Модели компетентности менеджера

20 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Проведенные в конце 1980-х гг. исследования показали, что уровень профессиональной подготовки британских менеджеров не удовлетворяет современным требованиям, что во многом объясняется недостаточным объемом частных инвестиций в образование (Magnaham and Silver, 1986; Constable and McCormic, 1987; Handy, 1987). Более того, многие работодатели не могли определить, чего же они, собственно, хотят от менеджеров.

Исследования английских менеджеров показало, что в сравнении с другими странами Британия игнорирует возможности своих менеджеров. За некоторыми исключениями, английские компании предъявляют заниженные требования к своим так называемым менеджерам, и в то же время их образованию, подготовке и развитию уделяется совершенно недостаточное внимание.

Такого рода заявления предопределили новые, проводимые по заказам работодателей исследования, направленные на определение круга навыков и умений менеджеров различных уровней и апробации методов проверки их компетентности, определяемой как «способность действовать в соответствии с занимаемой должностью или выполняемой функцией и ожидаемыми стандартами» (MCI, 1991).

В результате проведенных исследований были разработаны профессиональные стандарты управленческой работы (некоторые изменения в них были внесены в 1997 г. (MCI, 1997). По мнению их приверженцев, они обеспечивают общий язык описаний требований работодателей к менеджерам и предполагают выполнение последними четырех основных ролей:

- Управление деятельностью. Описывается деятельность менеджера по управлению и перманентному совершенствованию операций, направленных на удовлетворение требований клиентов

- Управление ресурсами. Описывается работа менеджера, направленная на производительное и эффективное использование материальных ресурсов (денежных средств, оборудования, энергии, материалов). Управление персоналом и информацией в данном пункте не рассматривается

- Управление людьми. Описывается управленческая деятельность, направленная на повышение эффективности деятельности команд (отбор, подготовка, формирование команды, распределение заданий и оценка их выполнения), управление рабочим временем самого менеджера и отношениями с сотрудниками организации. Специфические вопросы управления персоналом не рассматриваются

- Управление информацией. Описывается сфера ответственности менеджера за получение, анализ и использование необходимой для принятия решений информации. Здесь же рассматриваются вопросы лидерства и проведения встреч и собраний

Данные описания включают в себя подструктуры, устанавливающие более точные требования к роли. Стандарты определяют критерии деятельности, позволяющие индивиду продемонстрировать убедительные доказательства своей компетентности, которые могут быть использованы для получения определенных квалификационных разрядов.

Как соотносится данная модель с предшествующими теориями? Некоторые исследователи считают, что она означает полный разрыв с функциональными или ролевыми подходами и в то же время обладает имманентным преимуществом, так как при ее построении учитывались мнения работодателей. Большинство же ученых указывают на сходство рассматриваемых нами моделей. Например, Р. Стюарт считает, что сущность управленческой деятельности заключается в «принятии решения о том, что необходимо делать, и побуждении других людей к выполнению задачи» (Stewart, 1967). «Решение о том, что делать», несомненно предполагает управление ресурсами и информацией, а «побуждение к выполнению задачи» - управление операциями и людьми. Аналогично мы легко выделим общие моменты и в традиционной модели

Критические воззрения наиболее ярко представлены Дж. Бергойном (Burgoyne, 1993), который предлагает три направления обсуждения компетентности менеджмента:

- От микроуровня к макро. От определения потребностей в обучении индивида к основанной на философии компетентности системе подготовки и повышения квалификации менеджеров на национальном уровне >• От теории к практике. От теоретических основ концепции компетентности к практической реализации идей

- От технического к политическому. От технических вопросов разработки стандартов и инструментов оценки компетентности к вопросам о политических интересах, которым должно служить движение к компетентности

Используя предложенную структуру, Дж. Бергойн показывает, что проблемы подготовки менеджеров и мир организаций, возможно, значительно сложнее, чем предполагают некоторые модели компетентности.

Текущее состояние развития менеджмента в Великобритании анализировалось в исследовании под руководством А. Томсона (Thomson, 1997). Исследователи пришли к выводу, что в сравнении с 1980-ми гг. в Великобритании увеличилось число дипломированных менеджеров, большее внимание стало уделяться вопросам повышения квалификации. Кроме того, были отмечены следующие положительные результаты:

- Менеджеры практически всех, и крупных и небольших компаний периодически повышали свою квалификацию на различных курсах

- Квалификацию повышают не только претенденты на повышение в должности, но большинство менеджеров

- Средняя продолжительность курсов соответствует рекомендациям (пять дней в году в крупных организациях)

- В небольших компаниях широко распространена экстенсивная подготовка менеджеров.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!