Музыка и литература Индии

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Еще труднее европейцу понять классическую музыку Индии - слишком она отличается от европейской. В ней нет европейской гармонии, единства оркестра. Индийская религиозная музыка ни­когда не записывалась нотами! Именно этим и обусловлена бес­крайность, незавершенность музыкальной формы, предоставляю­щая исполнителю неповторимую возможность импровизировать, поддаваясь мимолетному чувству. Любой индийский исполнитель является импровизатором, а любое исполнение является автор­ским - никто не может повторить выступление. Каждый раз, даже у одного и того же музыканта, импровизация звучит по-разному.

Классическая индийская музыка исполняется на чисто индий­ских инструментах. К ним в первую очередь относятся вина и ситара, а также большое количество различных барабанов.

Вина представляет собой струнный щипковый инструмент, со­стоящий из деревянного корпуса, на изготовление которого идет главным образом древесина хлебного дерева, прикрепленного к одной из двух тыкв. Меньшая по размеру тыква поддерживает шейку инструмента, завиток которого выполняется в виде животного. Вина имеет четыре основные струны и несколько различных бурдонных струн. Существует несколько разновидностей вин, среди которых наиболее ценится вина-еквала, выполненная из одного куска дерева.

Ситара также является струнным щипковым инструментом лют­невого семейства. Состоит из деревянного выпуклого корпуса и длинной (до 90 см) шейки с навязанными ладами (от 16 до 22). Имеет семь основных струн и 11-12 резонансных.

Индийская литература насчитывает примерно 40 веков своего существования. Она настолько разнородна и создавалась на таком большом количестве языков, что не может быть сколь-либо полно описана в рамках данного учебника. Поэтому здесь изложены лишь основные направления и вехи литературного процесса.

Наиболее древней является Ведийская литература. Создание первых произведений, именуемых в литературе Ведами, относят к концу II тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались из уст в уста. Ведическая литература состоит из произведений четырех категорий:

1. «Самхиты», или сборники гимнов, молитв, заклинаний, магических формул. Существуют четыре Самхиты, из которых «Ригведа» является наиболее древней и важной. Гимны «Ригведы» представляют собой молитвы, обращенные к богам, среди которых основное место занимает бог Индра, помогающий ариям в их войнах с аборигенами.

Религиозная индийская мысль считает Веды откровением бога Брахмы, каждый из четырех ликов которого создал по одной Веде.

2. «Брахманы» представляют собой прозаический комментарий к Ведам. Они были созданы в VIII-VI вв. до н. э. и отражают господство касты жрецов в жизни общества, в котором была широко развита система жертвоприношений. «Брахманы» подробно разра­батывают сложный ритуал принесения в жертву, определяют жер­твенное животное, соответствующее социальному статусу жертво­вателя.

3. «Араньяки», или «Лесные книги», являются как бы продолже­нием «Брахман». Однако в них больше внимания уделяется созер­цанию природы как высшей духовной деятельности, что с течением времени привело к формированию философских школ. Вероятно, «Араньяки» были созданы для аскетов, живших в лесу вдали от людей и не имевших возможности совершать сложные ритуалы жертвоприношений.

4. «Упанишады» - это религиозно-философские трактаты, включающие тайные поучения, которые наставники дают во время беседы своим ученикам. Таким образом, «Упанишады» - сокровен­ные знания, доступные только посвященным. Основа «Упани-шад» - учение о всеобщем единстве, единстве абсолютного объективного начала (брахмана) и субъективного начала (атмана). Здесь же развиваются теории кругооборота рождений (сансара), воздаяния за совершенные дела и поступки (карма), избавления от цепи перерождений (мокша), нравственного закона (дхарма) и др.

Эпическая литература возникает в первой половине I тысячеле­тия до н. э. Наиболее древним эпическим произведением считается  «Махабхарата» («Великая Индия», или «Битва бхаратов»). «Махабха-рата» считается самым большим литературным произведением в мире, состоящим из 100 тысяч строк. Создание основного сюжета «Махаб-хараты» приписывают мудрецу-отшельнику Вьясе. Основной сюжет многократно дополнялся. Он связан с описанием битвы двух древних родов и их сторонников (пандавов и кауравов) за обладание Хастина-пурой (теперь г. Дели). Полная «Махабхарата» состоит из 18 книг разного объема. К наиболее известным вставным эпизодам относятся:

«Повесть о Шакунтале», «Сказание о Раме», «История Наля и Дама-янти», «Бхагавад-гита» и др. «Махабхарата» стала источником сюжетов и образов, получивших развитие в классической санскристской лите­ратуре и литературе на языках народов Индии и других стран (Индо­незия, Шри-Ланка, Бирма и др.).

