки в Чехословакии в 1933 г. и привел к спаду промышленного производства, безработица достигла более 1 млн человек. Экономические трудности и безработица потребовали активизации социальной политики. Принимается ряд законов: об оплачиваемом отпуске, о пособиях по безработице, о пенсиях, что способствовало стабилизации общественно-политической жизни страны. Самой многочисленной и влиятельной становится аграрная партия. Национально-демократическая партия имела большинство своих сторонников среди консерваторов. Чехословацкая народная партия, объединившая  несколько католических партий, имела широкую поддержку в деревне. В Словакии политическим влиянием пользовалась Христианская  народная партия. Левые силы поддерживали Коммунистическую партию Чехословакии. Вместе с тем реальная политическая власть находилась в руках неформальных организаций, сложившихся вокруг президента и опиравшихся на национально-социалистическую и социал-демократическую партии. Самой влиятельной из них являлась группировка «Град». Также в 20 – 30-х годах наблюдалась тенденция к свертыванию парламентской демократии и расширению полномочий исполнительной власти. Однако при всех изменениях в функционировании парламентской системы политический строй Чехословакии до ее расчленения имел ярко выраженный буржуазно-демократический характер.

Экономический кризис, охвативший Европу, нанес серьезный урон и румынской экономике. Спад промышленного производства в начале 30-х годов достиг 58%. Для укрепления политического режима король привел к власти кабинет, названный «правительством национального единства» и призвал «твердой рукой» поддерживать порядок в стране и стабилизировать экономику. Был принят закон о жандармерии, который давал ей право разгонять демонстрации и  пресекать забастовки. В 1930 г. была создана фашистская военизированная организация «Железная гвардия», получившая политическую и финансовую поддержку монополистического капитала и монархии. С 1930  по 1938 гг. правительство Румынии приняло целую серию чрезвычайных декретов, которыми была укреплена власть короля и ограничена власть парламента. В феврале 1938 г. король Румынии Кароль II упразднил Конституцию 1923 г. и установил королевскую диктатуру. Новое правительство подчинялось только королю, парламент был распущен. Была принята новая Конституция, согласно которой вся полнота власти сосредотачивалась в руках короля. Он имел право заключать военные и политические договоры, объявлять войну и заключать мир, утверждать экономические договоры без последующей ратификации парламентом. Вместо демократических и гражданских прав и свобод были приняты статьи о гарантиях прав и свобод в рамках закона. Закреплялся принцип единства румынской нации.

Парламентская система, образовавшаяся в начале 20-х годов в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, отличалась крайней политической нестабильностью. За десять лет сменилось более двадцати правительств. Два правительства были заменены по решению скупщины, остальные отправлены в отставку королем. В политической борьбе за власть принимало участие около тридцати политических партий, большинство из которых после неудачи на выборах прекращали свою деятельность. Создать общеюгославскую  партию так и не удалось. Партии различались по национальному и социальному составу. Ведущими в стране  являлись сербские радикальная и демократическая партии, а также Хорватская республиканская крестьянская партия (ХРКП). Весь период между двумя мировыми войнами в стране шла борьба между  главными политическими течениями: унитарным централизмом и федерализмом. За первое выступали сербские радикалы,  за второе – ХРКП. После ряда репрессивных мер по отношению к ХРКП она была вынуждена признать конституцию и династию Карагеоргиевичей. Впоследствии партия была переименована  в Хорватскую крестьянскую партию (ХКП), которая вошла в коалиционное правительство. Но сотрудничество ХКП и сербской радикальной партии продолжалось всего около двух лет, до 1927 г., когда образовался объединенный фронт всех политических сил в Хорватии против центральной власти. В конце двадцатых годов социально-политическая обстановка в стране была крайне напряженной, нависла угроза распада государства.  Переворот 6 января 1929 г., совершенный королем Александром Карагеоргиевичем, заменил парламентаризм на монархический режим, опиравшийся на армию. Конституция была отменена, парламент и политические партии распущены. 3 октября 1929 г. Королевство сербов, хорватов и словенцев было переименовано в королевство Югославию. Была проведена административная реформа, по которой  страна делилась на девять бановин и один столичный округ, при этом старые границы ликвидировались. Возглавлявшие новые территориальные единицы баны назначались и подчинялись только королю. В сентябре 1931 г.  под давлением европейских государств и, в частности, Франции, требовавших смягчить авторитарный режим, король Александр дарует своему народу новую Конституцию. Следует отметить, что новая Конституция также сохраняла за королем всю полноту власти. Парламент состоял из двух палат: народной скупщины и сената. Половина членов сената избиралась, другая половина назначалась королем. Правительство также назначалось королем  и было ответственно только перед ним. Активная деятельность  политических партий после принятия Конституции привела к увеличению еще большей оппозиции внутри страны, в частности, активизировалась профашистски настроенная хорватская националистическая эмиграция, так называемые усташи. В октябре 1934 г. усташи убивают короля Александра и министра иностранных дел Франции Л. Барту. После парламентских выборов 1935 г. новое коалиционное правительство пошло на сближение с Италией и Германией. Несмотря на все попытки короля и правительства стабилизировать внутреннее положение и решить хорватский вопрос,  ослабить национальные противоречия не удалось.

