Народ и личность как субъекты политики

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Выделение личности в качестве основного действующего лица в политическом процессе произошло не сразу, и поныне эта проблема является предметом разногласий. Так, согласно холистическому (от греч. holos – целый, весь) или коллективистскому подходам личность рассматривается как элемент общества, полностью подчиненный деятельности и воле государства. Такие взгляды на соотношение личности и власти были высказаны еще в учениях Конфуция, Платона и Аристотеля.

Напротив, гуманистический подход к личности утверждает ее в качестве полноправного субъекта общественной жизни, провозглашает незыблемыми права человека, и ограничивает сферу действия государства по отношению к ней рамками законов. Основополагающими принципами политического устройства объявляются приоритет прав человека над правами государства, законность, неприкосновенность частной собственности и т.д. При такой политической организации общества личность предстает как цель, как ценность и источник власти, а государство как средство, подотчетное гражданам и призванное неукоснительно выполнять свои функции. Представителями такого подхода являются Д.Локк, Ш.Монтескье, Ж.- Ж.Руссо, И.Кант и др. Здесь необходимо заметить, что идея холистического подхода к личности, государству и обществу, как правило, присуща авторитарным, тоталитарным и посттоталитарным государствам, в которых большинство населения имеют недостаточный уровень общей культуры.

В современной политической науке существуют теории и взгляды, стремящиеся органично сочетать идеи обоих подходов. К ним относятся христианское и социал-демократическое политические учения. Христианская концепция власти в своих взглядах на личность и государство основывается на признании трех принципов:

- ценность каждой личности как духовного существа и ее уважение государством и обществом;

- солидарность, т.е. ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех – о каждом;

- субсолидарность, что означает оказание государством помощи лишь тем, кто в ней нуждается: несовершеннолетние, инвалиды, пожилые, безработные, бездомные и другие.

Причем государственная поддержка не должна привести к социальному иждивенчеству, а значит и людям необходимо проявить ответственность за свое благополучие и самостоятельность в решении своих проблем.

Христианская концепция власти, а также социал-демократические учения исходят из признания роли государства в регулировании социально-экономических отношений. Согласно социально-демократическим взглядам, необходимо использовать государство в целях поддержки малоимущих слоев населения, обеспечении занятости граждан, сглаживания социальных контрастов, достижения социального согласия и благополучия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!