Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Научные исследования по проблеме

Большое значение для развития и совершенствования мето­дики ознакомления дошкольников с миром природы имели ис­следования В.Г. Грецовой, Т.А.Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н.Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф.Терентьевой и др.

Рассмотрим основные аспекты этих исследований.

Природа рассматривалась как фак­тор всестороннего развития ребенка. Одним из направлений этого всестороннего развития по праву считается нравственное воспи­тание дошкольников. Данной проблеме было посвящено исследо­вание В. Г. Грецовой (1971), центром которого являлись вопросы воспитания у детей старшего дошкольного возраста положитель­ного отношения к природе. Под положительным отношением к приро­де исследователь понимает «деятельную любовь», опирающуюся на знания, которые способствуют формированию соответствующего поведения. Компонентами этого поведения являются: актив­ный интерес к природе и стремление как можно больше узнать о ней; наличие знаний, умений и желания применить приобретен­ные знания на практике в уходе за животными, растениями и в охране природы.

Давая определение отношения детей к природе, автор впервые приводит оценочные критерии, которыми оно обусловливается:

  • отрицательное отношение к природе, выражающееся на словах и в поступках, отсутствием интереса к природе и знаний о ней;
  • положительное отношение к природе, выражающееся в эмоциональной форме и общих словесных оценках, типа «люблю», «нравится», «хороший», «надо беречь», не всегда подкрепляемых адекватным поведением в силу отсутствия соответствующих знаний и умений;
  • положительное отношение, выражающееся участием в дея­тельности по охране природы и уходу за растениями и животны­ми, основанием которого являются полученные знания, но при этом отсутствуют необходимые навыки и умения;
  • положительное отношение к природе носит характер при­вычки, чувства и действия детей адекватны знаниям о природе.

Проведенное автором исследование показало, что основой фор­мирования положительного отношения детей к природе является наличие трех взаимосвязанных компонентов: эмоционально-по­ложительного отношения к природе, знаний и полезной деятель­ности, которую дети выполняют благодаря полученной информа­ции. Большое значение, по мнению автора, имеют осознанность получаемой информации о мире природы детьми и осмыслен­ность действий, производимых с объектами природы. Достичь этого возможно, как показало исследование, в результате комплексно­го использования наглядных, словесных и практических методов в природоведческой работе с детьми.

Проблема эстетического развития детей дошкольного возраста средствами природы изучалась в исследованиях Н. Виноградовой (1982), Э.Никитиной (1983), Ф.Томиной (1983) и др.

Н.Виноградова в своих исследованиях ставила задачу развития у детей дошкольного возраста способности видеть, замечать и по­нимать красоту природы. Эстетические чувства по отношению к природе она рассматривает как составляющую положительного отношения к природному окружению. Разрабатывая проблему вос­питания эстетических чувств по отношению к миру природы, ав­тор сформулировала ряд вопросов методики работы с детьми. В первую очередь она обращает внимание на организацию форм общения с миром природы. Автор отмечает, что общение с при­родой создает разнообразные ситуации, которые можно эффек­тивно использовать для воспитания чуткости, доброты, эмоций ребенка. Однако эмоциональное отношение к явлениям природы можно формировать у дошкольников и через создание специаль­ных проблемных ситуаций, предлагая детям задания творческого характера. Наряду с этим большое значение будет иметь и лич­ность самого педагога. Педагог, любящий и понимающий приро­ду, передаст свое отношение всем детям. Именно воспитатель учит малыша замечать и устно описывать изменения, происходящие в природе, помогает осмыслить увиденное. Постепенно у детей фор­мируются эстетические оценки природных явлений и объектов: от элементарных «нравится», «не нравится», «красиво», «некра­сиво», базирующихся на созерцании природных процессов, до глубинных эстетических чувств и переживаний, основой которых является осмысление происходящего в мире природы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!