Модель учета человеческого фактора Ф. Тейлора

24 Мар 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Организация возникла и существует лишь благодаря людям и человеческим отношениям. Нет людей — нет отношений — нет и организации. Однако с момента рождения управленческой науки неоднократно поднимался вопрос о том, что представляют собой люди в организации и как необходимо к ним относиться.

В основе первых концепций научного управления, еще в начале XX века, в тейлоровской системе управления принципиально важной была мысль о том, что управление людьми — ключевой вопрос для совершенствования организации труда и повышения его производительности.

В сфере кадровой политики Ф. Тейлор особое внимание уделял созданию специальной системы поиска и отбора персонала, а также оценке деятельности руководителя сточки зрения его соответствия занимаемой должности.

В то время организация рассматривалась как закрытая система, что-то наподобие часов. Как в часах важно подогнать все детали друг к другу и синхронизировать их работу, обеспечив стабильность, надежность и долговременность хода; так и в организации того времени необходимо было таким образом наладить производство, чтобы оно осуществлялось бесперебойно, упорядоченно и результативно.

С этой целью детально изучались все процессы человеческой деятельности на производстве и предлагались методы упорядочения, оптимизации и интенсификации этой деятельности. Тейлоровская модель профессиональной успешности соотносилась с анализом оптимальных движений человеческого тела, траектория которого могла бы оптимизировать производительность труда на рабочем месте. Такой подход ставил во главу угла конечные цели производства и для своего времени обеспечивал высокую производительность за счет детализированного распределения работников по конкретным трудовым операциям, позволявшего доводить до совершенства трудовые навыки.

Основной задачей каждого работника было четко и неукоснительно выполнять те операции, которые предписывало рабочее место. Само рабочее место описывалось через простые, постоянно повторяющиеся действия, которым можно было легко обучиться. Так была образована всем известная пара «рабочее место — человек», где рабочее место предопределяло требования к работнику.

В тейлоровской схеме организации труда существовал лишь один вопрос: что конкретно должен делать каждый работник, чтобы результатом коллективной трудовой деятельности была произведенная продукция? Так была введена узкая и жесткая специализация, максимальное разделение труда. При этом предполагалось, что «точные и объективные расценки» должны обеспечить «дружественные отношения» между работниками и работодателями.

Основной задачей управления, по мнению Ф. Тейлора, и было справедливое распределение работы на день и справедливая за нее оплата.

Другой задачей была организация научного отбора и обучения кадров, так как в этом хорошо отлаженном организационном механизме лишь человек мог что-то испортить — он, к сожалению, не может не ошибаться. Соответственно, необходимо было минимизировать человеческие ошибки в процессе отбора и обучения кадров. Весь вопрос — каким образом?

Так в начале XX века был задан правильный вопрос. Больше полувека ушло на то, чтобы попытаться найти правильный ответ на этот вопрос. При этом ответ все время менялся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!