Народное образование России в годы перестройки

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Перестройка внесла некоторые коррективы в проводившуюся с 1984 г. школьную реформу. В духе лозунга на "ускорение" была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школь­ников. Но, как и многие начинания тех лет, компьютеризация школы осталась красивым призывом. Отечественная промыш­ленность не в состоянии была обеспечить школу необходимой техникой. Реформа носила преимущественно декларативный ха­рактер. На практике она свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повыше­нию зарплаты учителям. Соединения обучения с производитель­ным трудом, как это предусматривалось в законе 1984 г., не по­лучилось. Не изменилась и громоздкая структура управления народным образованием. Школа оставалась пассивным исполни­телем указаний управленческих органов.

В 1987 г. началась реформа высшей школы. Ее необходи­мость назрела давно. С начала 80-х годов численность студентов начала сокращаться, престиж высшего образования падал. Уро­вень подготовки выпускников, особенно технических специаль­ностей, не отвечал потребностям народного хозяйства. Из-за низкой оплаты труда интеллигенции многие дипломированные специалисты работали не по специальности. Таким образом, го­сударственные расходы на бесплатное образование давали очень низкую отдачу. Главным направлением перестройки высшей школы стала интеграция образования, производства и науки, т. е. усиление взаимной заинтересованности высшей школы и отрас­лей народного хозяйства в повышении уровня подготовки специ­алистов и их оптимальном использовании на производстве. Вво­дился новый тип взаимоотношений между вузами и предприяти­ями - договорные обязательства. Предприятия и организации должны были заказывать вузам специалистов нужного профиля и оплачивать их подготовку. Вузы, в свою очередь, обязаны были готовить студентов в соответствии с потребностями конкретного предприятия. Упор делался на подготовку кадров широкого про­филя, способных быстро адаптироваться к изменениям в произ­водстве. Реформа предполагала гибкий учебный план, сокращение аудиторных занятий и развитие самостоятельной работы студентов. Отменялись социально-классовые льготы и привиле­гии при поступлении в вузы.

Договорные отношения между вузами и предприятиями не по­лучили широкого распространения. Очень немногие предприятия имели средства для подготовки специалистов на заказ. Учрежде­ния здравоохранения, народного образования, культуры продол­жали получать кадровые пополнения по системе государственно­го распределения.

Следующим шагом реформы было решение создать в стране систему непрерывного образования. В 1988 г. управление всеми образовательными учреждениями от школы до вуза было объединено в одном органе - Государственном комитете СССР по народному образованию. Однако эта верхушечная админист­ративная перестройка не принесла реальных перемен. Госкоми­тет просуществовал недолго и вскоре был разукрупнен.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!