Многообразие подходов к пониманию культуры в философии и социологии

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Емкое определение культуры сформулировал  французский культуролога де Бенуа: «Культура - это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен». Рассматривая какую-либо культуру, нельзя вырвать ее из того контекста времени и пространства, в котором она существует. В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только ободной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все патриархальные (а тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытно-общинного строя и однозначно оценивались как примитивные. Однако в том же столетии возникла противоположная мысль – что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об уникальности и несхожести культур.

Слово «культура» производно от латинского слова «colere», что означает культивировать, или возделывать почву. Впервые в литературе это слово встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона. В средние века под этим словом стали понимать прогрессивный метод возделывания зерновых культур. Таким образом, возник термин «agriculture» или искусство земледелия. Но в XVIII - XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям. Если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово «Kultur» также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

В самом широком смысле слова под культурой понимают все достижения человечества, все созданное человеком (Э.Маркарян). Культура рассматривается как «вторая природа», созданная человеком, образующая собственно мир человека, отличный от дикой природы.

Полифункциональность, емкость и сложность феномена «культура» образует сложность в ее определении. На сегодня их более 500. Систематизация различных определений культуры позволяет выявить основные подходы к ней.

В одних случаях культура понимается как специфическое и универсальное свойство или состояние человеческой деятельности. К культуре относится все то, что создано человеком и отсутствует в нерукотворной природе. Одни сторонники данного подхода (Н. Каган, Н. Злобин и др.) рассматривают культуру как процесс творчества, в процессе которой происходит духовное обогащение общества и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Другие – (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов) усматривают в культуре специфический способ деятельности, способствующий сохранению и воспроизводству цивилизации в изменчивом окружающем мире. В целом деятельностный подход к сущности культуры позволяет исследовать своеобразие локальных культур, исторических типов культур, соотношения культуры и цивилизации.

С другой точки зрения культура трактуется как историческое состояние конкретных обществ. Здесь основное внимание акцентируется на том, что культура возникает на определенном этапе развития общества и это свидетельствует о качественном уровне социальной жизни. В данном случае, культура позволяет отличить общество культурных от некультурных. Третьи характеризуют культуру как совокупность материальных и духовных ценностей человеческой деятельности, которая позволяет людям удовлетворять самые разнообразные потребности. Аксиологическая трактовка культуры позволяет выявить способы утверждения человека в окружающем мире.

Иные к культуре относят «высшие» ценности, определяющие и выражающие главные цели человеческой жизни (Истина, Красота, Добро и т.д.), которые отличаются от ценностей, служащих в качестве средств практической деятельности. Такое понимание культуры помогает отличить культурные явления и процессы от цивилизационных. Принято рассматривать культуру как совокупность различных форм духовной деятельности. В данном случае культура отождествляется с научным, эстетическим, религиозным и другими видами духовной деятельности человека.

Одним из первых подходов анализа культуры предстает антропологический, формирование которого началось теориями (Г. Спенсера, Э. Тайлора и Д. Моргана). Эволюционисты абсолютизировали принцип непрерывности исторического процесса.

Впоследствии в рамках этого подхода оформились функционализм, структурализм и прочие направления.

В 20-х годах нашего столетия П. Сорокин на основе тщательного изучения греко-римской и европейской культуры за два тысячелетия выделил два основных типа культуры – идеациональный и чувственный. Первый тип характеризуется наличием носителей культуры, основывающих свои воззрения на господствующих идеях, второй — доминированием в жизни осязаемых чувствами предметов. Между ними обнаруживается два переходных типа. Один из них П. Сорокин назвал идеалистическим: он представляет собой сочетание двух основных типов (например, «золотой век» Перикла Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) и Ренессанс (XII-XIV вв.). Другой представляет собою противопоставление элементов основных типов (состояние Европы в первые века н.э., когда ростки христианства противостояли все еще сильному язычеству).

Эти типы «адекватны» положениям теории культурной и социальной динамики, где фиксируется волнообразное изменение культур – от идеационального типа к смешанному и дальше к чувственному, а затем обратное движение.

Следовательно, повторяются центральные темы культур во всем многообразии последних, причем отмечается применимость теории «волнообразного движения культур» к египетской, индийской и китайской культурам.

Структуралистский подход в культурологии представлен идеями К. Леви-Строса и М. Фуко. Главной проблемой культурологии К. Леви-Строс полагал необходимость изучения процесса перехода от природы к культуре. Он использовал методы структурной лингвистики и теории информатики

В целом все подходы к определению культуры фиксируют те или иные ее стороны и пространства, в которых они существуют, функционируют и развиваются. Причем простое их объединение в одно целое при попытке полнее раскрыть данный феномен ничего не даст, поскольку получится только пестрая картина по культуре и ничего больше.

