Нарушение законодательства Российской Федерации о публичных мероприятиях

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Статья 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит следующие основные понятия:

1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Выявление административных правонарушений, посягающих на установленный порядок организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Одним из важнейших административно-правовых методов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях массовых мероприятий от возможных посягательств является установление и применение административной ответственности за деяния, связанные с нарушением порядка организации и проведения этих мероприятий. В КоАП РФ предусмотрены правонарушения, посягающие на установленный порядок организации и проведения массовых мероприятий. Родовым объектом выступают общественный порядок и общественная безопасность.

Часть 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Протокол об административном правонарушении в соответствии с п.1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела данной категории уполномочены судьи.

Субъектом правонарушения являются организаторы публичного мероприятия. Объективную сторону составляют следующие действия организаторов публичного мероприятия:

проведение мероприятия без соответствующего уведомления;

подача уведомления, не содержащего сведений, указанных в п. 3 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и Закона Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», или содержащего заведомо ложные сведения об организаторах мероприятия и уполномоченных ими лицах;

нарушение порядка предварительной агитации, в том числе непринятие мер по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа, которому подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении в случае отказа организатора от проведения мероприятия;

неинформирование (несвоевременное информирование) органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия;

подготовка массовых мероприятий, подпадающих под признаки экстремистской деятельности, сформулированные в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (если соответствующие действия не являются уголовно наказуемыми)[1].

Порядок организации собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно ст. 4 указанного Федерального закона к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и пода-ча уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству РФ, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан РФ (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. К организаторам публичных мероприятий следует также отнести и тех лиц, которые, не вступая в официальные отношения с государственными органами, занимаются созданием необходимых условий для проведения массовых акций или решением организационных вопросов.

Организатор публичного мероприятия обязан:

1) подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.

На территории Республики Башкортостан порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования) определяет Закон Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 года № 175-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия». В соответствии со статьей 2 данного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме :

- в Правительство Республики Башкортостан - если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации;

- в местную администрацию муниципального района (городского округа), на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, - во всех иных случаях, помимо указанных в вышеуказанном пункте.

В случае если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствий и (или) нарушений при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.

2) не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия;

3) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;

4) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;

5) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

6) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

7) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;

8) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

9) довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;

10) иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия. Уполномоченное им лицо также обязано иметь отличительный знак.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Организаторы публичного мероприятия подлежат ответственности по части 1 ст. 20.2 КоАП РФ за злоупотребление указанными правами и за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими указанных обязанностей организатора публичного мероприятия.

Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Выявление административных правонарушений, посягающих на установленный порядок проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников - от пятисот до одной тысячи рублей. Протокол об административном правонарушении в соответствии с п.1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела данной категории уполномочены судьи.

Указанные правонарушения могут быть совершены путем:

а) несоблюдения обозначенных в уведомлении цели, формы и места проведения, времени начала и окончания, предполагаемого количества участников мероприятия и др.;

 б) нарушения общественного порядка и безопасности в ходе проведения мероприятия;

в) ношения участниками мероприятия специально подготовленных или приспособленных предметов, могущих быть использованными против жизни и здоровья людей, для причинения материального ущерба государственным, общественным организациям и гражданам;

г) неповиновения законным требованиям организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел;

д) нарушения регламента проведения публичного мероприятия, т.е. требований документа, содержащего повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа[2].

Следует также учитывать нормы ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», запрещающие осуществление экстремистской деятельности при проведении массовых акций. Статьей 1 данного Федерального закона определено, что экстремистская деятельность (экстремизм) это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. В случае обнаружения таких обстоятельств организаторы массовой акции или иные лица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры по устранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

К административной ответственности за нарушение порядка проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований могут привлекаться как организаторы, так и участники указанных акций.

Разграничить действия (бездействие) организаторов мероприятия, нарушающие порядок организации мероприятия, и действия (бездействие), нарушающие порядок его проведения, не всегда возможно. Так, действия организаторов, проводящих мероприятие без предварительного уведомления, подпадают под признаки частей 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Проводимое мероприятие должно соответствовать сведениям о нем, указанным в уведомлении, поэтому нарушение порядка проведения мероприятия, определенного в уведомлении, означает и нарушение порядка его организации (указание в уведомлении сведений, не соответствующих действительности).

