Национальная галерея искусств в Вашингтоне

План
Введение ……………………………………………………………………..3
1. История создания Национальной галереи искусств в Вашингтоне …...4
2. Коллекция живописи и скульптуры галереи…………………………….6
Литература ……………………………………………………………………17

Введение

Музеи американской столицы отличает особый размах и представительность. Самые крупные и значимые из них ожерельем окружают Молл — зеленое пространство между Капиталием и обелиском в виде остро заточенного карандаша. Следуя из музея в музей от Капитолия по северной стороне, знакомишься с Национальной галереей искусств, Музеем естественной истории, Музеем американской истории, а отдохнув на лужайке Молла, продолжаешь осматривать на противоположной, южной стороне Музей Фрира, Смитсоновский институт, Галерею Секлера, Музей африканского искусства, Музей искусств и промышленности, Музей Хиршхорна и, наконец, Музей космонавтики. Чуть в стороне, но в пешеходной доступности, находятся Национальная портретная галерея, а за ней — Музей американского искусства, Музей почт (есть и такой), Галерея Ре-нвика и Музей Холокоста. Естественно, это не все музеи Вашингтона, но самые престижные. Их посещают все: и американцы, и туристы, и молодые, и пожилые. Дело не в амбициозности посетителей, а в естественном желании совместить приятное с полезным. Центр города, чистый воздух, хорошо подстриженные газоны, кругом шныряющие ручные белки, интересные увеселительные программы, а главное — сокровища музеев.
В реферате  мы остановились на изучении истории создания и особенностях экспозиции Национальной галереи искусств  в Вашингтоне.
Вашингтонская Национальная галерея  искусств – одно из самых значительных мировых собраний живописи. «Собственность народа США», она была основана согласно резолюции обеих палат Конгресса США.

1. История создания Национальной галереи искусств в Вашингтоне

В центре Вашингтона, между тремя основными достопримечательностями американской столицы — Капитолием, Белым домом и обелиском монумента Джорджу Вашингтону — находится Национальная галерея искусств. Она входит в состав всемирно известного Смитсоновского института, основанного в 1846 году на средства, завещанные США Джеймсом Смитсоном. Но Смитсоновский институт, как и предшествующий ему маленький Вашингтонский музей, созданный в частном порядке четверть века спустя после основания столицы США, не ставил перед собой задачи создания музея западноевропейского изобразительного искусства. Их цель состояла в пропаганде и популяризации главным образом естественных и общественных наук.
Реально задача создания музея западноевропейского искусства в столице была поставлена в 1927 году Андре Меллоном. К этому времени в Вашингтоне существовала Карко-рановская галерея, основанная в 1869 году, которая имела в своем собрании работы западноевропейских художников. Несколько залов Смитсоновского института занимало собрание второстепенных произведений западноевропейского и американского искусства из коллекции Харита Джонстона, получившее в 1906 году название Национальной галереи. В то же время Чарлз Лэнг Фри передал институту свою богатейшую коллекцию восточного искусства, для которой он построил специальную галерею.
Андре Меллон (крупнейший государственный деятель и бизнесмен из Питсбурга) длительное время собирал коллекцию живописи и скульптуры старых европейских мастеров. Он считал необходимым построить для Национальной галереи новое специальное здание, учредить для нее постоянные большие ассигнования федерального правительства, создать руководство в виде совета директоров, но при этой автономии все же сохранить статус Смитсоновского института, свободного от прямой политической и правительственной зависимости. Он начал вести переговоры с ведущими коллекционерами США о создании музея в столице и передаче в него коллекций. Сам же он резко увеличивал закупки произведений старого искусства на художественных рынках, пополняя коллекцию подлинными шедеврами. В конце 1936 года о предложениях по Национальной галерее и желании передать в нее свою коллекцию Меллон сообщил президенту США Франклину Рузвельту. Рузвельт с восторгом поддержал план Меллона, быстро провел его через конгресс, и в июне 1937 года здание галереи было заложено.
Национальная галерея искусств в Вашингтоне была открыта в 1941 году. В ее залах сейчас размещены коллекции Меллона, Вайденеров, Розенвальда, Кресса, Дейла, а также большое число мелких собраний. Галерея искусств в Вашингтоне насчитывает более 1000 картин, 200 скульптур и 22 тысячи гравюр и рисунков.
