Международный туризм и занятость населения

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Международный туризм является одним из самых трудоемких секто­ров мирового хозяйства. По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму (WorldTravelandTourismCouncil - WTTC), наиболее влия­тельного профессионального туристского объединения, в 1996 г. в сфере туризма насчитывалось 255 млн рабочих мест. Ожидается, что к 2006 г. их число возрастет на 130 млн. В настоящее время в индустрии туризма занят каждый 10-й работник в мире. В некоторых странах роль международного туризма в обеспечении занятости населения еще более значительна. На­пример, в Испании в секторе туристского обслуживания работает 8,3% общего числа занятых в национальной экономике, на Барбадосе - 10,5%, на Мальте - более 15%.

Статистические данные свидетельствуют о высокой прямой занятости в сфере отдыха и путешествий: гостиничном хозяйстве, турагентском и туроператорском секторах, органах управления туризмом, общественных туристских организациях (союзах), а также курортном хо­зяйстве. Вторичная (косвенная) занятость в прочих секторах экономики: торговле, строительстве, сельском хозяйстве и др., генерируемая туриз­мом, в несколько раз выше. Однако получение более точных ее оценок пока затруднительно.

Труд в индустрии туризма имеет ряд особенностей: - неквалифицированный характер при широком привлечении ино­странной рабочей силы;

- невысокий уровень заработной платы;

- длинная рабочая неделя со специальными режимом и графиком работы;

- значительный удельный вес женского труда;

- большая текучесть кадров.

Индустрия туризма, в особенности гостиничный и ресторанный сек­тор, выделяется значительным удельным весом неквалифицированной рабочей силы. Механизация и автоматизация слабо затронули этот сектор услуг; как и прежде, производственный процесс основан на ручном труде и прямом контакте обслуживающего персонала с клиентами; 80% занятых в туризме составляет неквалифицированная рабочая сила.

В индустрии туризма широко применяется труд иностранных рабо­чих. Многие из них нелегально работают в сфере туристских услуг. В Ав­стрии в период с 1970-го по 1995 г. отмечался опережающий рост занято­сти иностранной рабочей силы в гостиничном и ресторанном хозяйстве по сравнению с другими секторами экономики. Некоторое его снижение в середине 90-х годов было связано с ужесточением миграционного зако­нодательства и сокращением притока иностранной рабочей силы в стра­ну. В Германии в 1996 г. каждый 3-й занятый в секторе гостиничного и ре­сторанного хозяйства - это иммигрант, в Швейцарии - каждый 2-й работник. Большое число нелегальных мигрантов занято на курортах Ис­пании. В Дании растет доля иммигрантов на рынке труда в туризме. С 1980-го по 1995 г. она увеличилась с 4,9 до" 7,6%. Более 12% иностран­цев, получивших работу в Дании, являются служащими или владельцами предприятий в гостиничном и ресторанном секторе.

В конце XX в. на европейском рынке труда в туризме появились но­вые группы мигрантов в основном из стран бывшего социалистического лагеря. В Германии, в частности в компании «Макдоналдс», широко прак­тикуется наем рабочей силы из числа иммигрантов из стран Центральной и Восточной Европы.

Анализ ситуации на рынке труда в гостиничном хозяйстве ряда евро­пейских стран свидетельствует, что усиление интеграционных процессов в Объединенной Европе и глобализация в международном туризме приве­ли к росту мобильности рабочей силы. Для борьбы с нелегальной мигра­цией в сфере туризма в странах Европы ужесточается законодательство. Так, в Швейцарии за нарушение трудового законодательства, в том числе за нелегальное использование труда, работодателям грозит тюремное за­ключение сроком на один год и штраф в размере до 500 тыс. шв. фр.; для случаев повторных нарушений установлены более строгие санкции.

Другая особенность трудовых отношений в туризме-длинная рабо­чая неделя со специальными графиком и режимом работы. Она превыша­ет 40 ч, тогда как в других секторах экономики трудящиеся ряда стран добились ее уменьшения до 35 ч. Считается, что относительная простота и легкость работы, заключающейся только в присутствии, столь необхо­димом при обслуживании посетителей, должны компенсироваться боль­шим количеством рабочих часов. В таких странах Европейского Союза, как Австрия, Германия, Италия, Испания, Люксембург и Нидерланды, за­конодательно установленная продолжительность рабочей недели в инду­стрии туризма составляет от 40 до 45 ч, в Ирландии - свыше 48 ч.

В 1996 г. Европейская организация по улучшению условий жизни и труда (EuropeanFoundationfortheImprovementofLivingandWorkingConditions) провела исследование в 15 странах Европейского Союза и распространила следующую информацию. Каждый 2-й работник гостиничного и ресторанно­го хозяйства был занят сверхурочно, 80% работали два из пяти воскресений в месяц и 41% работали шесть и более ночей ежемесячно.

Необходимость реформирования трудовых отношений в индустрии туризма назрела давно. Однако до сих пор нет единства мнений касательно его проведения. Так, Британская ассоциация гостеприимства, выступая за сокращение количества рабочих часов в гостиничном хозяйстве, указывает на ряд нерешенных проблем. Она, в частности, отмечает, что введение 11 -часового обязательного перерыва между рабочими сменами в соответствии с новой Директивой ЕС может привести к нарушениям в технологии органи­зации обслуживания клиентов на гостиничных и ресторанных предприятиях.

