Министерская реформа Александра I

13 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В начале XIX в. были реформированы органы отраслевого управ­ления. Старые петровские коллегии, ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I, уже не отвечали усложнившимся зада­чам управления страной. 8 сентября 1802 г. Александр I подписал ма­нифест «Об учреждении министерств», которым было положено начало реформированию исполнительной власти. Манифестом учреж­далось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутрен-нихдел, иностранныхдел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Коллегии были заменены новой формой исполнитель­ной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично ми­нистром, ответственным только перед императором. Таким образом, в

России окончательно утвердился отраслевой принцип организации управления.

Министры назначались монархом и были ответственны перед ним. Первоначально предполагалось, что будет введена «контрасигнату-ра», т.е. подтверждение подписью министра императорских указов, но это нововведение не состоялось.

Первоначально структура и функции министерств еще не были чет­ко определены. Но и в таком виде учреждение министерств вместо кол­легий было шагом вперед, так как они действовали более оперативно, усиливалась персональная ответственность руководителей и исполни­телей, расширялось значение канцелярий и делопроизводства.

Функции министерств были обширными и часто выходили за рам­ки их названий. Так, Министерство внутренних дел, кроме организа­ции и поддержания общественного порядка, управляло еще промыш­ленностью и строительством. Министерство просвещения, кроме ру­ководства образовательными учреждениями (от начальных училищ до университетов), управляло музеями, типографиями, библиотека­ми, занималось подготовкой кадров для госаппарата, осуществляло цензуру.

Учреждение-министерств знаменовало собой дальнейшую бюрок­ратизацию управления и усовершенствование центрального аппара­та. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и кан­целярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглав­ляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с на­чальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столона­чальниками.

Завершением министерской реформы стало издание в 1811 г. раз­работанного под руководством М.М. Сперанского «Общего учреж­дения министерств». Этот документ определил правовой статус но­вых органов. Власть министров обозначалась в нем как высшая ис­полнительная, непосредственно подчиненная императору. Аппарат министерств делился на департаменты (присутствия) по направле­ниям деятельности и канцелярии, в которых велось делопроизводство.

Закон устанавливал точное разграничение функций министерств, единые принципы их организации и общий порядок прохождения в них дел, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял отношения мини­стерств к другим органам высшего государственного управления. Это существенно улучшило систему министерств, созданную в 1802 г., и придало ей стройность.

К этому времени число министерств увеличилось до 12. Было уп­разднено Министерство коммерции и к ранее учрежденным министер­ствам были добавлены Министерство полиции и приравненные к ми­нистерствам Государственное казначейство, Главное управление ду­ховных дел разных вероисповеданий, Главное управление ревизии го­сударственных счетов и Главное управление путей сообщения. Ми­нистры вводились в состав Сената.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Правда, положение о нем было издано лишь в 1812 г. В Комитет министров (Кабинет) помимо министров вошли председатели депар­таментов Государственного совета, государственный секретарь (гла­ва Госсовета), главноуправляющие ведомствами и назначенные ца­рем некоторые высшие сановники империи. При Николае I в состав Комитета министров входил наследник престола.

Это был совещательный орган при царе, имевший межведом­ственные и надведомственные функции, т.е. он решал вопросы, ка­савшиеся сразу нескольких министерств или превышавшие компе­тенцию министра. Кроме того, Комитет осуществлял контроль за гу­бернаторами и губернскими правлениями, рассматривал законопро­екты, отчеты министерств, решал кадровые проблемы. Все его ре­шения утверждались императором, кроме мелких дел (назначения пенсий, пособий и пр.). Комитет министров заменял императора в его отсутствие, а при нем осуществлял надзор за высшими органами управления. Таким образом, в лице Комитета министров Россия получила в начале XIX в. высший административный законосо­вещательный орган, который был упразднен только в апреле 1906 г. в связи с учреждением Государственной думы.

Учреждением Государственного совета и преобразованием в 1811 г. министерств завершилась реорганизация органов централь­ного управления, которые с небольшими изменениями просущество­вали до 1917 г.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!