Надзор за исполнением законодательства об охране и защите прав несовершеннолетних на образование

8 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Правовую основу в данном направлении надзорной деятельности составляют Конституция РФ (ст. 43), СК (ст. 54, п. 2 ст. 56, п. 2 ст. 63), Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 7, ч. 2, 3 ст. 9), постановление Правительства РФ от 11.02.2011 N 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования", законы субъектов РФ об образовании.

Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования" устанавливаются:

- обязательность соблюдения государственных требований в процессе реализации программы дошкольного образования;

- право на получение обучающимися документа государственного образца о прохождении им итоговой аттестации;

- порядок ведения федерального реестра документов государственного образца об образовании на электронных носителях, осуществляемого в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами;

- перечень сведений, устанавливаемых Правительством РФ в федеральном реестре документов государственного образца;

- расширенная функция образовательных учреждений, их обязанность осуществлять периодическую самооценку деятельности, производить ее внутренний мониторинг, вести официальный сайт образовательного учреждения, обеспечивающий открытость его деятельности.

Данный Закон ввел новый порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. С 1 января 2011 г. лицензирование носит заявительный характер, предварительная экспертиза, ранее включенная в процедуру лицензирования, отменена, прохождение процедуры лицензирования и аккредитации возможно с использованием электронных средств. Лицензия стала бессрочной, но через год после ее получения лицензиат подвергается проверке со стороны лицензирующего органа. В последующем контрольные проверки будут проводиться без предварительного уведомления.

В ст. 38 Закона РФ "Об образовании" подробно регламентируется процедура контроля и надзора за деятельностью образовательных учреждений, который включает проверку содержания (полноту реализации госстандартов) и качества образования учащихся.

Проверке исполнения законодательства об образовании предшествует анализ фактического состояния законности в сфере обучения и воспитания несовершеннолетних, который строится на изучении статистики, отражающей:

1) данные об общеобразовательных учреждениях и результаты их деятельности по обучению и воспитанию подрастающего поколения:

- общее количество образовательных учреждений различных типов и видов (формы отчетности N 76-рик (Сведения о дневном общеобразовательном учреждении, утв. приказом Росстата от 13.08.2008 N 187)), N СВ-1 (Сведения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утв. приказом Росстата от 13.08.2008 N 187), N Д-13 (Сведения об образовательных учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. приказом Росстата от 20.07.2006 N 37), N Д-9 (Сведения о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждениях для детей, длительно болеющих, утв. приказом Росстата от 13.08.2008 N 187), N СУ-1 (Сведения о деятельности специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, утв. приказом Минобразования России от 25.08.1998 N 2222), N СУ-2 (Сведения о деятельности специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, утв. приказом Минобразования России от 25.08.1998 N 2222), N 4-ИУ-Школа (Отчет о состоянии общеобразовательного обучения осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, утв. приказом ФСИН России от 14.09.2005 N 761), N 53-ПС (Отчет о состоянии общеобразовательного обучения осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении, и несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, утв. приказом ФСИН России от 27.09.2005 N 791));

- количество учащихся в образовательных учреждениях различных типов и видов (названные выше формы статотчетности);

- результаты обучения несовершеннолетних в образовательных учреждениях региона (количество сдавших Единый государственный экзамен (ЕГЭ), получивших не ниже минимального количества баллов, количество и доля участников ЕГЭ, получивших баллов ниже минимального количества) (статистика ЕГЭ (итоговые данные))*(99);

- число учащихся, не желающих посещать школы, которых комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав направили в специальные

учебно-воспитательные учреждения открытого типа (форма отчетности Комиссии);

- число учащихся, отчисленных из общеобразовательного учреждения (учащиеся, которым разрешено оставить образовательное учреждение и которые исключены из образовательного учреждения). Помимо указанных выше форм отчетности о деятельности общеобразовательных учреждений разных видов и типов сюда входит также и отчетность Комиссии;

- число доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних, не имеющих образования, и число учащихся, задержанных в общественных местах за совершенные правонарушения (форма отчетности МВД России N 18, утв. приказом МВД России от 18.09.2003 N 739);

- число учащихся, наказанных за совершение административных правонарушений (форма отчетности Комиссии);

- число учащихся, совершивших преступления (форма отчетности МВД России 2-ЕГС (Отчет о лицах, совершивших преступления, утв. постановлением Росстата от

15.01.2008 N 4 и приказом МВД России от 03.03.2008 N 193));

- число учащихся, осужденных за совершение преступлений (Форма отчетности Судебного департамента при ВС РФ N 12 (Отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 14.05.2005 N 54, согласовано с Росстатом письмом от 06.05.2005 N АК-11 -21/1224));

- число осужденных несовершеннолетних, не работавших и не учившихся (названная выше форма N 12);

2) данные о родителях учащихся, уклоняющихся от обучения, совершающих правонарушения:

- число привлеченных к административной ответственности родителей учащихся (ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП) (форма отчетности Комиссии);

