Музыка и танец стран Ближнего и Среднего Востока

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Для классической музыки мусульманского Востока характерен синтез ее с песнями и танцами, богатая ритмичность. Отдельные музыкальные произведения не нашли широкого распро­странения. Сильно влияние греческой мелодики.

Характерен своеобразный дуализм ценителей этой музыки - интерес отдельно к исполнительскому искусству и к «теоретическим задумкам».

Инструменты обычно используются индивидуальные (лютня, гитара, рибаб, зурна, барабан, оказавшие влияние и на развитие европейских музыкальных инструментов). Иногда они объединяют­ся в небольшие ансамбли, обычно состоящие из барабана или бубна в сочетании с той или иной разновидностью флейты.

Музыка имеет национальные различия в зависимости от страны: андалузская (сохранилась среди многочисленных потомков пересе­ленцев из Андалузии в странах Магриба), персидская и т. д.

Большим своеобразием отличается музыка мусульманских ми-стиков-суфиев, где важны не только мелодии (суфии часто распе­вают духовные песни), но и танцевальный ритм (чтобы довести себя до экстаза, в состоянии которого суфии пытаются непосредственно общаться с Богом, они исполняют специальные танцы).

Наиболее древние песнопения христианской церкви (как мело­дии, так и тексты гимнов) обязаны своим происхождением Сирии. Египетские христиане - копты сохранили элементы древнеегипет­ской храмовой музыки.

Арабская музыка сформировалась в результате слияния собст­венно арабского искусства с искусством завоеванных стран. Напри­мер, в доисламский период бедуины широко использовали для танцев барабан, а еще раньше - выбивание палкой по земле ритма при чтении стихов (сам стихотворный размер делился на несколько типов, происхождение которых связывают с различными аллюрами верблюда, подобно тому, как в Древней Греции стихотворные размеры связывали с различными состояниями моря). Этот период характеризуется особым единством музыки и поэзии. Сохранились сведения о древних профессиональных певцах-поэтах (шаирах), о песенных жанрах - хида (караванные песни), хабаб (песни конни­ков), о музыкальных инструментах - дуфф (маленький квадратный бубен), мизхар (примитивная лютня с кожаной декой), ребаб (род однострунной скрипки).

После создания халифата арабы усвоили музыкальные традиции более высоких культур: восприняли основы греческой музыкальной теории; заимствовали некоторые новые музыкальные инструменты под воздействием персидской и византийской мелодики диапазон музыкальных произведений расширился до двух актов. Ладовые особенности определили своеобразную манеру пения, при которой широко применяется глиссандирование (скольжение от звука к звуку). Классическая арабская музыка преимущественно вокальная. Наиболее распространенный жанр - вокально-инструментальный ансамбль с ведущей ролью певца. Особенно славилась багдадская музыкальная школа, которая повлияла на более позднюю андалуз­скую, весьма популярную и сейчас, особенно в странах Северной Африки. Активную роль в этих ансамблях играли женщины. Осо­бенно часто они выступали как певицы.

В музыке цинилась не только виртуозность и исполнительская сторона этого вида искусства. Основываясь на учении Платона и его продолжателей на арабо-мусульманской почве: аль-Фараби, Ибн Сины, членов религиозно-философского кружка «Братья чистоты» и других, музыку относили к четырем «математическим наукам» и справедливо считали, что законы гармонии основаны на законах математики. Знание хотя бы теоретических основ музыки являлось составной частью адаба. Соответственно проводили различие между теорией музыки (аль-мусика), основанной на учении греков, осо­бенно Евклида, и собственно исполнительским искусством (аль-ги-на), развивавшим арабо-иранские традиции.

В философских трактатах о музыке получил теоретическое обоснование взгляд на нее как на одно из «высших искусств», играющих большую роль в воспитании человека, в приобщении его к заключенной в мироздании «музыке небесных сфер». Основываясь на воззрениях об «очистительной» роли музыки, суфии используют ее в своих радениях, доводя себя до экстаза мистически окрашен­ными песнопениями о любви (к Богу).

Любовь к национальной музыке и песне сохраняется и по сей день, европейское влияние хотя и сказывается до известной степени, но пока ему не удается заметным образом потеснить национальную традицию. По-прежнему, на всем Востоке любимы и почитаемы лучшие исполнители - певцы и музыканты. Популярность, напри­мер, египетской певицы Умм Кульсум (ныне умершей) можно сравнить разве что с любовью французов к Эдит Пиаф.

Танец. В рассматриваемом нами регионе распространены глав­ным образом народные танцы, бытующие в определенной этниче­ской среде. Это могут быть групповые танцы: у ливанцев («дабка»), курдов, несколько напоминающие славянские хороводы, или «хоро» и греческий сиртаки. Йеменцы и египетские крестьяне знают танцы - состязания/поединки - с кинжалами (Йемен), мечами (Саудовская Аравия), с палками (Верхний Египет).

У национальных меньшинств есть свои, часто очень красивые и древние, но локально ограниченные танцы. Существуют танцы-импровизации, не имеющие четко фиксированного рисунка исполняемые в соответствии с ритмом музыкального сопровожде­ния, иногда с пением стихов.

Наиболее известен женский «танец живота», исполняемый прак­тически повсеместно, но самыми прославленными являются тан­цовщицы из Египта. Выразительность в этом танце достигается виртуозным движением бедер и живота, в то время как руки и, особенно, ноги остаются малоподвижными. Танцуют его соло (осо­бенно для туристов и для развлечения богатых гостей), но на семейных праздниках в нем участвуют несколько женщин, преиму­щественно из молодежи. В первом случае подчеркивается эротиче­ский мотив: живот оголен, достаточно вольный костюм подчеркивает женские достоинства «звезды». Во втором случае женщины одеты в национальные одежды (длинные платья, шаро­вары в сочетании с легким «кафтаном» и т. п.), но на бедра, чуть наискось, повязывается платок, который подчеркивает выразитель­ность танцевальных движений.

Относительно происхождения «танца живота» существует не­сколько версий. Наиболее вероятной считают версию его'проис­хождения от древних храмовых танцев Востока, связанных с поклонением богиням любви (Изиде в Египте, Астарте в Сирии и т. д.). Согласно второй версии, танец родился в роскошной, но затхлой атмосфере мамлюков-воинов из рабов, которые, как и их наложницы, согласно мамлюкскому суровому закону, не имели права оставлять после себя детей. В этих условиях, чтобы сохранить привязанность возлюбленного воина, женщины, обычно также рабыни того же этнического происхождения, вынуждены были идти на различные ухищрения, чтобы постоянно подтверждать свою сексуальность и привлекательность.

Наконец, свои ритуальные танцы, обычно в сопровождении музыки и песен, имеют некоторые суфийские ордена. Как уже говорилось, такие танцы направлены на то, чтобы довести танцую­щего до экстаза, помочь ему общаться с Богом. Вариантом такого суфийского танца является, например, часто показываемый по телевидению чеченский «зм/ср», когда участники-мужчины образуют цепочку друг за другом и бегают по кругу, выкрикивая ритуальные фразы и совершая воинственные телодвижения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!