Налоговое регулирование международной туристской деятельности

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Объекты туристской индустрии, туристские фирмы и сами путеше­ственники во всех странах наряду с другими участниками рынка пред­ставляют собой объекты налогообложения. Необходимость и правомерность такой меры не вызывает сомнений. Проблема, связанная с налого­обложением в туризме, касается в основном размеров взимаемых плате­жей, предотвращения ситуаций двойного налогообложения,установления особого налогового режима и конкуренции налогов.

Некоторые страны, стимулируя повышение объемов въездного ино­странного туризма на национальную территорию, предусматривают спе­циальные меры налогового поощрения для этих категорий посетителей. Однако, как правило, такие меры касаются возврата части налогов, упла­ченных при покупке товаров в стране временного проживания, и не затра­гивают процесса приобретения туристских услуг.

Если туристская отрасль в целом положительно реагирует на необхо­димость налогообложения, признавая подобную процедуру находящейся в рамках цивилизованного ведения бизнеса, то тенденция возложить на эту отрасль бремя оплаты значительной части государственных расходов путем увеличения налоговых ставок вызывает решительный протест у представителей туриндустрии.

Представители же налоговых органов зачастую считают подобные меры не только возможными, но и необходимыми. В таких случаях повы­шенные налоговые ставки объясняются разными причинами: более высо­кой покупательной способностью туристов, в том числе иностранных, по сравнению с местным населением, повышенным потреблением туристской отраслью наиболее ценных ресурсов, составляющих аттракту данного ре­гиона, и т.д. Применение повышенных ставок налогов в гостиницах клас­са «люкс» стало практически повсеместной практикой, как и применение повышенных ставок налогообложения и платы за землю в центральных городских кварталах или курортных районах.

Если в 1996 г. на долю туристской индустрии приходилось 10,4% всех налогов, собираемых в мире, то в 2006 г. этот процент предполагается уве­личить до 11%. Подобное соотношение совпадает с долей туристской ин­дустрии в международном разделении труда и корреспондирует с вкла­дом туристской отрасли во всемирный ВВП.

Основные налогооблагаемые статьи в туризме совпадают с аналогич­ными статьями в других отраслях. По данным Всемирного совета по путе­шествиям и туризму (WT&TC), примерно 50% налогов от туризма форми­руется за счет налоговых поступлений, таких, как НДС и налог с продаж, 35% приходится на налоги с персонала предприятий туристской сферы и 15% дает налог с прибыли.

Налоги, не способствующие привлечению иностранных туристов в страну, и налоговые льготы.Налоги с туристской отрасли в совокуп­ности вносят существенный вклад в формирование государственных бюд­жетов многих стран, особенно тех, где эта отрасль является ведущей эко­номической единицей. Подобное положение в некоторой степени противоречит потребностям самой туристской отрасли, прежде всего в области привлечения инвестиций, поскольку инвестиции зачастую ассо­циируются с налоговыми льготами. Как правило, налоговые службы видят в туризме удобный и легкодоступный источник взимания новых налоговых платежей. Устанавливаются всевозможные сборы за въезд и выезд с террито­рии страны, налоги за обеспечение безопасности, повышающие размеры пор­товых и аэропортовых сборов. Продукция, пользующаяся спросом у ино­странных туристов, облагается повышенными налогами, даже оплата гостиниц ведется по раздельной шкале. Туристский сектор не всегда может воздей­ствовать на правительственные установки и выровнять положение.

Государственные налоговые и финансовые органы возражают про­тив установления льгот по налогообложению в туризме в основном пото­му, что в переходный период перестройки экономики и решения кризис­ных моментов государство испытывает постоянную нехватку средств.

Уход от налогов из-за сильного налогового бремени и слабости конт­ролирующих органов приводит к тому, что подоходные налоги и налоги на сделки не приносят ожидаемого результата. Кроме того, правительство и парламент, как и финансовые органы, зачастую считают, что иностран­ные туристы обязаны пополнять государственную казну. Действительно, в отличие от резидентов иностранные туристы не участвуют в финанси­ровании инфраструктуры, которой они однако пользуются так же, как жители страны. Налоги с интуристов призваны «восстановить справедли­вость», чтобы туристский сектор не жил за счет дотаций других секторов экономики страны или за счет местных потребителей гостинично-турист-ских услуг. Во многих странах налоги и сборы на туризм рассматривают­ся как компенсация со стороны туристов за потребление невосполнимых местных туристских ресурсов. Если эти налоги и сборы будут отменены, нормальное существование самих туристских ресурсов в перспективе бу­дет поставлено под угрозу.

