Модель взаимодействия лидера и исполнителя: значение команды

3 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Действительно ли лидеры обращаются со всеми своими подчи­ненными одинаково? Наблюдения, проводимые исследователями, говорят, что нет. Все же многие теории лидерства игнорируют этот факт. Важность потенциальных различий в таких взаимоотношени­ях анализируется в модели взаимодействия лидера и исполнителя, разработанной Г. Граеном и М. Вакабаяши.

Эта модель предполагает, что по многим причинам лидеры по-разному строят взаимоотношения с различными группами под­чиненных. Одна группа, в дальнейшем! мы ее будем называть «ко­манда», поощряется лидером. Члены «команды» получают больше внимания от лидера и большее количество ресурсов (времени и признания). Напротив, другие подчиненные не попадают в «коман­ду». Эти индивиды дискриминируются лидерами, например, полу­чают меньшее количество ресурсов. Иногда лидеры делят исполни­телей на группы на основе персональных характеристик (возраста, пола или индивидуальности). Исполнитель может попасть в «ко­манду» и в том случае, если лидер полагает, что этот человек будет особенно компетентным при выполнении своей работы.

Дальнейшие исследования подтвердили идею, что лидеры по­ощряют членов их «команды». В частности, было выяснено, что ру­ководители низшего звена завышали оценки членам «команды» даже в случае плохо выполненной работы и занижали остальным. Учитывая политику фаворитизма (фаворит - «любимчик»), члены «команды», для того, чтобы оправдать свое особое положение, должны были выполнять работу лучше и в большей степени быть удовлетворенными своей деятельностью, чем остальные работники. В общем, исследование подтвердило это предположение: было об­наружено, что члены «команды» действительно более качественно выполняют свою работу и больше удовлетворены ею. Также они реже увольняются, чем все остальные работники. И кроме того ли­деры более внимательны к членам «команды», что позволяет ее чле­нам добиваться успеха в профессиональной сфере.

Следствием из модели Граена и Вакабаяши стало понимание того, что природа отношений, описанных в модели, может настоя­тельно влиять на моральный облик, преданность компании и вы­полнение работы служащими.

Как уже отмечалось выше, взаимоотношения лидеров и их под­чиненных играют важную роль в выполнении работы и удовлетво­ренности ею последних. Один специфический аспект этих отноше­ний служит основанием еще для одного подхода к лидерству - тео­рии компетентности. Эта теория подчеркивает роль компетентности лидера в области наблюдения за поведением своих подчиненных и выполнением ими работы.

Лидеры наблюдают за работой исполнителей и затем пытаются понять, почему их поведение оправдало, превзошло или не оправда­ло их ожидания. Так как плохое выполнение работы почти всегда создает проблемы для лидера, последние чаще анализируют ошибки именно неэффективных работников. При этом лидеры собирают информацию относительно всех обстоятельств, которые привели к неудовлетворительному результату и на ее основе формируют суж­дение относительно причин плохого выполнения работы исполни­телем, которое может зависеть как от внутренних причин (напри­мер, недостаточности усилия, преданности компании или способ­ностей), так и от внешних (факторы вне контроля лидеров, например, неисправное оборудование, нереалистичные сроки или болезнь). Затем на основе этих факторов лидеры формулируют план последовательных действий, направленных на то, чтобы изменить существующую ситуацию и по возможности улучшить выполнение работы в дальнейшем.

Теория компетентности предполагает, что такие действия, хотя бы частично, основываются на понимании лидером причин того или иного поведения его подчиненных. Например, если подчинен­ный некачественно выполнил свою работу из-за неисправного обо­рудования или недостатка нужных материалов, то лидер должен со­средоточиться на обеспечении подчиненных этими материалами. Если же причина некачественно выполненной работы в нежелании подчиненного «чрезмерно», как ему кажется, тратить свои силы, то лидер может сделать выговор, понизить в должности или уволить этого подчиненного.

Подводя итог, отметим, что еущность теории компетентности заключается в том, что поведение лидеров часто отражает их мнение о действиях и выполнении работы исполнителями. В таком случае, лидерство основывается как на восприятии лидеров, влияющих на деятельность подчиненных, так и на признании подчиненными права лидера влиять на их работу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!