Пополнение Национальной галереи шедеврами европейского искусства происходит до наших дней. В какой-то мере возможности расширения экспозиции предусматривались архитектором здания. Проект его был разработан Джоном Расселом Попом. Здание Национальной галереи построено в характерном для американской столицы помпезном стиле позднего классицизма. Центр этого длинного здания, облицованного белым мрамором, отмечен куполом и двумя портиками центральных входов с Авеню Медисон и Конституции. Изнутри купол подпирает большая ротонда из серо-зеленого мрамора. В центре ротонды, в чаше огромного фонтана, установлена бронзовая статуя летящего Меркурия работы Дж. Болонья, вывезенная А. Меллоном из Италии. Западное крыло центрального этажа занимает старое европейское    искусство,   восточное    крыло — французское    и    английское искусство XVIII века и европейское искусство XIX— начала XX веков, кроме того, здесь размещен ряд работ художников США XVIII—XIX веков. Картины, скульптуры, как и экспонаты прикладного искусства, располагаются в разных залах. Стилевые особенности различных школ и эпох подчеркиваются цветом стен и размерами залов.

2. Коллекция живописи и скульптуры галереи

Камерная живопись ранних итальянцев, фламандцев и немцев размещена в небольших залах, окрашенных в сдержанные серые тона; живопись Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта помещена на стенах, облицованных темным дубом, а фоанцузская и английская живопись — на стенах, оклеенных светлыми обоями различного рисунка и тона. Для концентрации внимания произведения монументального плана размещаются в конце анфилад, а наиболее выдающиеся шедевры расположены на специальных, выделенных цветом панелях и имеют двойную раму (раму панели и раму картины).
Скульптура монументальная или просто большого размера экспонируется в двух огромных длинных залах. Парковая скульптура — бронзовые итальянские фонтаны XVII века, статуи Майоля размещены в зимних садах.
Экспозиция ранней живописи начинается с двух византийских икон XII века — «Богоматерь с младенцем» — и с превосходной коллекции ранней итальянской живописи. В небольших залах эти тонкие по исполнению, небольшие работы надолго задерживают внимание. Одна из ранних работ—полный монументальности триптих Чимабуэ «Христос между святыми Петром и Иоаковым» 1270 года. Но в сопоставлении с работой Джотто «Богоматерь с младением» 1320 года, в которой ощущается материальная полновесность формы, произведение Чимабуэ выглядит традиционно линеарным, средневековым. Недалеко от произведения Джотто—великого реформатора, который, по словам Леонардо да Винчи, «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», висит работа его продолжателя—художника Мазаччо. Замечательное произведение XV века «Профильный портрет молодого человека» было атрибуировано крупным исследователем Б. Беонсоном. признавшим его работой Мазаччо, и датировано 1425 годом. С этим нельзя не согласиться — скульптурность формы, созданная тонкой градацией света и тени, чистота линий, новое понимание значительности человеческой личности, ее духовной выразительности, высокое качество исполнения делают этот портрет шедевром ранней итальянской живописи.
Произведения почти всех мастеров итальянского искусства эпохи Возрождения можно увидеть в залах галереи, притом многие художники представлены несколькими произведениями. Нежные по колориту, красочные и тонкие, как миниатюры, работы Фра Беато Анжелико; жестковатые, несколько экспрессивные произведения Андреа дель Кастаньо; чеканные, угловатые по рисунку, подчеркнуто скульптурные по решению формы и в то же время красочные работы Мантеньи; трогательно лиричные, изысканно тонкие по исполнению бюсты юного Христа и Иоанна Крестителя, когда-то находившиеся в капеллах (в память о рано умерших детях), выполненные Дезидерио де Сеттиньяно, произведения Росселино и других скульпторов; удивительно поэтичные, декоративно красочные и одухотворенные композиции и портреты венецианца Джованни Беллини; произведения Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, Гирландайо, Синьорелли, Перуджино и многих других художников, которых невозможно перечислить в кратком очерке. Проходя по залам, приходишь к любопытным сопоставлениям, сравнениям. Так, интересно сопоставить два портрета Джулиано Медичи, находящиеся в соседних залах. Оба выполнены в 1478 году. Живописный портрет кисти Боттичелли изображает Джулиано почти в профиль на фоне полураскрытой двери, подчеркивающей линию силуэта. Портрет лиричен, изысканно утончен, художник несколько идеализирует образ. Пространственное решение скульптурного бюста работы Верроккио аналогично живописному портрету. Но трехчетвертной поворот головы с тяжелыми грубыми чертами лица подчеркивает нагловатую самоуверенность изображенного, нисколько не идеализируя его. Портрет детален, несколько суховат в чеканности рельефа лат, по-своему документален.
