Мораль и право как специфические виды социального регулирования

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Мораль и право – составные части духовной культуры человечества и представляют собой социокультурный феномен. Моральные и правовые нормы оформляются на определенной стадии развития общества и отражают достигнутый уровень общественных отношений. Они образуют необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Их развитость и действенность во многом являются индикаторами цивилизованности общества. Они возникают в силу потребности согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

История выработала различные способы регулирования общественной жизни. Среди них выделяются социальные нормы, которые представляют собой общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, образцы поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. В самом общем виде социальные нормы – это правила поведения общественного характера, призванные регулировать взаимоотношения людей и социальных институтов в процессе их взаимодействия. По своей сути социальные нормы – это объективно необходимые правила совместного человеческого существования, указатели границ должного и возможного поведения. К социальным нормам относятся моральные, правовые, политические, экономические религиозные и иные нормы. Нормы (лат. norma – «правило», «образец») – это определенные стандарты, эталоны, модели поведения. Норма отражает то, что существует или должно существовать без исключения. В отличие от обычаев, когда люди поступают однотипно в схожих ситуациях (бракосочетание, празднование дня рождения, «вступления в должность», «умыкания» и т. д.) моральные нормы исполняются не только вследствие общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях людей о необходимом поведении вообще, так и в конкретной ситуации. Действующие принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д. составляют основу моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения. Моральные нормы изначально призваны были регулировать отношения между людьми. Правовая норма была направлена, прежде всего, на закрепление отношений собственности, регуляцию результатов трудовой деятельности и упорядочения властных отношений.

С древнейших времен мыслители стремились вывести закономерности взаимодействия морали и права. Проблематика морали и права получила отражение в различных философских учениях. Еще в Древнем Китае Конфуцием была сформулирована требование верховенства норм нравственности в отношениях между людьми. Философы Древней Греции обосновывали свое понимание права и справедливости, их соотношения во взаимоотношениях между людьми и управлении государством-полисом. Платон выделил справедливые законы как «определение разума», устанавливаемые ради общего блага и государства. Согласно Аристотелю право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой в политических отношениях. Известное изречение римлян «Jus est ars boni et acsui» (в буквальном смысле – «Право есть искусство добра и справедливости») отражало органическую связь моральных и правовых норм. В средневековье соотношение права и морали имело ярко выраженный религиозный характер. Так, Ф. Аквинский рассматривал позитивный закон как конкретизацию естественного права, как производную от Божественной воли. Право у него предстает сферой действия правды и справедливости.

Становление капиталистических отношений способствовало утверждению ценностей буржуазного общества. Родоначальником правовой концепции, основу которой составили либеральные ценности, является И. Кант. Его учение о морали и праве предстает как соционормативистика. Основу его теоретической конструкции составило понятие «свобода человека». Свободная воля определяет моральную независимость и автономность личности. Индивид способен сам устанавливать правила должного поведения и придерживаться их без внешнего принуждения. По мнению И. Канта, моральная автономность личности позволяет осуществлять самоконтроль. Он утверждал, что вера в Бога опосредована требованиями морали. Его идея независимости и самоценности морали противоречила существовавшим взглядам. В то время считалось, что мораль дана Всевышним. Смысл и назначение права мыслитель усматривал в согласовании действий свободных индивидов по реализации свободы. Право определяет только внешние границы общедопустимого поведения. Оно предстает как совокупность условий проявления произвола сообразно всеобщему закону свободы. И. Канту принадлежит идея взаимодополнительности права и морали. Право у него подчинено нравственности. Мораль, действуя как духовный фактор, возвышает объективное право, придает ему самую высокую духовную значимость. Это достигается путем выработки особых категорий, в которых отражается нравственное содержание нормы права. Так, моральная оценка права воплощена в категории «правовой долг».

