Н. Данилевский о циклическом развитии общества

9 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885) являлся ярким представителем русской социально-философской мысли неославянофильского направления. В 40-х годах XIX века был участником кружка социал-утопистов М. Петрашевского, по приговору суда был выслан из Петербурга.

Вся последующая деятельность Н. Данилевского была посвящена изучению растительного и животного мира России, организации Никитского Ботанического сада в Крыму, директором которого он был. В 1869 г. была опубликована его главная работа - «Россия и Европа».

Рассмотрим основные проблемы, раскрытые Данилевским в этом сочинении и составляющие сущность его концепции.

Н. Данилевский опирался в своей книге на многие идеи славянофилов и почвенников, в то же время существенно развивая их.

Ошибкой славянофилов, полагал Данилевский, было придание русским или славянским принципам абсолютной ценности, то есть общечеловеческого достоинства. В сущности, по его мнению, это была та же самая ошибка, которую делали западники - отождествляя европейскую цивилизацию с общечеловеческой. Общечеловеческих ценностей, подчеркивал Данилевский, вообще не существует. Человечество проявляется исключительно лишь в определенных отдельных «культурно-исторических типах».

Данилевский различает такие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассирийско-вавилонско-фини-кийский или древнесемитический, индийский, иранский, древнееврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, германо-романский или европейский.

Кроме того, Данилевский выделяет два американских типа, мексиканский и перуанский, «погибшие насильственной смертью и не успевшие завершить своего развития».

Среди перечисленных типов Данилевский различает «уединенные» китайский, индийский и «преемственные», «плоды деятельности которых передавались от одного к другому».

К преемственным типам Данилевский относит египетский, ассирийский, греческий, римский, еврейский, германо-романский. Результаты преемственных цивилизаций превышает результаты уединенных - в этом видит Данилевский единственную причину, объясняющую так называемый западный прогресс и восточный застой.

Данилевский полагал, что ни один из культурно-исторических типов нельзя сопоставить с общечеловеческими принципами. Это бессмысленно, как вопрос: которые из конкретных форм растительного мира - пальма или кипарис, дуб или роза - лучше определяют «идею растения»; Славяне также не предназначены к исполнению общечеловеческой миссии - таковая миссия вообще не может существовать. Не могут они также реализовать в своих делах и «всеобщие христианские принципы». Эти принципы существуют только в отношении к отдельным народам.

Все относительно. В международных и межгосударственных отношениях должен господствовать ветхозаветный закон - «око за око» и «зуб за зуб» и бентамовский принцип утилитаризма. Согласно с этим законом, Данилевский провозглашал освобождение русской зарубежной политики от общих религиозных и юридических принципов, утверждал только конкретное принятие решений по принципу непосредственной выгоды, без оглядки на несуществующие, по его убеждению, общечеловеческие принципы. Что соответствует интересам славянства, то и должно утверждаться в политике.

Предшественником Данилевского в этой области был почвенник философ и поэт Аполлон Григорьев. Он утверждал, что отдельные народы или группы родственных народов остаются замкнутыми в себе, неповторимо целостными, живущими по собственным законам, не зависимым от якобы повсеместных закономерностей развития человечества.

Данилевский выделяет три роли, которые могут выпасть на долю народа:

  1. Положительная деятельность самобытного культурно-исторического типа. 2. Разрушительная деятельность так называемых «бичей божьих», типа гуннов и других варваров, разрушавших цивилизованные общества. 3. Служение чужим целям в качестве этнографического материала.

Культурная деятельность каждой конкретной общности развивается в одной из четырех главных областей: 1. Религиозной. 2. Культурной, в более узком смысле этого слова, т. е. в художественной, научной, технической. 3. Политической, т. е. юридически-государственной и 4. Общественно-экономической.

Так, тип древнееврейский был однонаправленным религиозным типом (создание Ветхого Завета), Древняя Греция представляла художественное начало. Рим имел более высокие достижения в политической области; всякий из этих типов, в отличие, например, от китайского или индийского типа, мог бы ассимилировать достижения других культур. Тип европейский был типом «двукоренным» - политически-культурным, могущим широко, творчески ассимилировать. В отличие от славянофилов, автор «России и Европы» был далек от осуждения основных романо-германских «принципов», всего этого культурно-исторического типа. Европейский тип был в его глазах одним из самых великолепных из существующих до сих пор. Но одновременно Данилевский говорил, поддерживая идею славянофилов, о «гниении» Запада, органическом распаде Европы.

В своей истории Европа, по Данилевскому, пережила три эпохи расцвета. Первой из них был XIII век - расцвет культуры теократически-аристократической; после освобождения в сфере мысли (XV век) и в сфере совести (Реформация) наступил второй период расцвета - XVII век. Освобождение от феодализма в результате Великой французской революции в конце XVIII века предвещало третий и последний период расцвета - промышленный и технический период. В этом последнем периоде - в 1848 году - на историческую арену вступили новые силы, в виде революционных демократов и пролетариев, угрожающие европейской культуре полным уничтожением. Их повторным выступлением (добавлял Данилевский в посвящении к последнему изданию своей книги) была Парижская коммуна. «Наступило начало конца».

