Музыка в Киевской Руси

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В развитии древнерусской музыки можно выделить два направления: профессиональное музыкальное искусство, входящее составной частью в храмовую православную культуру, и более древнее, которое относится к искусству устной традиции, к музы­кальному фольклору.

Храмовое пение называлось: «сладкогласным» и «доброглас-ным». В древнерусском музыкальном искусстве слово определяло развитие музыки, способствовало утверждению ее канона. Самым важным в пении являлось размышление над смыслом текста, кото­рый и должен был доставлять удовольствие. В соответствии с этим в православном храме звучала исключительно вокальная музыка — это были хоровые и строго одноголосные песнопения. Позднее, в XVII в., возникли многоголосные композиции, но только голос поющего человека признавался единственным «музыкальным инс­трументом», способным интонировать Слово Божие. Русская пра­вославная музыка складывалась как вокальная.

Основной вид древнерусского храмового пения, заимствован­ный из Византии как часть богослужения, назывался знаменным, так как для записи звуков употреблялись специальные знаки — «знамена». Музыкальные «трафареты», на основе которых создава­лись песнопения церковных служб, назывались подобнами, а сам сочинитель музыки распевщиком (слово «композитор» не употреб­лялось). В знаменном пении окончательно сложился художествен­ный эталон, в нем органически соединились: музыкальное, эстетическое и духовное начало в древнерусской, профессиональ­ной музыке (15; 96).

Важно еще раз отметить связь разных видов искусства друг с другом. В частности, музыка была тесно связана не только со словом, но и с живописью, и оказала на нее глубокое влияние. И музыка, и живопись создавались на основе канонизированных образцов и были предметом коллективного соборного творчества. Многочис­ленные иконы и фрески созданы на темы песнопений, они же донесли до нас подробности храмового пения в Древней Руси: жесты регента, расположение певцов, их одежду и др. Например, на фресках Благовещенского собора Московского Кремля изображен Акафист Богородице. А на фресках храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанного великим Дионисием с сы­новьями, изображена целая серия сюжетов, связанных с музыкаль­ными композициями. Хоры, изображенные на иконах, как бы подпевают верующим в храме.

Народная музыка, возникшая задолго до профессионального музыкального искусства, играла в общественной жизни языческой Руси гораздо большую роль, нежели в более поздние эпохи. Самого понятия «музыка» в его современном значении не было в Древней Руси. Под «мусикк» подразумевали только инструментальное ис­кусство, с игрой на гуслях, домре, цимбалах, лире, трубе. Кроме них в Древней Руси использовали сопели, бубны, которые являлись также обязательной частью военных оркестров вместе с сурепками и трубами. Несомненно, что были хорошо известны некоторые восточные инструменты, например сурка (зурна) и домра. Помимо военных оркестров князья содержали специальные ансамбли для дворцовых пиров и празднеств [19].

В культуре Киевской Руси бытовали самые разные песенные жанры. С песней люди рождались и умирали, сеяли хлеб и собирали урожай, играли свадьбы и уходили на войну. Бесценное древнее наследие не исчезло с рождением новой профессиональной музыки в православном храме. Народные песни являются плодом коллек­тивного устного творчества и имеют много вариантов. В русской песне тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия — она живая летопись народа.

Песня в Древней Руси имела свои мелодические, гармонические и ритмические особенности, она обладала сложившейся стройной системой жанров и средств музыкальной выразительности. Еще в докиевский период славяне-язычники создали развитые обрядовые песни, календарный и семейно-бытовой фольклор, героический эпос, инструментальную музыку. В числе самых древних свиде­тельств музыкальной культуры русского народа — календарно-об-рядовые песни, на что указывает не только их содержание (во многих из них просматриваются следы языческих верований), но и древняя мелодическая форма. Эти песни создавались в соответствии с календарем, отражающим этапы сельскохозяйственных работ в течение года. В содержании календарно-обрядового фольклора отразились самые разнообразные верования наших предков, пред­ставления о круговороте природы и устройстве мироздания. Песни входили в весенние, летние, осенние и зимние обряды. Некоторые обрядовые песни, первоначально сопровождавшие различные ста­дии сельскохозяйственного цикла, очень древние — это песни, ис­полнявшиеся во время празднеств по случаю дня зимнего солнцестояния (коляды), весеннего равноденствия (масленица), летнего солнцестояния (семик или русалья) и осеннего солнцестояния. После введения на Руси христианства языческие праздники естественным образом соединились с христианскими (5).

Важную часть обрядовых песен составляет цикл свадебных песен, который соответствует сложным церемониям, сопровождав­шим древний свадебный обряд. Каждому действию обряда соответ­ствует специальная песня. Некоторые очень жизнерадостные, другие грустные и даже печальные. Любимыми были разудалые пляски, мужские и женские. Женские предполагали то движение мелкими шажками — «лебедушкой», то громкую и четкую дробь. Многие плясовые напевы древности популярны и поныне: «Ах вы, сени, мои сени», «Камаринская», «Барыня» и др.

Необходимо остановиться еще на одном феномене музыкаль­ного искусства Древней Руси — колокольном звоне. Школы звона­рей (новгородских, псковских, ростовских и др.) были известны по всей Руси. Звонари владели искусством красных, набатных, встреч­ных, проводных, больших и малых звонов. Колокола украшали самые древние храмы, а позднее именно колокол (прежде всего — вечевой) стал символом вольности Новгородской республики. Звук колокола особенный, он имеет не только основной тон, но и хорошо слышимые обертоны — призвуки. Чем больше колокол — тем ниже он звучит и имеет больше обертонов, маленькие же колокола издают более высокие и чистые звуки. Звоны стали символом нашей национальной культуры. Они удивительно гармонируют с бескрай­ними просторами России — ее широтой и раздольем, наполняя их звучанием своих переливов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!