Интересен мраморный рельефный профиль, так называемый «Александр Великий» (датированный 1480 годом) работы Андреа Верроккио. Выполненный тонко, с долей красивости, портрет обладает большой пластической выразительностью. Куратор скульптуры галереи Дуглас Льюеис в беседе с автором статьи высказал предположение, что этот рельеф является работой Леонардо. В своей гипотезе исследователь опирается на стилистический анализ и сравнение с близкими по изображению рисунками Леонардо да Винчи. Трудно оспаривать,  как  и  подтверждать   эту   гипотезу,   не   имея   бесспорных скульптурных работ великого мастера.
Привлекает внимание и превосходная статуя юного Давида (из собрания семьи Мартелли) работы Донателло. Датированная 1435 годом, она выполнена после поездки Донателло в Рим и изучения там античных памятников. В ней много античной чистоты, в то же время видны те композиционные элементы, которые разовьет Микеланджело в своем Давиде. Сероватая, местами золотистая матовая патина, чистые линии рисунка, удивительная пластичность формы выделяют это творение среди многих работ галереи.
Жемчужиной экспозиции является портрет Джиневры де Бенчи работы Леонардо да Винчи (ок. 1480). Этот шедевр мирового искусства около трехсот лет украшал собрание Лихтенштейна в Вене. Портрет изображает жену приора, одного из шести магистров, которым было доверено управление Флоренцией. Происходя из семьи богатого купца, близкого к дому Медичи, Джиневра принадлежала к самому интеллектуальному слою флорентийского общества. Она была талантливой поэтессой, ее поэмы высоко ценили современники. Свидетельством духовной близости семьи Бенчи к великому Леонардо служит запись Вазари о том, что «образ Поклонение волхвов... находился в доме Америко Бенчи», отца Джиневры. Вазари свидетельствует, что Леонардо «написал портрет Джиневры, дочери Америко Бенчи — одно из самых красивых произведений». Антонио Билли в своей книге о флорентийском искусстве отмечает, что «Леонардо да Винчи написал Джиневру де Бенчи с таким совершенством, что она сразу же может быть узнанной». По предположению специалистов, это был характерный для творчества Леонардо да Винчи поясной портрет, предшествующий по композиции портрету Моны Лизы («Джоконды»). (Позже портрет Джиневры де Бенчи был сильно обрезан снизу). Джиневра де Бенчи предстает на фоне темной оливково-зеленой купы деревьев и поэтического озерного пейзажа. Бледное, болезненное лицо с полузакрытыми тяжелыми веками (по свидетельству современников, в годы исполнения портрета она тяжело болела), в сочетании с темным фоном передает меланхоличное настроение модели.
В отдельном зале выставлены произведения Рафаэля, представляющие разные периоды творчества живописца, в том числе и знаменитая картина «Мадонна Альба», выполненная в 1509 году, в период работы Рафаэля над фресками Станцы делла Сеньятура в Ватикане.
Собрание венецианских мастеров XVI века славится своим богатством. Картины Джорджоне «Святое семейство» 1500 года и «Поклонение пастырей» 1510 года, полные тонкой гармонии цвета, отличаются плавной текучестью рисунка, мудрым спокойствием и философичностью восприятия человека и природы.
Национальная галерея насчитывает в своем собрании около 20 произведений Тициана. Среди них шедевр «Венера перед зеркалом» (1555). В ней с наибольшей полнотой и силой звучания в чувственно осязаемой живописной форме воплотились все самые яркие черты творчества позднего Тициана, его колористического гения. Рядом с ней висят превосходные портреты, мифологические и библейские композиции Тициана, Тинторетто, Веронезе. В галерее много работ художников маньеристического направления и итальянских художников XVII века, вплоть до работ Тьеполо.
