Модель принятия управленческих решений В. Врума и П. Йеттона

18 Июн 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Цель ситуационной модели принятия решений, предложенной В. Врумом и П. Йеттоном, заключается в том, чтобы показать менеджерам способ полного вовлечения подчиненных в процесс принятия решений.

В модели выделяется пять стилей руководства и семь характеристик проблем, которые помогают ме­неджерам «поставить диагноз» ситуации. Отвечая на предложенные авторами модели вопросы и «перебираясь по ветвям» дерева решений, пользователи на­ходят искомое решение в соответствии с типом проблемы.

В. Врум и П. Йеттон выделяют пять стилей руководства:

AI (Автократический). Вы сами решаете проблему с помощью имею­щейся у вас информации

АН (Поиск информации). Вы получаете необходимую информацию от подчиненных и на ее основе принимаете решение, при желании уведом­ляя сотрудников или утаивая от них свою потребность в дополнительных сведениях. В данном случае вы не рассматриваете оценку ситуации со­трудниками или предлагаемые ими альтернативные решения

CI (Консультации). Вы обсуждаете проблему с «избранными» подчи­ненными и принимаете решение, которое может отражать либо игнори­ровать их мнения

СИ (Переговоры). Вы делитесь проблемой с подчиненными как с груп­пой, знакомитесь с идеями и предложениями сотрудников. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не учитывает мнения подчинен­ных

G (Делегирование). Вы делитесь проблемой с подчиненными как с группой. Вместе вы придумываете и оцениваете альтернативы и пытае­тесь прийти к соглашению в отношении решения. Ваша роль напоминает функции председателя собрания. Вы не пытаетесь навязывать сотрудни­кам ваши предложения, принимаете и выполняете любое решение, к ко­торому приходит группа.

Ни один стиль сам по себе не лучше другого. Некоторые исследователи счи­тают, что консультативный стиль или стиль делегирования более предпочти­тельны, чем автократические подходы, так как они более соответствуют демо­кратическим принципам. В. Врум и П. Йеттон указывают, что в некоторых ситуациях (дефицита времени или при условии, что менеджер располагает всей необходимой информации) проведение консультаций будет означать напрас­ную потерю времени, никак не отражаясь на величине добавленной стоимости. В других случаях, когда подчиненные имеют значимую информацию, консуль­тации оказываются весьма полезными. Основная цель модели состоит в том, чтобы менеджеры осознали положение, что определенный стиль принятия ре­шений требует учета соответствующего набора факторов.

  • Оценка возникшей проблемы выносится на основе следующих критериев:
  • Будет ли одно решение лучше другого?
  • Достаточно ли у менеджера информации, чтобы принять оптимальное решение?
  • Структурирована ли проблема?
  • Требует ли эффективное выполнение задания согласия подчиненных с решением менеджера?
  • Согласятся ли подчиненные с принятым менеджером решением?
  • Разделяют ли подчиненные цели организации?
  • Не ведет ли принятое решение к конфликту между подчиненными?

Модель решений В. Врума и П. Йеттона предполагает, что при выборе стиля менеджеры должны проявлять гибкость, приспосабливаясь к конкретной ситу­ации. Проблема заключается в том, что менеджеру достаточно сложно пере­ключаться с одного стиля на другой, возможно, несколько раз в день. Хотя дан­ный подход претендует на объективность, решение во многом зависит от субъективных ответов менеджера на вопросы, тем более что слишком часто си­туация не может быть описана простыми «да» или «нет».

Однако данная модель является прекрасным учебным средством, пусть даже она используется только для того, чтобы определить стиль руководства менед­жеров или рассказать слушателям об альтернативных возможностях. Она за­ставляет менеджеров задуматься над тем, всегда ли предпочитаемый ими стиль руководства адекватен возникшей ситуации. Менеджеры должны уметь найти оптимальное решение, соответствующее требованиям ситуации, не полагаясь только на интуицию или привычный стиль руководства.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!