Направления, формы и методы регулирования ВЭД

15 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Направления и формы регулирования ВЭД 3

2. Методы регулирования ВЭД 5

Список литературы 10

1. Направления и формы регулирования ВЭД

Вмешательство государства во внешнеэкономические процессы связано, как правило, со следующими моментами.

1. Стремление государства приобрести и удержать в пределах страны иностранную валюту в условиях дефицита валютных ресурсов. С этой целью в административном порядке вводятся валютные ограничения, запреты и ограничения на импорт; поощряется экспорт; устанавливаются условия внешнеэкономических контрактов в отношении сроков, формы платежа и т.п. Кроме того, фискальные интересы государства в ряде случаев могут быть обеспечены введением государственной монополии на внешнюю торговлю в отношении определенного товарного контингента (1).

2. Необходимость изменить структуру экспорта (импорта); реструктурировать национальные отрасли экономики либо добиться иных внутренних экономических результатов. С этой целью ограничивается перемещение через границу определенных товаров; поощряется экспорт (импорт) иных товаров и услуг.

3. В интересах национальной и международной безопасности может быть установлен особый режим для перемещения через государственную границу товаров военного, а также так называемого «особого» назначения.

4. Ряд ограничений на внешнюю торговлю обусловлен специальными для данной страны требованиями в отношении качества экспортируемых (импортируемых) товаров. В этом случае административное вмешательство сводится к требованию сертификации либо иного подтверждения безопасности и качества товаров.

Указанные основания регулирования внешнеэкономических процессов характерны для ряда стран, включая практически все государства на постсоветском пространстве.

Различают два основных направления внешнеторгового регулирования:

- протекционизм;

- политика свободной торговли.

Выбор направления внешнеторговой политики определяет методологию правового регулирования ВЭД и, в конечном счете, содержание соответствующих правовых актов.

Протекционизм - политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции. В основе протекционистских мер лежит предположение, что свободное действие рыночных сил может быть невыгодным для менее развитых стран, а неограниченная конкуренция со стороны более сильных государств может привести к формированию неэффективной для данной страны экономической структуры. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары; стремлением к замещению импорта отечественной продукцией; введением запретов и ограничений на внешнеторговые и сопутствующие им операции (4).

Свободная торговля - это политика, при которой государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя роль основного регулятора рынку. Свободная торговля, в отличие от протекционизма, имеет своим результатом, кроме экономических, также положительные политические последствия. Это связано с тем, что возрастающая экономическая взаимозависимость государств снижает опасность враждебных действий государств по отношению друг к другу.

В чистом виде протекционизм и свободная торговля практически не встречаются. Но для различных стадий исторического развития общества характерно тяготение к различным системам внешнеторговой политики.

В современной мировой экономике наблюдается общая тенденция к либерализации внешнеторгового обмена, т.е. к постепенному переходу к политике свободной торговли. Кроме того, последовательно эволюционирует внешнеторговая политика промышлен-но-развитых государств по отношению к развивающимся странам. Сближение направлений внешнеторговой политики большинства государств ведет к формированию соответствующей международной торговой политики.

Формы в которых государство осуществляет регулирование ВЭД, закреплены в законодательстве. Так, Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в РФ называет следующие формы государственного регулирования:

1) тарифное регулирование;

2) нетарифное регулирование;

3) установление исключительного права государства на осуществление отдельных видов внешнеэкономической деятельности (государственные монополии).

Под тарифной формой государственного регулирования следует понимать установление импортных и (или) экспортных таможенных пошлин.

Что касается нетарифного регулирования, то в указанное понятие включаются такие, методы как: количественные ограничения экспорта и импорта, экспортный контроль, лицензирование экспорта (импорта) отдельных товаров, работ, услуг; защитные меры в отношении импорта, запреты и ограничения экспорта (импорта) и некоторые другие.

2. Методы регулирования ВЭД

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности. Это воздействие осуществляется с помощью комплекса специальных методов, которые можно разделить на две основные группы: экономические и административные (3).