Этажом ниже в двух небольших залах находится коллекция картин Амедео Модильяни, в основном портреты, среди которых особенно интересен портрет его русского друга Льва Бакста.
В залах искусства северных школ привлекает внимание картина выдающегося нидерландского живописца Я. ван Эйка «Благовещение» (1425—1430 годов). Ян ван Эйк традиционно признан основоположником искусства Северного Возрождения и основателем техники масляной живописи. В гармоничных композициях Яна ван Эйка, полных тишины, все подчинено какой-то сверхчеловеческой созерцательности. Наш взгляд скользит по его произведениям, наслаждается, погружаясь в бесконечные детали, постепенно раскрывающиеся глазу, как если бы находясь в полутемной комнате и привыкая постепенно к освещению, мы замечали все новые предметы. Это впечатление достигается мастерской способностью художника передавать атмосферу через тонкую градацию света, через разработку деталей, доходящей до микроскопических подробностей, но при этом не снижающей воздействия  целого.
Из богатой коллекции произведений нидерландских мастеров выделяется особой красотой, тонкостью живописного мастерства и глубиной характеристики женский портрет работы Рогир ван дер Вейдена (1455). Считается, что на нем изображена известная в XV веке Мария де Валенджин, дочь бургундского    герцога     Филиппа     Доброго.
Здесь    же    мы можем видеть характерные работы Босха («Скупой и смерть») и Питера Брейгеля Старшего («Видение святого Антония»), картины, в которых сочетаются реальность и фантастика, базирующиеся на фольклорных традициях.
В зале немецкого искусства нельзя не остановиться перед работой М. Грюневальда «Маленькое распятие» (1505—1510 гг.), когда-то принадлежавшей герцогу Баварии Вильгельму, отцу Максимилиана I. На фоне черного ночного неба с жуткой сверхреальностью и экспрессией изображен в предсмертной агонии распятый Христос и предстоящие Богоматерь, Мария Магдалина и Иоанн. В экзальтации движений, в жестах вывернутых рук, в болезненных сочетаниях интенсивных зеленых, синих, красных и желтых цветов раскрывается душераздирающая драма.
Напротив творения Грюневальда экспонируется «Мадонна с младенцем» Альбрехта Дюрера, совершенно иная по настроению. Хотя это произведение написано примерно в то же время, что и картина Грюневальда — между 1504— 1507 годами, в нем Дюрер стремился привести изображение к классической гармонии и красоте. «Мадонна с младенцем» относится ко времени второго пребывания художника в Венеции и выполнена по заказу венецианского живописца Джованни Беллини, которого Дюрер ценил выше всех своих современников. Влияние итальянского искусства Возрождения безусловно сказалось на этой картине.
В залах фламандского и голландского искусства выдающиеся мастера — Рубенс, Ван Дейк, Вермеер Дельфтский, Франс Хальс и Рембрандт представлены очень широко и полно.
Среди большой группы работ Рембрандта выделяется автопортрет 1659 года, необычайной силы психологической выразительности и драматизма. Этот автопортрет написан после того, как художника объявили банкротом, после распродажи его вещей с аукциона, после того, как от него, недавно счастливого и находящегося на вершине славы и всеобщего почитания, резко отвернулось общество. Одиночество, тягостное молчание окружают Рембрандта, глубокое, хотя и скрытое смятение ощущается в нервно стиснутых руках, сжатых губах, сдвинутых бровях, в опустошенных, застывших глазах. Ему только 53 года, но выглядит он стариком, перенесшим тяжелую болезнь. Трудно найти в истории мирового искусства произведение, с большей глубиной раскрывающее человеческие чувства.
Собрание работ Вермеера Дельфтского, насчитывающее шесть картин, интересно тем, что в нем представлены и наиболее характерные для него «комнатные композиции» с женской фигурой за каким-нибудь занятием («Женщина, взвешивающая золото» 1657 года и «Пишущая дама» 1665 года), и так называемые «портреты» девушек («Девушка в красной шляпе», «Девушка с флейтой», датированные 1658—1660 гг. и т. д.).