Достаточно сложным является вопрос о том, какие действия участников публичного мероприятия можно квалифицировать по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. Обязанности и запреты для них установлены в законах, однако за невыполнение этих обязанностей и нарушение запретов ответственность предусмотрена не только ст. 20.2, но и иными статьями КоАП РФ, а также УК РФ. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет ответственность, установленную ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Ответственность за ношение оружия участниками массовых акций установлена ст. 222 УК РФ (в отношении огнестрельного нарезного оружия), ч. 4 ст. 20.8 КоАП РФ (в отношении иных видов оружия и боеприпасов).

Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Объективная сторона выражается в пропаганде и публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Под таким действием следует понимать использование этой атрибутики или символики в различных знаках (значках, эмблемах, нашивках и т. д.), размещение ее в общественных местах, на зданиях, сооружениях, в печатных изданиях, на плакатах, лозунгах, демонстрирование в любых других формах (например, в жестах).

Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Выявление административных правонарушений, связанных с организацией, проведением либо активным участием в несанкционированных собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях или пикетированиях в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ

Часть 3 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды и влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Протокол об административном правонарушении в соответствии с п.1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела данной категории уполномочены судьи.

Составы правонарушений характеризуются обязательными квалифицирующими признаками (условиями). Во-первых, это несанкционированное массовое мероприятие. Во-вторых, организация, проведение, а равно активное участие в массовой акции происходят в непосредственной близости от территории объекта, связанного с атомной энергией. При этом признак непосредственной близости следует понимать как проведение массовой акции на границе или рядом с ограждающими (защищающими) соответствующий объект устройствами, например стеной, забором, полосой безопасности, контрольно-пропускными пунктом. В-третьих, проведение массовой акции приводит к осложнению выполнения персоналом названных объектов служебных обязанностей или создает угрозу безопасности населения и окружающей среды. В-четвертых, квалифицирующий признак состава рассматриваемых правонарушений связан с участием в указанных акциях, причем административная ответственность может наступить только при активных действиях участников массовых мероприятий

Субъектом данного правонарушения могут быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностные лица государственных или негосударственных предприятий, учреждений, организаций. Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом.

Выявление административных правонарушений, связанных с воспрепятствованием организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. Так статья 5.38 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей; на должностных лиц - от ста до трехсот рублей. Протокол об административном правонарушении в соответствии с п.1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ вправе составлять сотрудники органов внутренних дел, в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассматривать дела данной категории уполномочены судьи.

Объектом посягательства правонарушений являются права и свободы граждан. Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в четырех видах составов: а) воспрепятствование организации массовой акции; б) воспрепятствование ее проведению; в) воспрепятствование участию в ней; г) принуждение к участию в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании. Каждый из названных составов как в отдельности, так и в том либо ином сочетании влечет административную ответственность.

Воспрепятствование деятельности, связанной с проведением массовых акций, может быть совершено действием или бездействием и проявляется в незаконном запрете проведения какого-либо из указанных публичных мероприятий, незаконном указании о выставлении заслонов демонстрации или шествию из работников полиции или представителей общественности, исповедующих другие политические взгляды или религиозные верования, незаконном отказе в предоставлении помещения для проведения собраний, принуждении со стороны членов трудового коллектива, общественного объединения к участию в названных мероприятиях и т. п.

Административные правонарушения, предусмотренные статьей 5.38 КоАП РФ, необходимо отграничивать от преступлений, определенных ст. 149 УК РФ, по объективной стороне составов. Правонарушение может быть признано преступлением, если эти действия совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения. В случаях, когда деяние совершено не должностным лицом, обязательным признаком объективной стороны является применение физического насилия или угроза таким насилием, которые служат средством запугивания и тем самым воспрепятствования проведению того или иного публичного мероприятия.

Субъектом правонарушения может быть гражданин, достигший 16-летнего возраста, а также должностное лицо государственной или негосударственной организации.

1 Якунин Д.В., Коротченков Д.А. Совершенствование административной ответственности за нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий. - "Современное право", 2006, N 8

[2] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009. 1136 с.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!