Не менее известным является и другой эпос - «Рамаяна» («Странствия Рамы»), авторство которого приписывают мудрецу-отшельнику Вальмики. Основное повествование создано примерно в IV в. до н. э. Всего «Рамаяна» состоит из 24 тысяч строк, объединенных в семь книг. Эпос посвящен подвигам богочеловека Рамы, изгнанного из своего царства и странствующего по Индии, сначала в поисках убежища, а потом в поисках похищенной жены Ситы. Фантастические сюжеты «Рамаяны» переплетаются с реаль­ными картинами жизни того времени.

Палийская литература, расцвет которой приходится на III-I вв. до н. э., связана с распространением буддизма в Индии. Проповедь буддизма велась на языках, близких к народным. Одним из таких языков был пали, на котором, по преданию, проповедовал Будда. Одним из первых памятников палийской литературы считается «Типитака» (букв. «Три корзины») - собрание буддийских канони­ческих текстов, состоящее из трех книг: «Собрание правил дисцип­лины», или «Корзина смирения» («Виная питака»), «Корзина наставлений» («Сутта питака») и «Корзина высшей мудрости» («Аб-хидхамма питака»). «Типитака» содержит ценные материалы для

изучения раннего буддизма, а также сведения об истории и культуре Древней Индии.

Другим памятником палийской литературы являются Джатаки или «Повести о житиях бодхисатв», которые представляют собой одну из разновидностей жанра древнеиндийского фольклора. Ос­новной мотив Джатаки - победа слабого над сильным, бедного над богатым (и глупым). Некоторые сюжеты Джатаки неоднократно повторялись в индийской сказочной литературе.

Классическая санскритская литература, или литература кавья, явилась следующим этапом развития общелитературного процесса. Литература кавья подразделялась на несколько жанров и включала в себя и прозу, и поэзию.

Одним из представителей литературы кавья был поэт и драматург Ашвагхоша (II в. до н. э.), известный своей поэмой «Жизнь Будды» («Буддхачарита»). Наиболее значительным литературным памятни­ком санскритской прозы является сборник «Панчатантра» (букв. «Пятикнижье»), созданный, по преданию, в III-IV вв. н. э. брах-,маном Вишнушарманом. «Панчатантра» состоит из пяти книг ска­зок и басен, основными героями которых являются животные, наделенные -человеческими чертами характера. Однако наиболее известным среди санскритских драматургов и поэтов был Калидаса (IV в. н. э.), создавший несколько драм, эпических и лирических поэм, вошедших в золотой фонд индийской литературы: драма «Узнанная по кольцу Шакунтала» («Абхиджнянашакунталам»), эпи­ческая поэма «Род Рагху» («Рагхуванша»), лирическая поэма «Об­лако-вестник» («Мегхадута»).

Средние века в Индии характеризуются угасанием литературы на санскрите, с одной стороны, и появлением литературных про­изведений на местных языках, с другой стороны. Наряду с этим в Индию вместе с завоевателями-мусульманами приходят новая куль­тура и новые языки (тюркский, персидский), которые принесли с собой и новые жанры, главным образом персоязычной литературы (газели, касыды, марсия и рубай).

Дальнейшее развитие индийской литературы связано с различ­ными местными языками. В Индии существует 16 различных лите­ратур на региональных языках: хинди, бенгали, тамили, урду, атакже англоязычная, ассамская, гуджаратская, кашмирская, каннарская, малаяламская, маратхская, орисская, панджабская, персоязычная, синдхская и литература народа телугу - каждая из которых имеет свой неповторимый колорит, свою историю и свои имена.

Ярким представителем бенгальской литературы является Рабин-дранат Тагор (1861-1941) - поэт и писатель, музыкант и художник, ученый и просветитель. Вершиной признания поэтического твор­чества Тагора явилось присуждение ему Нобелевской премии по литературе за 1913 г. за сборник стихотворений «Пригоршня песен» («Гитанджали»). Одна из патриотических песен Тагора «Душа на­рода» («Жана-гана-мана») стала государственным гимном Индии. Тагор также является автором таких шедевров индийской прозы, как романы «Гора» и «Дом и мир».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!