Финансовые администрации ряда стран указывают на то, что доходы иностранных туристов в несколько раз выше, чем доходы местного насе­ления, поэтому будет справедливо применять к ним разные ставки нало­гообложения и иных сборов. В основном это затрагивает интересы наибо­лее обеспеченных туристов и кажется менее проблематичным, чем обложение налогом доходов собственных граждан.

Для тех, кто принимает решения в таком направлении, замечания об отрицательном влиянии подобных мер на состояние иностранного туриз­ма (вплоть до полного его «удушения») кажутся маловероятными, хотя эти люди и признают, что такие меры повышают стоимость жизни для туристов в данной стране и сокращают их покупательную способность. Туристы, для которых ценовой фактор играет определяющее значение (а это далеко не все туристы), могут выбрать менее дорогое направление, где налоги меньше и сборы более умеренные. Однако оценить эмпирическим путем размеры потерь от снижения туристского потока в связи с дей­ствиями финансовых органов довольно сложно, поскольку прямая связь не прослеживается и туристы продолжают ехать в те страньг, где туризм как вид деятельности облагается высокими налогами. Очевидно, что на­логи и сборы - далеко не единственный фактор, отрицательно воздей­ствующий на выбор направления. В равной степени сказываются эконо­мическая и политическая обстановка в стране, наличие туристской аттракты и удаленность от предполагаемого места отправления.

Что касается налоговых льгот, вводимых с целью привлечения инве­стиций, то уже было замечено, что в ряде стран, развивающих туризм, по инвестициям в туристский сектор предоставляются особые налоговые льго­ты. При этом государственные и финансовые органы исходят из того, что инвестиции в туризм создают новые рабочие места, а также приносят оп­ределенный доход, в том числе в твердой валюте. Поэтому в большинстве государств незамедлительно принимается решение в пользу привлечения иностранных и внутренних инвестиций и займов путем установления соот­ветствующих налоговых льгот. В первую очередь применяются возврат ка­питаловложений по ставкам, которые значительно отличаются от ставок по прочим видам кредитования, отнесение потерь начальной стадии проекта на период получения прибыли от проекта (отсрочка платежей), налоговые и та­моженные льготы относительно поставок для проекта оборудования, не производящегося в стране. Предварительное условие, которое, как прави­ло, ставится перед потенциальными инвесторами,- инвестирование в при­оритетные проекты. К этому добавляются требования к использованию прибылей, получаемых в твердой валюте, привлечению местного персо­нала, его обучению и методам управления предприятием.

Обычно эти меры оправдываются тем, что другие страны поступают так же, а без мер дополнительного стимулирования притягательный эф­фект туристских зон снизится. Равным образом предполагается, что по­добные меры - своего рода компенсация за неблагоприятный в целом инвестиционный климат, а также возмещение затрат, от которых пред­приниматель был бы избавлен в своей стране, не прими он решение инве­стировать средства в данный объект. Противники льгот, наоборот, видят в дан­ных мерах первые шаги к подрыву действия общей налоговой системы. По их мнению, страны, которые сегодня оспаривают друг у друга зарубежные инве­стиции, завтра проиграют в изнурительном соревновании за повышение на­ционального дохода и увеличение сборов в государственный бюджет. Госу­дарству становится трудно или даже невозможно проводить в таких условиях последовательную экономическую политику. Общественных средств для осуществления необходимых мероприятий по развитию инф­раструктуры не хватает, и это сказывается на состоянии туристского сек­тора. И наконец, налоговые льготы ведут к злоупотреблениям - это уже многократно проверено на практике.

Предлагаемые финансовые льготы в сочетании с ужесточением нало­говой политики в отношении иностранных туристов приводят к результа­там, прямо противоположным ожидаемым. Налоговая политика, согласно которой на иностранных туристов возлагается возмещение затрат на про­движение национального продукта, может привести к переориентации туристских потоков и, как следствие, к падению оборотов предприятий, бывших объектом недавних инвестиций. Это влечет за собой затягивание сроков окупаемости объектов, что уменьшает привлекательность страны для потенциальных инвесторов. Внутренние и иностранные инвесторы откладывают принятие решений о финансировании строительства новых объектов, и данное направление надолго попадает в разряд неблагополуч­ных с непредсказуемым риском капиталовложений.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!