Миссия, видение, цели и задачи организации

11 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На начальной стадии разработки стратегии определяются намерения организации или род ее деятельности. Р. Смит считает, что для стратегического процесса организаций общественного сектора данная стадия имеет наибольшее значение. Частные компании свободны в выборе законных границ деятельности, а организации общественного сектора (такие, как местные органы власти и контролируемые ими учреждения) изначально создаются для выполнения определенных функций. Их основные обязанности ограничиваются законодательством и другими формами регулирования.
Основные намерения организации могут выражаться в разных формах: заявление о миссии, изложение видения перспектив, краткое заявление об общей цели, система стратегических задач.
Обычно в первых трех заявлениях в самых общих выражениях излагаются основные намерения организации, которые впоследствии преобразуются менеджментом в конкретные задачи. В изложении видения речь обычно идет о том, какой должна быть, по мнению менеджмента, организация в будущем. Рассмотрим примеры выражения намерений организаций:
Банк Barclay pic
Задача Barclays состоит в том, чтобы клиенты, сотрудники и заинтересованные группы воспринимали ее как одну из лучших предоставляющих финансовые услуги групп.
Группа компаний Royal Dutch/Shell
Задачи входящих в группу Shell компаний - эффективный, ответственный, прибыльный бизнес в нефтяной, газовой, химической и других отраслях, участие в поисках и разработке альтернативных источников энергии. Компании группы Shell стремятся к высоким стандартам деятельности и сохранению долгосрочных позиций на соответствующих рынках.
Британский совет по высшему образованию
Миссия Британского совета по высшему образованию заключается в продвижении высококачественного, эффективного в части издержек обучения и проведении с учетом национальных интересов исследований в финансово-здоровом секторе высшего образования.
Автомобильная компания Volvo
Компания Volvo призвана занять достойное место среди ведущих автомобильных производителей; предлагаемые ею новые товары и услуги должны отвечать требованиям безопасности, охраны окружающей среды и качества.
В заявлении о намерениях нередко выражается и система ценностей организации. Одна из задач стратегического планирования - осознание предназначе-
ния организации всеми ее сотрудниками. Решить ее позволяет формулирование системы ценностей, общих для работающих в организации сотрудников, и определение ее стремлений. Обычно в основе системы ценностей организации лежит деловой успех, реже - ее имидж и репутация как работодателя. Организации общественного сектора часто подчеркивают такие ценности, как справедливость, равенство и интересы сообществ.
Заявление о намерениях и ценностях организации должно отражать ожидания как внутренних, так и внешних заинтересованных групп. Степень, в которой индивиды, группы или общество в целом имеют возможность влиять на действия организации, определяется их относительной властью (более подробно эта проблема рассматривается в гл. 11). Прекрасный пример использования заинтересованными группами своей власти - реакция компании Shell на давление со стороны экологических организаций, вынудивших ее заявить, что «рассмотрев материалы о влиянии сбросов отходов на состояние окружающей среды... если мы стремимся добиться одобрения деятельности Группы широкими кругами общественности, компания должна уделять большее внимание внешним заинтересованным группам» (Shell Annual Report, 1995).
, Не меньшее (а возможно, и большее) значение имеют основные убеждения и предположения заинтересованных групп относительно организации. Никогда не следует недооценивать способность групп или индивидов способствовать или препятствовать изменениям в организациях. Каждой организации свойственно определенное культурное и политическое напряжение, оказывающее влияние на все стадии процесса стратегии.
Практика принятия заявлений о миссии организации получила достаточно широкое распространение, однако некоторые исследователи оспаривают ее ценность. Дж. Кэй (Кау, 1996) утверждает, что пропаганду видения или миссии организации следует рассматривать как признак «направляемой желанием стратегии», означающей, что менеджмент не признает возможную ограниченность некоторых ресурсов. В качестве примера автор рассматривает опыт французской компьютерной компании Groupe Bull.
Анализируя опыт местных органов власти Великобритании, С. Лич (Leach, 1996) отмечает, что формулировки миссии и стратегического видения «являются началом ортодоксального подхода» и ссылается на Дж. Кларка (Clark, 1996), утверждающего: «Ни один уважающий себя главный исполнительный директор компании не откажется от утверждения заявлений о стратегии, видении или миссии». Однако С. Лич указывает, что в некоторых органах власти формулировка миссии оказывает реальное влияние на определение ценностей и культуры организации. Тем не менее многие теоретики и практики по-прежнему отстаивают мнение о том, что заявление о миссии является не более чем символическим документом, который если и оказывает, то лишь небольшое влияние на менеджмент; Основное его предназначение - укрепление связей с общественностью. Но главная опасность кроется в том, что слишком часто заявления о миссии нереалистичны, не учитывают возможностей организации, а менеджменту не удается трансформировать видение или миссию в повседневные действия компании. Миссия и задачи организации должны быть четко сформулированы, достижимы, выступая непосредственным мотивом действий сотрудников.
В «Практикуме-примере» рассказывается об опыте конкретизации заявления о миссии в задачи и стратегии Городского совета Глазго, следующий этап стратегического процесса которого заключается в постановке задач и разработке стратегий в контексте отделов совета и их практической реализации.
Определение общих намерений организации предполагает их конкретизацию в стратегических задачах, которые однозначно определяют цели организации. Данный процесс трансформации намерений включает в себя организацию «каскада», позволяющего «перевести» принятый на уровне корпорации «язык» задач на «диалекты» подразделений, отделов или отдельных сотрудников. Обычно речь идет о количественном выражении заданий, показывающих, чего стремится достичь организация за определенный период времени. Однако постановке конкретных заданий предшествует вторая стадия стратегического
процесса - анализ окружающей среды. Деловая среда, в которой оперируют организации, предоставляет широкие возможности и накладывает существенные ограничения. И те и другие должны быть приняты во внимание при формулировании менеджментом организации задач и стратегий. Знание деловой среды позволяет более точно определить основные задачи корпоративного уровня, вытекающие из широкой формулировки намерений организации, а впоследствии внести в них необходимые коррективы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!