Налоги как инструмент государственного регулирования корпоративной социальной политики

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Реформирование российской экономики, направленное на оптимизацию функционирования рыночных отношений, предполагает возрастание роли налогов и усиление их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества в целом, отдельных предприятий и физических лиц в  качестве необходимого элемента системы государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов и потребностей общества. В настоящее время идет поиск оптимальной модели налоговой системы, и все больше выявляется связанных с нею новых проблем. Специалисты в области налогообложения, в частности, пытаются найти оптимальные зависимости бюджетов различных уровней от налоговых поступлений и налоговых преференций, выявить методы воздействия налогов на корпоративный и частный капитал, определить наиболее рациональные величины налоговой нагрузки и виды налогов, способствующие активизации корпоративных образований в решении социальных проблем общества и совершенствованию корпоративной социальной политики.

Правомерность этого интереса объясняется: необходимостью становления цивилизованных отношений между предпринимателями, корпоративным капиталом, с одной стороны, и государственными органами, с другой, важностью формирования ответственности корпораций за утверждение современных общепризнанных принципов социальной защиты человека в рыночных условиях. В современных условиях требуется эффективно собирать налоги в интересах государства и бюджета и при этом не наносить ущерба социальным процессам, не ослаблять социальные основы общественной жизни, не подрывать возможности предприятий и корпоративного капитала в развитии социальной сферы. В этом плане общественность волнуют проблемы оптимальной величины налоговой нагрузки (определяется структурой налогов, механизмом взимания налогов, показателем доли налогов в доходах предприятия) и ее воздействия на хозяйственную и социальную активность предприятия. Величина налогов в существенной степени влияет на возможности предприятия решать внутренние социальные проблемы, наиболее значимые для его персонала. Налоги могут убить экономику предприятия, довести его до банкротства, а могут, наоборот, дать ему положительный импульс развития, создав предпосылки для активной корпоративной социальной политики.

К настоящему времени во многих отраслях экономики существенная часть объектов социальной сферы находится непосредственно на предприятиях. Это предприятия химического, нефтехимического, лесного, энергетического, металлургического и др. комплексов. Значительное место социальная инфраструктура занимает в расходах градообразующих предприятий, а также научных центров в наукоградах. Многие из этих предприятий вынуждены содержать на балансе социальные объекты для медико-социальной реабилитации работников основной деятельности; другие - содержать центры подготовки кадров, детские дошкольные и иные образовательные и реабилитационные центры, так как в этих населенных пунктах нет альтернативных продавцов соответствующих услуг. Безусловно, эти предприятия несут достаточно большие издержки на содержание социальной сферы, что неизбежно отражается и на себестоимости их продукции.

Особенность социальной сферы градообразующих предприятий в том, что непосредственно к его персоналу относится лишь часть потребителей социальных услуг, составляющая до 40 и более процентов населения, проживающего в данном муниципальном образовании, тогда, как около 60% населения, получающего услуги за счет предприятия (в том числе отопление, горячая вода, медицинское обслуживание, профессиональна подготовка и т. д.), никакой производственной связи с предприятием не имеют.

Огромное значение имеют социальные объекты на балансе предприятия и функционально связанные с основным производством. По территориальному критерию правомерно выделять социальные объекты, расположенные на территории предприятия, и объекты, находящиеся вне его территории. К первой группе объектов социальной инфраструктуры относятся объекты, от деятельности которых непосредственно зависят процессы и результаты основной деятельности предприятия - столовые, буфеты, здравпункты, медсанчасти, ведомственные поликлиники, реабилитационные центры, гаражи, ремонтные службы, профилактории, базы отдыха, санатории, пансионаты, учебные центры, ПТУ, профессиональные библиотеки. Ко второй группе относятся социальные объекты, работа которых связана с основной деятельностью предприятия косвенно (школьные и детские учреждения, летние лагеря, жилые дома, общежития, ведомственные гостиницы, коммунальные службы, дворцы, дома культуры, клубы, торговые организации и т. д.).

Местные и муниципальные власти понимают важный государственный смысл, заложенный в социальной деятельности предприятий. А именно, они частично берут на себя исполнение социальных обязательств государства, вкладывая средства в социальную инфраструктуру, оказывая многообразные социальные услуги населению: образование, оздоровление, создание условий для рационального досуга граждан и многое другое. Учитывая это, местные власти часто предоставляют предприятиям, проводящим активную социальную политику, определенные налоговые льготы. Так, например, власти г. Оренбурга практикуют систему предоставления предприятиям города налоговых льгот с 2002 г., когда Оренбургский городской совет утвердил "Положение о порядке предоставления льгот по налогам и сборам, поступающим в бюджет города Оренбурга". В Законодательном собрании Пермской области идут дебаты о предоставлении предприятиям, строящим жилье для своих сотрудников, налоговые льготы. Эту возможность законодатели обсудили в рамках подготовки ко второму чтению дополнений в закон "О налогообложении в Пермской области". Несмотря на то, что эта льгота не отвечает основной цели рассматриваемого законопроекта о стимулировании инвестиционного развития в Пермской области, принятие ее считается целесообразным. Поэтому рабочая группа решила рекомендовать администрации области рассмотреть предложение о предоставлении льготы при подготовке закона о жилищном строительстве.

Налоговые льготы предприятиям, финансирующим развитие социальной сферы, обсуждаются во многих регионах. В Свердловской области предлагалось снизить на 4% ставку налога на прибыль для организаций, направляющих не менее 50% своей прибыли на жилищное строительства. Однако народные избранники добавили в этот список предприятия, содержащие социальную сферу, и предложили понизить процент прибыли, отчисляемой ими на данные цели с 50 до 10%'. Государственные органы Ростовской области планируют предоставить в 2003 г. налоговую льготу в размере 50% от уплаты налогов на прибыль в части, уплачиваемой в областной бюджет, успешным предприятиям. К их числу относят предприятия с положительной динамикой показателей прибыли и выпуска продукции, стабильно выплачивающие заработную плату работникам и решающие вопросы социального характера.

Анализ опыта предоставления налоговых льгот предприятиям, успешно выполняющим функции по реализации социальных обязательств государства, показывает: региональные и местные администрации применяют упрощенные схемы и критерии при предоставлении налоговых льгот. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы Государственная Дума и Правительство РФ рассмотрели вопрос о разработке принципиальных схем предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим значительные собственные средства в объекты социальной инфраструктуры и вносят существенный вклад в помощь государству и местным органам управления по реализации государственных социальных обязательств.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!