После падения Венгерской Советской республики в 1919 г. самой влиятельной  внутриполитической силой становится так называемое Сегедское контрреволюционное правительство и его армия, возглавляемая контр-адмиралом Милошом Хорти, который получил поддержку не только военных, но и всех основных политических сил страны. В январе 1920 г.  были проведены выборы в Национальное собрание, которое выступило за сохранение монархической формы  государственного правления. М.Хорти был избран регентом-правителем Венгерского Королевства, получив от парламента широкие права и полномочия, в том числе право на созыв и роспуск парламента, назначение выборов, на помилование и т.д.

В середине 20-х годов завершился процесс консолидации послереволюционной политической системы, имевшей либерально-конституционный характер. Оппозиционные партии получили возможность участвовать в политической жизни страны, стабилизировалась экономика, воссоздан двухпалатный парламент, введена новая денежная единица – золотой форинт. Реформы обеспечили рост экономики, способствовали укреплению ограниченного буржуазного парламентаризма.

Сторонники политики «твердой руки», воспользовавшись ситуацией, связанной с экономическим кризисом, пришли к власти в октябре 1932 г. Их популистские лозунги и обещания о реформах и всеобщем капиталистическом процветании в конечном счете привели  к сближению с фашистским режимом в Германии. Режим, установленный  М.Хорти, в сущности, являлся одной из форм военной диктатуры при сохранении видимости конституционного строя в виде парламентской монархии.

Тяжелейшие социальные последствия экономического кризиса (безработица, социальная депрессия) усилили позиции не только коммунистических партий, но и фашизма. Политическая нестабильность выразилась в частых сменах правительств. Политические партии, укрепляя власть, пытались создать более широкие коалиции. Правительства прибегали к чрезвычайному законодательству, игнорируя парламенты. Кризис парламентаризма, не имевшего прочных традиций и социальной базы, нарушение конституционных норм привели в конечном счете к установлению диктаторских режимов либо авторитарного, либо военного толка в странах Центральной и Юго-Восточной Европы.

Частичный или полный отказ от конституционных прав и свобод, антидемократическое избирательное законодательство, однопартийная система, засилье государственно-бюрократического аппарата – это основные черты авторитарных военных режимов, установившихся в странах Центральной и Юго–Восточной Европы. Некоторые из них, в частности, Болгария, Венгрия и Румыния, стали сателлитами гитлеровской Германии и полностью на нее ориентировались в своей экономической и политической деятельности, то есть развивали экономику с учетом потребностей Германии, в международных отношениях занимали позицию нейтралитета, маневрируя и пытаясь играть на «двух столах». Перед Второй мировой войной в этих странах фактически были установлены фашистские режимы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!