Под экономическими методами понимаются прежде всего пошлины таможенного тарифа, различные налоги и сборы, импортные депозиты, удорожающие ввозимый товар и снижающие его конкурентоспособность на внутреннем рынке по сравнению с местным аналогичным товаром. К административным методам относятся количественные лимиты, системы разрешений (лицензий) и запретов (эмбарго) на импорт или экспорт, самоограничение поставок экспортером, специфические технические требования к товару или упаковке, бюрократическое усложнение таможенных процедур, прямым образом ограничивающие доступ импортных товаров на внутренний рынок (или местных на внешний). Между этими двумя группами средств регулирования внешней торговли имеется принципиальное различие. При использовании экономических средств окончательное право выбора импортного или местного товара, ресурсов сохраняется за потребителем, который руководствуются ценой, качеством, условиями поставки продукции или предоставления ресурсов. При использовании административных средств нарушается рыночный механизм, сокращается ассортимент товаров, возможности доступа к ресурсам и фактически насильственным путем предрешается выбор продукции или ресурсов потребителем в пользу отечественных.

Нетарифные методы включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из них непосредственно не связаны с внешнеэкономическим регулированием, но тем не менее оказывают существенное влияние на ВЭД и внешнюю торговлю. В частности, согласно наиболее распространенной классификации нетарифных методов регулирования во внешней торговле, принятой в ООН, они делятся на три вида. К первому виду относятся методы, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, импортные депозиты, так называемые "добровольные" ограничения экспорта, компенсационные сборы, система минимальных импортных цен и т. д. Первый вид -самый многочисленный и охватывает более половины всех.

Второй вид включает методы, непосредственно не направленные на ограничение внешней торговли и относящиеся больше к административным бюрократическим процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, розливу и т. п.

К третьему виду относятся методы, непосредственно не направленные на ограничение импорта или стимулирование экспорта, но действие которых зачастую ведет именно к этому результату (7).

К числу наиболее распространенных инструментов прямого регулирования импорта (а иногда и экспорта) относят лицензии и квоты. Практически все промышленно развитые страны применяют эти нетарифные методы. Лицензионная система предполагает, что государство через специально уполномоченное ведомство (в России - Министерство внешнеэкономических связей) выдает разрешения на внешнеторговые операции определенными включенными в списки лицензируемых по импорту и по экспорту товарами. Применяемые странами системы лицензирования характеризуются значительным разнообразием форм и процедур. Основные виды лицензий можно свести к следующим двум типам: генеральной лицензии, разрешающей беспрепятственный ввоз или вывоз товара, включенного в списки, в течение определенного периода времени; и разовой лицензии, разрешающей импорт (или экспорт) определенного товара определенному импортеру (экспортеру) с указанием количества товара, его стоимости, страны его происхождения (или назначения), а в ряде случаев также и таможенного пункта, через который должен быть осуществлен ввоз (или вывоз) товара.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение по процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ (2).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями – квотами на импорт и экспорт отдельных товаров. Квоты - это ограничения в стоимостном или физическом выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров на определенный период времени. В эту категорию входят квоты глобальные, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые "добровольные" ограничения экспорта. Количественное регулирование внешнеторговых операций осуществляется через разовые лицензии.

Классическим методом регулирования ВЭД и, в том числе внешней торговли являются таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим методам регулирования внешней торговли. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогообложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспособность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на которые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является нежелательным.

Существуют два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле - протекционизм и "свободная торговля". Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых - экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика "свободной торговли" направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.

В настоящее время таможенные тарифы применяют более 100 стран мира. Учитывая особенности, присущие таможенным тарифам отдельных стран, их можно разделить на следующие группы (7):

• Тарифы промышленно развитые государств;

• Тарифы развивающихся стран.

Таможенно-тарифное регулирование в промышленно-развитых странах. Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения.

Таможенные тарифы развивающихся стран. Таможенным тарифам принадлежит важная роль в регулировании импорта развивающихся стран. Средний уровень обложения пошлинами ввозимых в большинство из них товаров намного выше, чем в промышленно развитых государствах. Это связано прежде всего с необходимостью защиты молодых отраслей промышленности. Кроме того, пошлины являются весьма существенным источником поступлений в государственный бюджет.

Список литературы

1. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. - М., ИВЦ Маркетинг, 2002. 196 с.

2. Анализ внешнеэкономической деятельности предприятий / А.И. Муравьев и др. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 144 с.

3. Баш Ю. Регулирование внешнеэкономической деятельности в России // Внешняя торговля. – 1994. - № 1. – С. 28 - 34.

4. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник для вузов. Г.Д. Гордеев и др. Под ред. проф. Л.Е. Стровского. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005. - 408 с.

5. Внешнеэкономическая деятельность: сборник нормативных актов. – М., 2001. – 456с.

6. Грачев Ю. Н., Плотников Ю. Н. Практика внешнеэкономической деятельности. - М.: МФО,1995, 193 с.

7. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. - М.: МФО, 2000. 395 с.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(10.7 KiB, 62 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!