Мышление и интеллект

Анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умст­венных (мыслительных) способностях, т. е. к вопросу о том, что именно представляет собой наш ум, как устроен, каковы его особенности. Психология решает эти проблемы, иссле­дуя то, что называется человеческим интеллектом, под ко­торым обычно понимается совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность ре­шать разнообразные задачи.

Интеллектуальная активность - это специфически человеческий способ приспосабливаться (адаптироваться) к условиям своего существования. По определению амери­канского психолога Векслера, создавшего в 1939 году пер­вую систему измерения интеллекта взрослого человека, ин­теллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. В самом широком смысле слова, интел­лект - эта наша способность осознанно адаптироваться к ок­ружающей среде.

Интеллект представляет собой многомерное явление, которое можно оценивать по трем измерениям: как систему операций с данными (оперативно); как сумму определенных данных (по содержанию), по тому, к чему приводит наша ин­теллектуальная деятельность (то есть по ее результатам).

Как и все функции психики, интеллект находится под воз­действием, с одной стороны, наследственности, а с другой -под влиянием окружающей среды (адаптационная обуслов­ленность). Наследственная обусловленность связана со мно­гими факторами: 1) генетическая обусловленность, то есть влияние наследственной информации, полученной от роди­телей, на направление и возможности интеллекта; 2) физи­ческое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности (о значении этого фактора знали уже в первобытную эпоху, так как эпидемии наследственного си­филиса превращали и превращают целые этносы в скопище полуидиотов); 3) хромосомные аномалии (например, болезнь Дауна); 4) экологические условия, употребление лекарст­венных средств, наркотиков и т. п. Адаптационная обуслов­ленность проявляется прежде всего во влиянии на умствен­ное развитие следующих факторов: 1) особенностей питания ребенка (особенно в первые 1,5 года); 2) психической стимуля­ции интеллектуальной активности ребенка со стороны взрос­лых (дети, живущие в приютах и домах ребенка, заметно от­стают в умственном развитии); 3) числа детей в семье, ее со­циального статуса (этот фактор связан с экономическим и культурным неравенством в обществе, с этническими и пове­денческими особенностями различных социальных групп).

Попытки создать единую систему «измерения» человечес­кого интеллекта наталкиваются на труднопреодолимое препятствие: интеллект включает в себя способности к со­вершенно разнокачественным умственным операциям. Ка­кой единой мерой можно измерить, например, способность выполнять математические действия и способность к рас­суждениям, пространственную ориентацию и умение легко объяснять и излагать свои мысли? А если пользоваться раз­ными мерами, то как выводить общий показатель? Решить эти проблемы так и не удалось, но системы измерений (тес­ты) получили значительное распространение (шкалы Векс-лера, тест Стенфорд-Бине и др.). Чтобы осуществить более или менее целостное и, следовательно, точное измерение интеллекта, обычно используют два «субтеста». В одном предлагаются задачи, требующие действий с использова­нием слов (ВИП - вербальный интеллектуальный показа­тель), в другом надо выполнить задания, практически не связанные с семантическими действиями (НИП - невер­бальный интеллектуальный показатель). Общий показа­тель складывается из их суммы, причем единых правил по­добного «сложения» пока не существует.

Наибольшей популярностью пользуется так называ­емый «коэффициент интеллектуальности», сокращенно обозначаемый IQ, который позволяет соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями своей возрастной и профессиональной груп­пы. Этот тест связан с представлением об умственном воз­расте, и в начале века использовался для того, чтобы было можно сравнивать умственное развитие ребенка с возмож­ностями его ровесников. Например, календарный возраст -8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственно­го и хронологического возраста и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение 10 соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие - к 200. Стандартное (то есть среднее для всех групп) отклонение -16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), резуль­таты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом 10 от 10 до 84), или как обладаю­щие высокими (выше среднего) интеллектуальными спо­собностями (от 116 до 180).

Результаты тестирования связаны, в сущности, с уме­нием тестируемых быстро и четко понимать и выполнять за­дание. Поэтому оно измеряет не только интеллект (резуль­таты в диапазоне 80-120 баллов сомнительны и практически бесполезны), сколько умения выполнять задания именно этого теста, и только. Все остальные выводы представляют собой в лучшем случае гипотезы, требующие дополнитель­ных исследований. Неудивительно, что самый высокий Ю оказался у людей, чей профессиональный опыт близок к ме­тодам мыслительных операций, особенно широко представ­ленных в большинстве тестов: у научных работников, хими­ков, математиков, педагогов и студентов. С последними свя­зан и поразивший многих результат, полученный увы, в нашей стране. За 6 лет обучения в С.Петербургском универ­ситете 10 студентов-физиков понизился на 7 пунктов, а сту­денты остались на прежнем исходном уровне. Что стоит за этим фактом - халатное отношение к учебе, то есть постоян­ное безделье, серьезные злоупотребления алкоголем или чем-то еще - остается пока неизвестным.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!