Современное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; служащие для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Анализ культуры целесообразно начать, прежде всего, с установления того простого и очевидного факта, что она непосредственно связана с человеком, его деятельностью и со всем обществом в целом.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, ей обучаются. Она не приобретается биологическим путем. Каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых. Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое общество осуществляет свой отбор культурных форм. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением; в другом обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и современные культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. Существует великое множество различий между культурами.

Достаточно сложно определить общие черты, свойственные всем культурам, – культурные универсалии. Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшения тела, совместный труд, танцы, образование, обычаи и т.д. Для разных культур могут быть характерны различные универсалии, которые обуславливаются особенностями исторического развития, средой обитания и т.д.

Некоторые антропологи считают, что универсалии формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.

В обществе присутствует тенденция оценки других культур с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется – энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, «варваров» в свою веру. Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой.

Противоположная точка зрения, называемая культурным релятивизмом, исходит из возможности познания культуры только из анализа совокупности ее ценностей. Каждая культура занимает свое место в общемировом развитии. Такой подход в XX веке исповедовали культурные антропологи, структуралисты и культурологи-психоаналитики: Леви-Стросс, Мюнстербергер, К.Юнг и др. Они пытались выявить некие универсальные мотивы, сюжеты, штрихи, которые бы свидетельствовали о единой судьбе человечества. Ранние и «примитивные» культуры рассматривались ими, с одной стороны, как предвестие западной культуры, а с другой - как идущие по альтернативному маршруту человечества, опыт которого может оказаться небесполезным «и для нас» - то есть для Запада. Некоторые антропологи, в частности Мирча Элиаде, усматривали в архаических культурах прообраз нового общества, которое могло бы реализоваться через метафорическую и символическую революцию. Они находили в западной культуре и особенно в  зародившейся в XX веке контркультуре отголоски магического,  показывая, что оно никуда не делось и является частью нашего мира. Теоретической основой таких концепций явился психоанализ, его понятие о бессознательном. Особенно для культурологии оказались важны идеи К.Г.Юнга о коллективном бессознательном, состоящем из архетипов, единых для каждого человека в силу его человеческой природы. Это та основа, на которой можно говорить об общности культурного космоса человечества.

Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, что разъединяет людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, указывают, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. Общий язык объединяет людей. С другой – общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе. В Великобритании представители различных общественных классов употребляют несколько отличающиеся формы английского языка. Хотя все владеют “английским языком”, некоторые группы употребляют “более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.

Антропологи конца XIX в. были склонны сравнивать культуру с огромной коллекцией «обрезков и лоскутков», не имеющих между собой особых связей и собранных по воле случая. Бенедикт (1934) и другие антропологи XX в. утверждают, что формирование различных моделей одной культуры осуществляется на основе единых принципов. Культуры действительно имеют преобладающие черты, но ими не исчерпывается ни одна культура, есть еще и многообразие, и конфликты. Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных  социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

В начале века Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие «культурного запаздывания». Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения. Точно также изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем было введено законодательство, предусматривающее компенсацию за производственную травму.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.  Согласно исследованиям Б.К. Малиновского (1945), множество противоположных элементов культуры тормозило процесс национальной интеграции в этих обществах. Изучая общества Южной Африки, Маниловский выявил конфликт между двумя культурами, сформированными в совершенно различных условиях. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. По мнению Малиновского эта смесь оказалась неустойчивой. Он правильно предсказал, что предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.

Культуре присущи собственные законы функционирования. Эти законы помогают объяснять изменения, происходящие в культуре, так как часто это невозможно объяснить одними социальными причинами. Культура носит социальный характер, она является неотъемлемой стороной жизни общества, она неотделима от человека как социального существа.

Характеризуя в целом такой сложный феномен как «культура», следует выделить следующие положения:

- это внебиологически выработанная человеком система;

- специфически характерный для людей способ деятельности;

- специфическая функция коллективной жизни людей.

В заключение следует кратко отметить следующие особенности процессов, связанных с культурой, пронизывающих все стороны общественной жизни.

1. Особенностью процессов культуры является единство материального и идеального, т.к. материальная культура всегда связана с воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей материальное воплощение.

2. Преемственность в развитии культуры предстает одним из важных законов ее функционирования.

3. Развитие культуры неотделимо от процесса формирования личности, умеющего в процессе овладения нормами культуры развивать и сам культурный процесс.

4. Особенностью функционирования культуры является ее самобытность, неповторимость, уникальность (многообразие культур народов).

5. Культура является совокупным коллективным достоянием народа.

6. Культура включает всю полноту духовной жизни человека и человечества (чувства, эмоции, интуицию и фантазию, волю и веру, логическую аргументацию и т.д.).

7. Человек является носителем определенной системы ценностей, следовательно, представляет собой и определенный тип культуры (П.Сорокин).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!