Мониторинг органами прокуратуры состояния законности в правотворческой деятельности и правоприменительной практике

8 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В правовой сфере термином "мониторинг" обозначают систему информационных наблюдений, дающих возможность анализировать и оценивать:

- результаты законопроектной деятельности (правотворческий процесс);

- качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией;

- эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс).

На состоявшейся 24-26 июня 2010 г. в Санкт-Петербурге Восьмой Всероссийской научно-практической конференции "Мониторинг законодательства и правоприменительной практики" отмечалось, что в настоящее время указанная

деятельность становится организационно оформленным инновационным институтом государственного управления.

Осуществление мониторинга законодательства и правоприменительной практики с целью их корректировки в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления является одним из важнейших направлений деятельности органов прокуратуры.

Подобная деятельность осуществляется прокуратурой не только в ходе реализации надзорной функции. Правовой мониторинг необходимо рассматривать также как дополнительную (и самостоятельную) подфункцию, реализуемую в рамках участия прокуратуры в правотворческой деятельности.

Объектом правового мониторинга могут быть нормативный правовой акт или его структурная часть; отдельные статьи нормативного правового акта; комплекс нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественных отношений, а также отношения, связанные с реализацией нормативных правовых актов.

К субъектам мониторинговой деятельности относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица и специально созданные структуры, наделенные правомочиями контроля состояния системы права. В их число входят органы прокуратуры. Участниками мониторинга являются юридические и физические лица, обладающие юридически значимой возможностью участвовать в проведении мониторинга.

Имеются органы и должностные лица, обязанные постоянно выполнять мониторинговую деятельность (специализированные органы). Наряду с ними действуют формирования, проводящие мониторинг периодически, с целью оценки успешности правового регулирования определенных общественных отношений или степени реализации отдельного нормативного правового акта либо их группы. Третьи сочетают постоянное осуществление мониторинга с наделением различных органов и должностных лиц полномочиями по выполнению конкретных исследований в той же сфере деятельности.

Централизованная организация мониторинга предполагает его выполнение специально уполномоченными органами. Децентрализованный мониторинг может проводиться любым заинтересованным субъектом по своей инициативе. При смешанной организации мониторинговыми полномочиями наделяются определенные субъекты. Одновременно допускается возможность осуществления соответствующих мероприятий иными структурами по поручению специальных субъектов либо в рамках собственной компетенции, например общественными организациями.

Государственный мониторинг осуществляется исключительно органами государства. Общественный мониторинг выполняют негосударственные формирования. Разграничивают также правовой мониторинг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Одновременно выделяют постоянный, временный, оперативный (предназначен для быстрого выполнения) и точечный мониторинг (проводится в отношении определенного правового акта или его части). Кроме того, различают комплексный и отраслевой мониторинг.

Ретроспективный мониторинг представляет собой исследование ранее действовавших нормативных правовых предписаний. Текущий мониторинг посвящен имеющим силу правовым актам. Прогнозный мониторинг предназначен для выявления перспектив развития общественных отношений и необходимости в связи с этим издания нормативных правовых актов в будущем. По направленности воздействия мониторинг является внутренним или внешним. В свою очередь, внешний мониторинг выступает в официальном и неофициальном виде. Прокуроры осуществляют, главным образом,

внешний официальный мониторинг. Для создания надлежащих ведомственных организационно-распорядительных документов проводится также внутренний мониторинг. В научных и прикладных целях в органах прокуратуры применяется ретроспективные мониторинговые исследования.

Основная роль прокуратуры в рассматриваемой сфере деятельности заключается в мониторинге состояния законности в правотворческой деятельности и правоприменительной практике (далее - мониторинг состояния законности). При этом прокуратура является конституционным специальным субъектом централизованного государственного федерального мониторинга состояния законности. Такая деятельность выполняется прокурорами комплексно, официально и на постоянной основе. Проведение мониторинга состояния законности органами прокуратуры имеет текущий и прогнозный характер.

Прокуроры осуществляют все виды мониторинговой деятельности: сбор и анализ сведений о состоянии законности, прогнозирование и информирование. При этом активно используются возможности смешанной системы организации мониторинга, например в форме сотрудничества с общественными объединениями и иными негосударственными структурами.

Мониторинг состояния законности является межфункциональной деятельностью органов прокуратуры и осуществляется в процессе надзора, участия в правотворческой деятельности, рассмотрения дел судами, в заседаниях органов представительной и исполнительной власти, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, международного сотрудничества, рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры.

Органы прокуратуры действуют на территории всей страны, проверки исполнения законов проводятся применительно к самым разным сферам деятельности, что дает возможность для широкомасштабного анализа применения законодательства разных отраслей права и позволяет выявлять не только правонарушения, но и проблемы, возникающие в ходе реализации законов и иных нормативных правовых актов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!