Рассматривая эти удивительные картины, можно придти к выводу, что вряд ли для Вермеера было важно строгое соблюдение жанрового принципа. Все его картины объединяет стремление изобразить среду, купающуюся в солнечных лучах или тающую в полумраке пространства — пространства, насыщенного восхитительной поэзией, гармонией, погруженного в безграничную тишину. В его картинах солнечный свет имеет магическую силу — он вырывается бисером утренней росы, вспыхивает чистыми вибрирующими цветами на освещенных местах; все же остальное пространство тает в матовой эмали фона. Свет насыщает краски необыкновенной интенсивностью и делает предметы остро осязаемыми—ощущается бархатистость кожи, рыхлость ковровых тканей, жесткая гладкость металла и т. д. Свет подчеркивает воздушную среду, обволакивающую фигуры и предметы.
Среди работ испанских мастеров выделяется небольшой по размеру этюд к портрету папы Иннокентия X работы Веласкеса (1649—1650). Веласкес специально был направлен в Италию для создания портрета папы Иннокентия X. Этот портрет для современников, стекавшихся со всех концов Рима посмотреть на него, казался чудом по силе выразительности и жизненности. Сам Иннокентий X сказал: «Слишком правдиво».
Висящий на соседней стене портрет маркизы де Понтехос работы Гойи (1786) отличается своей мажорностью, легкостью, красочностью. В кукольности позы модели, а более — в самой живописи раскрывается такое очарование, такая живописная виртуозность, что портрет кажется чудом. Если карнации (лицо, кисти рук) написаны плотно и напоминают цветной фарфор, то живопись платья и пейзажа — какая-то счастливая игра кисти гения: прозрачные лессировочные заливки красок — огромные мазки (словно это не масло, а акварель) перекрывают друг друга. Под одной краской просвечивает множество других, порой графический штрих    подготовительного    рисунка,   а    порой,    казалось    бы, случайные, беспорядочные удары кисти поверх всего — «кухня» художника словно раскрыта перед нами. А в результате— тончайшая  гармония и богатство реальности.
Подобное чувство от созерцания фактурных и колористических возможностей живописи испытываешь перед портретами выдающегося мастера английской школы живописи Гейнсборо. Но если пасторальность и живописная игра — страница в творчестве Гойи, то в английской живописи — это целая эпоха. Рожденная из традиций английской акварели техника больших лессировочных заливок-мазков, перекрывающих многократно друг друга и при этом сохраняющих ясно   их   границы   (что   стало   характерным   для   европейской тающей молодой девушки работы Фрагонара (1776). Написанный в период расцвета творчества мастера, он, по мнению специалистов, является одной из лучших живописных работ мастера. Он входит в серию работ, изображающих молодых девушек в момент отдыха, чтения, созерцания и т. д. Кокетливо изогнутые пальцы, держащие книгу, определяют ритм, направление мазков, повторяющихся в различных компонентах портрета (в складках платья, подушки и т. д.). Желтое платье  превратилось   в  светящееся   расплавленное   золото.
Интересны для русского зрителя работы Фальконе, автора памятника Петру I в Ленинграде («Медного всадника»). В галерее  находятся  две  его  скульптуры,   сделанные   в  мраморе акварели в XIX веке), в творчестве Гейнсборо достигла небывалых вершин. В его портрете певица Шеридан (1785— 1786) помещена в характерном пасторальном пейзаже. Влажность воздуха, предчувствие грозы на темнеющем небе, прозрачность кисеи платья — все передано огромными мазками, лессировочными заливками с магическим, покоряющим мастерством.
Бесконечно восхищают пейзажи Констебля, художника, у работ которого, как и у произведений Веласкеса и Гойи, учились решать пленеристические задачи импрессионисты. Перед его пейзажами, наполненными влажным воздухом, с облачным небом и безграничными далями, в которые словно погружаешься, трудно не остановиться.
Работы художников французской школы занимают множество залов. Представлены все выдающиеся мастера — от Клуэ (с его известной «Дианой Пуатье» 1571 года) до художников нашего  века.  Виртуозным  по  живописи   является  портрет  читающей молодой девушки работы Фрагонара (1776). Написанный в период расцвета творчества мастера, он, по мнению специалистов, является одной из лучших живописных работ мастера. Он входит в серию работ, изображающих молодых девушек в момент отдыха, чтения, созерцания и т. д. Кокетливо изогнутые пальцы, держащие книгу, определяют ритм, направление мазков, повторяющихся в различных компонентах портрета (в складках платья, подушки и т. д.). Желтое платье  превратилось   в  светящееся   расплавленное   золото.
