Музыка, танцевальное и песенно-сказительное искусство Китая

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Еще в I веке до н. э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. В процессе длительного развития постепенно сформировалось пять основных видов тради­ционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка. В истории Китая музыкальная культура неоднократно переживала периоды расцвета. Лучшими образцами древней классической музыки стали пьеса для циня (семиструнного щипкового инструмента) «Гуанлин-сань», «Сюита из 18 частей для флейты хуцзя», пьеса для пипа (четырехструнная лютня) «Круговая засада», пьеса для духовых и струнных инструментов «Лунный свет и цветы на весенней реке» и др.

Периодом расцвета китайской музыкальной культуры были эпохи династий Суй и Тан. В это время было создано «дацюй» - музыкальное представление, в котором соединены пение, танец и инструментальная музыка. Наиболее известными образцами этого жанра являются «Циньский князь громит ряды врагов», «Ичжоу» и «Лянчжоу».

В дальнейшем «дацюй», исполнявшееся главным образом в рамках дворовых представлений, было постепенно вытеснено более простыми, но и более динамичными оперой и балладами, базиро­вавшимися на народном фольклоре.

В начале XX века китайская музыка оказалась под существенным влиянием европейской музыки. Значительные перемены в обще­стве, влиятельность левых идей способствовали появлению массы произведений в народном стиле, отражающих народные настроения. Среди произведений, созданных в 30-40-е годы,- сочинен­ный композитором Не Эром «Марш добровольцев» на слова Тянь Ханя. Сейчас он является государственным гимном Китайской Народной Республики.

Развитие исполнительского искусства в годы после образования КНР было тесно связано с созданием профессиональных музыкаль­ных коллективов и широким развертыванием концертной деятель­ности. Практически по всей стране создавались ансамбли песни и танца, оперные труппы, симфонические оркестры и оркестры на­родных инструментов. Появилось много известных композиторов, дирижеров, вокалистов и исполнителей.

Китайские музыканты принимают все более активное участие в различных международных музыкальных конкурсах, многие из них завоевывают первые места. Китайские исполнители и музыкальные коллективы выступают во многих странах и районах мира. В свою очередь, перед китайской публикой выступали многие зарубежные мастера и коллективы с мировым именем.

В целях обогащения культурной жизни народа во многих городах страны регулярно проводятся крупные музыкальные фестивали, такие, как «Шанхайская весна», «Фестиваль музыки и цветов г. Гуанчжоу», «Пекинский фестиваль хоровой музыки», «Неделя музыки Северо-востока Китая», «Неделя музыки Северного Китая», «Неделя музыки Северо-запада Китая», «Музыкальный фестиваль города весны» (г. Куньмин), «Харбинское лето», «Осень города источников» (г. Цзинань). Видное место в музыкальной жизни населения занимает также художественная самодеятельность. Еже­годно организуются смотры «Майские цветы» в Пекине, «Октябрь­ское пение» в Шанхае, «Концерты учебных заведений» в провинции Фуцзянь, «Фестиваль хоровой музыки учащейся молодежи» в Гуан­чжоу и др.

Все населяющие Китай народы (и прежде всего ханьцы) обла­дают богатыми песенными и танцевальными традициями. По не­которым оценкам, в стране существует около 1000 видов народных танцев, из которых наиболее известны ханьские «Танец драконов», «Танец львов», «Танец с красным шелком» и «Танец с расписными барабанами», монгольский «Аньдай», танец тибетцев под музыкаль­ный инструмент «Сяньцзы», уйгурский танец «Сайнайму», танец «Тяоюе» народности и, дайский «Танец павлина», корейский «Танец с веерами», танец с бамбуковой свирелью «Лушэн» народности мяо, чжуанский «Танец с коромыслами» и другие.

Одним из древнейших видов китайского искусства является песенно-сказительное искусство. Его характерная особенность-изложение истории, создание образов героев, выражение мыслей и отражение общественной жизни в форме песни и жестикуляции. В настоящее время в Китае насчитывается свыше 300 разновидностей этого искусства, широко распространенных во всей стране и варь­ирующихся по форме и содержанию в зависимости от региона страны.

Номера песенно-сказительного искусства, как правило, испол­няют на сцене 1-3 актера. Они используют чрезвычайно простой реквизит и не надевают специальных костюмов. Наиболее популяр­ные номера - это, в частности, сказы под аккомпанемент щипко­вого струнного инструмента, пекинские сказы под барабан, мэйхуаские сказы под барабан, сучжоуские музыкальные сказы «пин-тань», сихэские сказы под барабан, частушки (куайбань), шаньдунские частушки, сказания, юмористические диалоги «сянш-эн» и другие.

Сказание или устные сказы длинны по содержанию, одна сказка рассказывается несколько месяцев подряд, а юмористические диа­логи воспроизводятся в краткой форме, самые продолжительные не превышают 10 минут, а короткие включают всего несколько слов. Некоторые жанры исполняются актерами в статичном положении, как правило, сидя на стульях. Это, в частности, «таньцы» (один из видов народных напевов Китая), музыкальные сказы и сказания. Многие представления актеры дают стоя. Например, сказы под барабан, частушки «куайбань», музыкальные сказы «чжуйцзы» и другие.

Такие номера, как «эржэньчжуань» северо-восточного Китая и фэньянский «хуагу», актеры исполняют танцуя. Номера, в которых главная роль принадлежит пению, исполняются под музыкальное сопровождение. Главными музыкальными инструментами для ак­компанирования являются китайская балалайка, сыху (род китай­ской скрипки), цимбалы, барабан и трещотка.

По существу данный вид искусства является одним из наиболее древних и распространенных. Учитывая традиционно невысокий уровень грамотности среди китайцев, именно песенно-сказительное искусство стало основной формой творческой активности низших слоев общества, способствовало распространению культуры и раз­витию духовного потенциала страны. Произведения в этом жанре и поныне чрезвычайно колоритны, отражая всю национальную самобытность китайской культуры. Большинство образцов песен­но-сказительного искусства передаются из поколения в поколение, воплощают вековое стремление народа к справедливости, воспевают национальных героев, честных чиновников и преданность любви, сатирически изображают глупость, ложь и мздоимство. Тематика данных произведений действительно непреходяща и поэтому до сих пор они живо и актуально воспринимаются слушателями и зрите­лями.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!