Мир ценностей человека

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

На любом уровне своего бытия - человек, индивидуальность, личность - каждый индивид не просто включается в мир ценностей, сложившихся в обществе, но и определяет свое отношение к ним, составляет свою шкалу ценностей. С философской точки зрения важно отметить объективную историческую поляризацию практически всех социальных явлений, своеобразную их оппозицию: истине противостоит ложь, добру - зло, прекрасному - безобразное, законному - незаконное, любви - вражда, здоровью - болезнь, полезному - вредное и т.д..

Меняются эпохи и государства, но борьба противоположностей остается, и каждому человеку надо определить свое место в этой системе: за что ты? против чего ты? с кем ты? против кого ты? От всех этих проблем никто не может уйти. В философии экзистенциализма наиболее широко обсуждаются эти вечные проблемы бытия в их обращенности к человеку. Продолжая логику размышлений основателя психоанализа З.Фрейда о личности, о подсознании и сверхознании, его ученик Э.Фромм создал ряд работ на эту тему. Одна низ них - «Иметь или быть?» вызовет интерес у любого читателя.

При характеристике мира ценностей человека важно учитывать исторически сложившиеся триады: истина, добро и красота; свобода, равенство и братство; вера, надежда и любовь.

  • Идеально человек стремится свою жизнь построить в соответствии с идеальными же максимами, нормами, но и реальная проза жизни корректирует жизненные планы человека.

Если говорить об общих ценностных ориентациях, то здесь исторически можно выделить три типа позиций:

А. Идея богатства: смысл бытия человек связывает с производством богатства в натуральной (вещи) или знаковой (деньги) форме. Принцип обладания натурально-знаковым богатством универсально развертывается в социальной среде, охватывает все ее подсистемы или сферы общественной жизни: цель экономики - прибыль, цель науки - богатство, цель искусства - деньги, цель спорта - богатство, цель медицины - обогащение, цель педагогики - подготовка производителя богатств. Богатый человек - это человек, обладающий богатством, имуществом. То есть богатство человека рассматривается как его внешний, а не внутренний атрибут, как его около-бытие, а не бытие. «При ориентации на обладание,- пишет Э.Фромм,- нет живой связи между мной и тем, чем я обладаю. И объект моего обладания, и я превратились в вещи, и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь: объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, т.е. психическое здоровье, основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого продуктивного процесса между С и О; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна».

Человек становится рабом вещей. Формируется социальная среда рабства, зависимости от вещей, культ богатства.

Б. Идея власти: смысл бытия человек связывает с господством, с властью над другими, с производством и воспроизводством власти, т.е. уже не с обладанием материальными благами, а с доминированием в социальных институтах, политических структурах. Уже не богатство является целью, поскольку богатство можно отнять, а господство, власть. Материальное богатство здесь становится вторичным, производным от власти. Людям внушается идея господства и подчинения, ореолом идеальности венчается сильный господин и послушный подчиненный. Такое разделение подается как вечное, неизбежное;

эта идея пропагандируется и утверждается всеми сферами и средствами, особенно наукой, искусством, педагогикой, управлением. Социальная Среда, построенная на концепции власти, неизбежно рождает бюрократическую систему с ее многообразными формами: «начальник - подчиненный», «диктатор - народ», «государство - общество», «руководитель -исполнитель» и пр.

Здесь тоже человек из субъекта превращается в объект: в объект подчинения, господства, послушания, исполнения, в социальный винтик властной системы. Человек становится рабом власти, формируется социальная среда рабства перед властью, среда культа власти.

В. Идея гуманизма: смысл бытия человека - сам человек; самоцель исторического развития - развитие богатства человеческой природы, универсальное выявление и развитие всех способностей и потребностей человека, каждого человека. Свободное развитие каждого - есть условие свободного развития всех: не может быть свободен народ, угнетающий другие народы; не может быть свободен человек, угнетающий других людей. Всечеловеческие символы богатства (вещи и власть) заменяются подлинным богатством самого человека. Отношения людей, опосредованные вещами или властью, сменяются отношениями людей как людей, гуманистическими отношениями «человек - человек».

Здесь человек торжествует как субъект во всех отношениях. Формируется социальная среда торжества человека, гуманистическая социальная среда. Это и есть, по определению Э.Фромма, «состояние «быть», не подмененное состоянием «иметь».

Принцип гуманизма ориентирует на высшую ценность человека. Это значит, что сам человек прежде всего должен сформировать в себе чувство собственного достоинства, чувство незаменимости. На этом пути, с одной стороны, подстерегает крайность эгоизма, индивидуализма (личное выше общественного), с другой стороны, крайность тоталитаризма (общественное выше личного). Гармония личного и общественного, личных и общественных интересов - вот диалектическое решение проблемы. «Развитие каждого есть условие развития всех».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!