- применение семейно-правовых санкций (лишение, ограничение родительских прав) к родителям, дети которых обучаются в образовательных учреждениях (форма отчетности Судебного департамента при ВС РФ N 2 (Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел по первой инстанции, утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 14.05.2005 N 54, согласовано с Росстатом письмом от 06.05.2005 N АК-11 -21/1224));

- число осужденных родителей, дети которых обучаются (ч. 2-4 ст. 150, ч. 2, 3 ст. 151 и ст. 156 УК) (форма отчетности Судебного департамента при ВС РФ N 1 (Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции, утв. приказом Судебного департамента при ВС РФ от 14.05.2005 N 54, согласовано с Росстатом письмом от 06.05.2005 N АК-11-21/1224));

3) данные о должностных лицах системы образования и педагогах, привлеченных к административной либо уголовной ответственности, в том числе о количестве педагогов, учителей, воспитателей, иных работников образования, осужденных за совершение преступлений (форма 11а - отчет о судимости по отдельным отраслям Судебного департамента при ВС РФ).

При подготовке к проверке исполнения законодательства об образовании помимо статистических источников целесообразно изучить:

- поступившие в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования, прокуратуру, региональные общественные палаты, общественные приемные местных органов самоуправления жалобы, обращения граждан по поводу деятельности органов образования;

- материалы СМИ по поводу неудовлетворительной работы органов и учреждений образования;

- уголовные и гражданские дела, относящиеся к работе органов образования;

- существующую практику по делам об административных правонарушениях (по ст. 5.35, 5.57, 6.10, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 20.22 КоАП), рассматриваемых Комиссиями и судами.

Собранный и проанализированный материал позволяет определить в общих чертах предмет надзора, его пределы и сформулировать основные положения плана (программы) надзорной проверки, в процессе осуществления которой необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

- каковы тенденции развития в настоящее время сети учреждений дошкольного и общего образования в регионе в связи с проводимой политикой модернизации системы образования;

- соблюдаются ли требования закона при лицензировании и государственной

аккредитации реорганизуемых образовательных учреждений;

- соответствуют ли федеральному и региональному законодательству включенные в устав образовательного учреждения правила приема в него;

- не содержат ли эти правила каких-либо дискриминационных правовых норм и норм, ограничивающих прием в дошкольные и общеобразовательные учреждения;

- нет ли случаев установления в правилах приема необходимости сдавать какие-либо экзамены, проходить собеседования и т.п.;

- организован ли подвоз учащихся в образовательные учреждения и соблюдаются ли при этом нормы безопасности;

- организованы ли в образовательных учреждениях группы продленного дня, классы компенсирующего обучения и специальные коррекционные классы для обучения детей с отклонениями в развитии, насколько законен перевод в такие классы;

- обеспечиваются ли учащиеся учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе;

- выявляются ли образовательными учреждениями несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и оказывается ли им помощь в обучении и воспитании;

- исполняется ли образовательными учреждениями п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части помощи отстающим учащимся в освоении учебного материала. Взаимодействуют ли в этой работе образовательные учреждения с другими органами профилактики;

- соблюдаются ли права и интересы детей-инвалидов на получение образования: сколько детей-инвалидов обучается в образовательном учреждении, сколько детей данной категории не обучается в образовательном учреждении, но имеет для этого физические и психологические возможности;

- имеются ли в регионе (муниципальном образовании) факты коммерциализации образовательной деятельности, незаконной сдачи помещений в аренду, осуществляется ли иная деятельность, противоречащая федеральному и региональному законодательству и уставу образовательного учреждения;

- обеспечен ли в образовательном учреждении доступ в сеть Интернет. Обеспечены ли компьютеры, предназначенные для использования в учебном процессе, фильтрами, препятствующими получению информации, несовместимой с целями образования и воспитания (защита от просмотра порносайтов, получения информации экстремистской направленности и т.п.);

- выявлялись ли правоохранительными органами факты коррупции и взяточничества со стороны руководителей общеобразовательных учреждений и педагогов, жестокого обращения с учащимися и применения антипедагогических методов обучения и воспитания. Привлекались ли виновные к установленной законом ответственности;

- имеются ли факты поборов денежных средств с родителей за проведение строительных и ремонтных работ, доплату обслуживающему персоналу и педагогическим работникам, приобретение учебной и методической литературы, охрану учебных зданий, установление противопожарного и антитеррористического оборудования и т.п.;

- имеются ли факты вымогательства денег у родителей за прием детей в образовательное учреждение;

- осуществляется ли ведомственный контроль за законностью в деятельности образовательных учреждений.

Устранение выявленных прокурором нарушений закона производится с использованием различных мер прокурорского реагирования. В настоящее время активизируется исковая деятельность прокуратуры. Особую значимость представляют предъявляемые в защиту неопределенного круга лиц иски об обязании региональных и муниципальных властей своевременно предпринимать меры по защите жизни и здоровья учащихся. Важное значение имеете эффективное применение мер административного преследования, в том числе за нарушение ст. 5.57 КоАП.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!