Идеи И. Канта получили развитие в воззрениях И. Г. Фихте, который рассматривал право как отношение между морально автономными и свободными индивидами. Он обосновал закрепление нравственных ценностей в совокупности прав на существование, собственность, свободу. У него право предстает как гарантия обеспечения моральных отношений в обществе. Право по своей природе социально, а мораль индивидуальна. Право более практично, чем мораль.

Вершину философского осмысления проблематики права и морали составила концепция Г. Гегеля, рассмотревшего право и мораль как форму проявления воли. В его концепции объективный дух трансформируется в человеческую свободу. Превращение свободной воли в объективную реальность происходит в форме права. По мнению Г. Гегеля, право есть наличное бытие свободы. Правовые и нравственные нормы существуют в диалектическом единстве. Их единство может развиваться или разрушаться, приобретать искусственные черты или быть вполне гармоничным. Правовая норма подчинена нормам морали. Право первоначально представляет собой абстрактное начало, затем находит свое воплощение в морали, в последующем – в нравственности. В своем развитии право проходит через следующие стадии развития: 1) право собственности; 2) право морали; 3) семейное право; 4) государственное право и 5) право мирового духа.

В целом, философы стремились определить сущность и назначение морали и права, определяя первую в качестве доминантной.

В социологическом подходе проблематика морали и права, в отличие от философского подхода, рассматриваются в качестве сложных функциональных, динамично развивающихся систем. В рамках теории социокультурной динамики П. Сорокин рассматривал культуру как целостность, состоящую из пяти основных систем – религии, этики, искусства, философии и науки. Этика, в свою очередь, включает подсистемы: мораль и право. Он выделил три типа культуры: чувственный, идеациональный и интуитивный. В чувственном типе культуры доминирует непосредственное чувственное восприятие правовой реальности. В идеациональной культуре преобладают рациональная оценка и абстрактное осознание правовой действительности. Идеалистическая культура базируется на интуитивном восприятии окружающего мира. П. Сорокин полагал, что кризисное состояние развития современного общества отразилось на чувственном праве. По его мнению, цель чувственного права исключительно утилитарна. Оно направлено на сохранение человеческой жизни, охрана собственности и имущества, мира и порядка, счастья и благополучия общества в целом и господствующей элиты. Его нормы относительны, изменяемы и условны. П. Сорокин полагал, что право есть своего рода уловка, к которой прибегает господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать подчиненные классы. Юридические и этические нормы потеряли свой моральный престиж и постепенно утрачивают и свою контролирующую и регулирующую силу.

На сегодняшний день общепринятой является утверждение, что право должно быть моральным, нравственным. В научной литературе присутствует мысль о том, что правовые начала играют в ряде случаев передовую роль, нередко наиболее полно соответствуют требованиям общественного прогресса. Однако в ряде случаев морализация права неизбежно сопровождается юридизацией морали[1].

Мораль и право занимают самостоятельное равносильное положение в системе социальных механизмов, детерминирующих общественные отношения. Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования. Она обеспечивает подчинение единым общесоциальным нормам. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества в регуляции поведения людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Моральная регуляция возникает при переходе к социально неоднородному обществу. Ей присущи такие особенности, как:

1)     опора на общественное мнение;

2)     неинституциональный характер;

3)     неразделенность на объект и субъект регулирования;

4)     свобода выбора конкретных норм и внешних правил поведения;

5)     добровольно-принудительный характер морального долженствования.

Нормативность – неотъемлемая черта социальной системы. В историческом плане соционормативность осуществлялась доминированием определенных ценностей, принципов и норм. В древнем мире ведущую роль в общественном сознании и способах регуляции социальной практики играла мифология, традиции и обряды. В средневековье – религиозное мировоззрение и религиозные нормы. В Новое время – мораль и нравственность. В буржуазном обществе – прагматизм, рационализм и правовая норма. В развитых обществах посредством права обеспечивается определенное системное единство самостоятельно действующих дифференцированных друг от друга социальных норм (моральных, эстетических, религиозных, корпоративных и т. д.).