Эти сумерки Европы не коснулись, однако, России и славянской церкви. Россия, полагал Данилевский, вопреки взглядам западников, не принадлежит Европе. Сама Европа не считает ее за «свою», отворачивается от нее. Доказательством обособленности России Данилевский считал способ разрешения крестьянской проблемы, раздачу крестьянам земли и сохранение общины, позволяющей отделить крестьян от пролетариата, который сталкивает Европу в пропасть. Обособленный путь развития России и соединение под ее гегемонией однородных с ней славянских наций сделает возможным для России создание нового, одиннадцатого культурно-исторического типа. Это будет первый в истории четырехкорневой тип, ибо славяне имеют зародыши развития и частичные достижения во всех четырех областях культуры, прежде всего в области религиозной (православие) и общественно-экономической (разрешение аграрной проблемы России). Возможность славян к восприятию других культур и использование их достижений ведет к тому, что славянский культурно-исторический тип будет более всех приближенным к идеалу «общечеловечества». Однако пока еще нет прочной консолидации собственного типа. Надо заботиться об отличии и своеобразии, а не о приближении себя к «общечеловечеству», доступного вполне только Богу. В отношениях с Европой Данилевский советовал «исключительность и патриотический фанатизм» как необходимый противовес ее влиянию на славянство.

Славянская культура, по убеждению автора, сложнее и глубже всех остальных. Религиозность русского народа не подлежит сомнению, сила политического творчества видна в истории России, высоки достижения и русского искусства (автор анализирует творчество Пушкина, Глинки, Гоголя, Толстого и др.), начинает развиваться русская наука. Освобождение крестьян положило начало новому этапу в развитии России.

Данилевский раскрыл ряд закономерностей развития цивилизаций.

Чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью. На этом основании Данилевский выделял особую роль России в славянском культурно-историческом росте. Только русские обладали в его время политической независимостью. Не было ее ни у украинцев и поляков, входивших в состав Российской империи, ни у чехов и сербов, являвшихся подданными Австро-Венгрии, ни у болгар, находившихся под турецким игом.

Цивилизация только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы его составляющие. Так Россия объединяет многие народы, находящиеся под ее влиянием.

Естествоиспытатель Данилевский часто обращается к примерам из области природного мира. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Теоретико-методологические принципы концепции Данилевского определить не просто, они сложны и противоречивы. Можно обратить внимание на многообразие этих оснований его концепции. Здесь и материалистически трактуемый натурализм, и отдельные положения в духе объективного идеализма, биологоантропологические обоснования культуры и резкие нападки на дарвинизм, историко-социологический анализ сознания и откровенный иррационализм. Убедительна критика им европоцентристской схемы развития - и наряду с этим справедливым, подлинно научным протестом - наивные утопии об идеальном укладе русской жизни, об отсутствии революционных настроений и классовых антагонизмов в России.

Данилевский верит в возможность научного исследования культуры с помощью биологических методов.

К каким результатам приходит Данилевский, классифицируя исторический материал согласно нормам «естественной системы»?

Мировая культура - поток, расчлененный по горизонтали и вертикали. Прежде всего мощные вертикальные образования выделяются, культурно-исторические типы.

Общечеловеческие задачи, которые могло бы одно племя решить конкретным образом для всех других племен, не существуют, утверждает Данилевский. По его мнению, задача человечества состоит ни в чем другом, как в проявлении в различные времена и разными племенами всех трех сторон, всех тех обязанностей, которые как бы заложены в идее человечества.

Как естествоиспытатель, Данилевский прибегает и к следующей аналогии: ни одна животная или растительная форма не заключает совершенства животного или растительного царства, так ни один возраст человека не выражает вполне человека. Поэтому человечество может сознавать себя целиком только в идеале, только в соединении всех культурно-исторических типов. Из соединения их может выйти понятие «всечеловеческое», которое содержанием своим полнее понятия «общечеловеческое», - говорит Данилевский.

Общечеловеческой цивилизации не существует, а всечеловеческая выражается в отдельных культурно-исторических типах.

В историю философской мысли Н. Я. Данилевский вошел, таким образом, как идеолог неославянофильства пореформенного периода и автор оригинальной культурологической концепции, которая предвосхитила ряд установок современной западной философской истории. Имя Данилевского упоминается с именами О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина в качестве основателя пространственно-временной локализации явлений культуры. Активным популяризатором работы Данилевского «Россия и Запад» являлся Питирим Сорокин, по убеждению которого эта работа «ныне жива гораздо больше, чем раньше». Книга, вышедшая в свет более ста лет назад, привлекает активное внимание, исследователи обращают внимание на различные стороны предложенной Данилевским концепции.

В то же время идеи Данилевского вызывали оживленную полемику. Одним из самых острых критиков этих идей выступил в конце прошлого века Владимир Соловьев, полагавший, что нельзя интересы одних народов ставить выше других.

Идеи Данилевского предвосхитили выдвинутые уже в XX веке теории локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Они оказали значительное воздействие на всю последующую социально-философскую мысль. Главные итоги его противоречивой книги таковы:

1. Критика европоцентризма, признание роли в истории народов не только Европы, но и Азии и Африки.

2. Выявление исторического своеобразия славянских народов, особенно народов Рцссии.

3. Критика однолинейной теории процесса, признание не только прогресса, но и регресса в истории.

4. Применение к анализу истории общества естественнонаучных принципов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!