Интересны для русского зрителя работы Фальконе, автора памятника Петру I в Ленинграде («Медного всадника»). В галерее  находятся  две  его  скульптуры,   сделанные   в  мраморе «Венера, секущая амура» и «Мадам Помпадур в образе Венеры с голубями"» (1760). Эти произведения предшествовали работе скульптора в России и были выполнены для покровительствовавшей ему маркизы Помпадур с характерным для рококо грациозным изяществом, прихотливостью ритмов извилистых контуров, жеманностью.
Творчество Гудона представлено несколькими мраморными бюстами, среди которых интересны портреты Вольтера и необычный по композиции бюст Джузеппе Бальзамо (подписанный и датированный 1786 годом). В портрете Бальзамо все подчинено задаче документально передать образ человека сильной воли, энергичного, решительного, как во многих его портретах выдающихся современников художника — мыслителей и борцов.
Творчество Домье, как нигде полно, представлено в музеях США. Национальная галерея обладает несколькими превосходными    живописными    произведениями    Домье    и    шестнадцатью скульптурами. Его работы объединяет удивительная пластичность и яркость характеров. Бронзовая статуэтка политического фигляра, проходимца и бонапартиста Ратапуаля (1850) удивляет не только гротескной яркостью образа, но и восхитительной пластической раскрепощенностью.
Скульптура французских мастеров, как и всех других школ, представлена в галерее не так полно и исторически последовательно, как живопись. Работы ряда значительных мастеров или   отсутствуют,   или   имеют  случайный   характер.   Единственное  исключение  составляет  большая  группа  скульптур   Родена,   поступившая   от  мадам   Симпсон,   которая   приобрела   их непосредственно у автора. В коллекции есть законченные работы   и   произведения   этюдного   характера   (среди   которых ряд произведений в гипсе — что в наше время стало высоко цениться среди специалистов, благодаря точному сохранению впечатления   от  непосредственной   работы   скульптора   в   глине).  Это  и   первые,  достаточно  слабые  работы,   как  женский бюст,  выполненный  в  период его  работы  у  Каррье-Беллеза, есть    эскизы    «Бронзового    века»,   «Врат    ада»   и   памятника «Гражданам   города   Кале»,   есть   работы   импрессионистического плана;  завершается  эта  коллекция  превосходным  эскизом головы Бальзака для памятника в Париже и портретами самой  Симпсон (портрет-маска  и  мраморный  бюст).
Портрет художницы Мод Дейл, жены коллекционера Честер Дейла, скульптор Шарль Деспио выполнял в 1928— 1934 годах. В плотной форме, где каждый миллиметр поверхности продуман и проверен, сконцентрировано эмоционально-психологическое состояние модели, утверждается эстетическая ценность индивидуально неповторимого, но в то же время создается необычайно гармоничный образ.
В бронзовых скульптурах Майоля, удачно размещенных в зимнем садике среди зелени, камней и воды, необычайно остро осознается монументальность и декоративность. Как всегда, они радуют своей классической ясностью, музыкальной ритмикой и грациозностью. Таковы самые общие впечатления от коллекции живописи и скульптуры, экспонированной в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

На мой взгляд, большим достоинством   создателей Национальной галереи искусств  Вашингтоне  является то, что они смогли проявить столько изобретательности и труда в филигранную организацию экспозиции и по школам, и в хронологической последовательности в прокрустовом ложе жесткой планировочной структуры здания.
Идея экспозиционеров состояла в том, чтобы предоставить возможность посетителям последовательного и в то же время выборочного осмотра каждого раздела.
Имеет смысл еще раз напомнить, что все американские музеи тщательнейшим образом относятся к обслуживанию особой категории посетителей — инвалидов, пожилых людей и детей.

Литература
1. Ревякин В. В музеях Вашингтона // Мир музея. – 1997. - №2. – С.48-52.
2. Турскова Т.А. Музеи мира. – М.: Терра - Книжный клуб, 2001. – С.67-74.
3. Яхонт О. национальная галерея искусств  в Вашингтоне // Художник. – 1976. - №7. – С.48-59.

(166.6 KiB, 29 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!