Специфика права и его объективная природа в системе социальных норм и типов регуляции проявляется в принципе формального равенства. Равенство, свобода, справедливость составляют основу морали и права. По мнению В.С. Нересесянца, формальное равенство, свобода и справедливость – это объективные, сущностные свойства права[2].

Объективное право отделилось от обычая путем создания письменных законов. С момента записи нормы обычного права стали законами. Так, в Древней Греции путем кодификации норм обычного права и последующими реформами Клисфена и Солона оформились важные государственно-правовые институты: народное собрание, гласное судопроизводство, выборные государственные должности судей, архонтов и др. Если в родоплеменных обществах осуществление суда происходило по обычаю (прецеденту), то в греческих полисах – по закону. Причем судебный прецедент в архаических обществах часто имел форму состязания, спора об заклад, пари или даже азартной игры. Например, согласно древнегерманским правовым обычаям, граница земельного надела определялась состязанием в беге или метании топора претендентами. Элемент состязательности был присущ и полисному судопроизводству. Задачей спорящих сторон (обвинения и защиты) было убеждение судей и публики в наличии преступного деяния, подпадавшего под действующие законы, или в его отсутствии. Так, на знаменитом суде над Сократом в 399 г. до н. э. 281 голосом против 220 было признано, что философ виновен в нарушении законов Афинского полиса. Эти же законы разрешали обвиняемому предложить для себя наказание более мягкое, чем выдвинутое обвинением. Сократ отказался от легкого наказания и выбрал смертную казнь.

В античности оформляется идея естественного права, которая нашла отражение в воззрениях Сократа, Аристотеля, Г. Т. Цицерона, стоиков и т. д. Основу субъективного права образовали представления греков о справедливости, равенстве и свободе. У древних греков справедливость отождествлялась с «дике». Согласно греческой мифологии, изложенной в «Теогонии» Гесиода, от брака Зевса (персонификации всего совершенного) и Фемиды (персонификации вечного естественного порядка) рождаются две дочери, Дике и Эвномия. Дике представляет естественный мировой порядок в жизни людей, карает за нарушение этого порядка. Эвномия печется о законности, о нормальном государственном устройстве. В общественной жизни древних греков справедливость проявляется как равенство свободных граждан полиса. Идея равенства граждан полиса проявилась в выделении и соблюдении основных гражданских прав свободных греков. К таким правам относились: свобода слова, равенство в занятии государственных должностей, равенство граждан перед законом. Помимо основных гражданских прав греки выделяли и соблюдали естественные, природные права человека. Природные права были неотъемлемы от человека уже в силу его рождения в семье свободного гражданина полиса, они даны естественным порядком вещей, природой самого общества. Сюда относится право человека на свою собственную жизнь, духовное и практическое самоопределение, образ мыслей и образ действий. Правда, в соответствии с космоцентрической ориентацией своего мировоззрения греки понимали самоопределение как безусловное следование судьбе или року.

Как самостоятельная научная школа естественно-правовая доктрина сложилась в период разложения феодализма и становления буржуазного общества. Так, Г. Гроций отмечал: «Право естественное есть предписание здравого разума. Естественное право столь необходимо, что не может быть изменено даже Богом. Внутригосударственное право получает свою силу от естественного права»[3]. В ХХ веке положения естественного права получают отражение в нормативных системах и правовом устройстве большинства народов.

Таким образом, можно констатировать, что мораль и право тесно взаимосвязаны. Они образуют основу нормативной системы общества, представляют собой социокультурые феномены и призваны обеспечить социальный и правовой порядок.

[1] См.: Философия права. – М., 1998. – С. 84.

[2] Философия права. – М., 1988. – С. 80.

[3] Гроций  Г. О праве войны и мира // История политических и правовых учений: хрестоматия. – М., 2000. – С. 118.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!