Модели мотивации А. Маслоу, Ф. Герцберга, К. Альдерфера (теории человеческих потребностей)

22 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Обычно выделяют три основные теории человеческих потребностей (А. Маслоу, Ф. Герцберга, К. Альдерфера), построенных на различиях между первичными и вторичными потребностями.

К числу основополагающих, классических теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей  А. Маслоу, согласно которой человеческие потребности различны по своей настоятельности и возникают в определенной последовательности (рисунок 4.2).

Удовлетворение нужд первого уровня обеспечивает само существование человека (потребность в пище, воздухе, воде, сне). Потребности второго уровня соотносятся с физической (безопасные условия труда) и экономической (гарантии рабочего места или хорошая пенсия) безопасностью. Третий уровень отводится потребностям в любви, чувствах принадлежности и социальной сопричастности на работе (друзья и психологически совместимые коллеги). Потребности четвертого уровня включают в себя стремление к уважению и статусу, а также высокой самооценке и компетентности. Чувство компетентности и мнения окружающих формируют основу статуса. Пятый уровень иерархии – потребность в самоактуализациии, самовыражении.

Согласно А.Маслоу, каждый человек имеет определенные потребности, которые он стремиться удовлетворить. Наиболее сильно индивида мотивируют неудовлетворенные потребности.

Из иерархического характера мотивационного воздействия потребностей для руководителя вытекают вполне конкретные практические выводы, согласно которым менеджер должен:

- идентифицировать и принимать потребности работников;

- признавать различия стремлений сотрудников;

- предложить удовлетворение конкретных ненасыщенных потребностей;

- понимать, что постоянное использование однотипных поощрений (особенно тех, которые удовлетворяют потребности более низкого порядка) постепенно приводит к снижению мотивации сотрудников.

Модель А. Маслоу имеет определенные недостатки. Далеко не у всех людей существует приведенная выше иерархия потребностей. Соотношение потребностей зависит от структуры личности, особенностей ее воспитания и других факторов. Менеджмент не имеет возможности обеспечить условия для самоактуализации всем работникам. Обязательность последовательного пути от удовлетворения потребностей более низкого уровня к более высокому не доказана.

В основу предложенной Ф. Герцбергом двухфакторной модели легли результаты проведенных исследований среди инженеров и бухгалтеров. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

В результате исследования выявились две группы факторов: гигиенические (поддерживающие) факторы и мотивирующие факторы. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя, физические условия труда; стабильность рабочего места. Неудовлетворенность работников вызывает отсутствие этих факторов, их наличие обуславливает нейтральное состояние работников.

К мотивирующим факторам можно отнести: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Отсутствие мотивирующих факторов не вызывает отрицательных эмоций.

В качестве практических рекомендаций для менеджеров можно назвать следующие:

- сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;

- им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);

- им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;

- они должны нести определенную материальную ответственность;

они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;

- они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

Применение модели  Ф. Герцберга носит ограниченный характер, т.к. базируется на исследованиях труда менеджеров, специалистов, «белых воротничков».

Клейтон Альдерфер предложил модифицированную (трехуровневую) иерархию потребностей существования, отношений, роста (или ERG – Existence,  Relatedness, Growth). К потребностям существования К.Альдерфер отнес основополагающие физиологические потребности и потребности в безопасности. Социальные потребности включают потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других. Потребности личностного роста – потребности в самореализации.

Модель К. Альдерфера допускает активизацию как всех трех, так и какого-то одного уровня потребностей. Индивид, испытывающий неудовлетворенность потребностей на одном из верхних уровней, может вернуться к основам и сконцентрироваться на нижнем уровне, после чего он вновь начинает подниматься по ступенькам потребностей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!