Попытки изменить трудовое законодательство и сократить продол-жителвность рабочей недели не всегда приводят к желаемым результатам. Во Франции с приходом к власти социалистов в 1997 г. был принят закон о 35-часовой рабочей неделе. Французское правительство уменьшило ко­личество рабочих часов для каждого наемного работника, в том числе в ин­дустрии туризма, при сохранении прежнего уровня оплаты труда. Таким образом оно вынуждало работодателей нанимать дополнительных сотруд­ников и решало проблему безработицы в стране. В 2000 г. этот план ожив­ления экономики был воплощен в жизнь. Только в секторе быстрого пита­ния было создано от 2 до 3 тыс. рабочих мест для 80 тыс. человек. Безработица снизилась на 3,5%, потребление выросло, и «экономическое колесо» получило некоторое ускорение. Однако уже в 2001 г. француз­ская экономика столкнулась с новыми проблемами.

Нанимая дополнительный персонал, предприятия должны были га­рантировать ему не только выплату заработной платы, но и весьма внуши­тельный пакет социального обеспечения. Под бременем растущих затрат большая часть малых и средних предприятий, которые традиционно соз­дают 90% новых рабочих мест, оказались на грани банкротства. Француз­ское правительство было вынуждено пойти им на уступки и снизить став­ки налогов. Из-за недополученных налоговых поступлений и слишком больших социальных расходов в 2001 г. национальный бюджет недосчи­тался 38 млрд евро. После победы на выборах правоцентристская партия не отменила закон о 35-часовой рабочей неделе, опасаясь массовых выступлений трудящихся. Вместо этого новое правительство стало посте­пенно увеличивать количество сверхурочных часов и таким образом до­водить продолжительность рабочей недели до общеевропейского уровня.

Среди секторов экономики индустрия туризма выделяется сравнитель­но низким уровнем оплаты труда. В Европейском Союзе он на 20% ниже среднего размера заработной платы. В Швейцарии в 1999 г. работники гостиничного и ресторанного сектора имели среднемесячный доход в раз­мере 3394 шв. фр., тогда как в целом по экономике этой страны он состав­лял 5000 шв. фр. В Израиле общественно полезная деятельность в гости-нично-ресторанном хозяйстве самая низкооплачиваемая. Заработная плата горничных, официантов, портье, швейцаров более чем в 2 раза отстает от среднего уровня по стране.

При проведении подобного рода сравнений, конечно, следует иметь в виду, что фактический уровень доходов в сфере туризма с учетом чае­вых и некоторых других скрытых форм вознаграждений работников выше. Тем не менее даже после внесения соответствующих поправок, в частно­сти по уточненным данным Международной организации труда (МОТ), соотношение складывается не в пользу индустрии туризма.

Рынок рабочей силы в туризме отличается значительным удельным весом женского труда Редко занимая ответственные должности, женщи­ны выполняют преимущественно несложные операции по уборке поме­щений, домоводству, приготовлению пищи и напитков.

По оценкам МОТ, в 1993 г. каждый третий работник сферы туриз­ма- женщина. На протяжении 90-х годов эта доля неуклонно возраста­ла. В настоящее время она достигла 46%. Во многих странах значения это­го показателя еще выше.. Например, в Австралии, Бельгии, Франции, Швейцарии на долю женщин приходится более половины всех занятых в туризме, тогда как в остальных секторах экономики-лишь треть. Осо­бенно высок удельный вес женского труда в секторе общественного пита­ния и размещения (табл. 2.4).

Занятость населения в гостинично-ресторанном хозяйстве основных туристских регионов мира в 1999 г.

Регион/страна (территория) Занято Средние ежегодные темпы
всего, тыс. человек в том числе женщин, % прироста числа занятых за последние пять лет, %
Европа
Австрия 212,2 64 0,9
Великобритания 1 165,0 61 1,3
Германия 1 188,0 59 **
Греция* 249,2 41 4,1
Регион/страна (территория) Занято Средние ежегодные темпы
всего, тыс. человек в том числе женщин, % прироста числа занятых за последние пять лет, %
Испания 848,7 47 3,7
Италия 739,0 46
Нидерланды* 267,0 55 ...
Швейцария 243,0 59 0,9
Америка
Аргентина* 229,7 42  
Багамские острова* 22,1 58 3,7
Канада 924,8 60 2,1
Мексика 1 807,5 54 ...
Панама 39,5 54 7,5
Перу 470,6 76 ...
Азиатско-Тихоокеанский регион    
Австралия 418,5 55 3,0
Корея 1 820,0 68 401
Макао," Китай 21,7 51  
Новая Зеландия 86,7 62
Сингапур 121,2 49 2,2

Сохраняется дискриминация в размере оплаты труда женщин. По не­которым оценкам, он на 20% ниже, чем у мужчин. Например, в Велико­британии в 1998 г. заработная плата мужчин, занятых в гостиничном и рес­торанном хозяйстве полную рабочую неделю, составляла 225,8 ф. ст. в неделю, тогда как у женщин - 170,8 ф. ст. При сокращении штата со­трудников в туристских фирмах женщин увольняют первыми.

Одной из проблем развития индустрии туризма является высокий уро­вень текучести кадров. Он неодинаков у разных категорий работников, секторов индустрии туризма, а также различается по регионам мира, стра­нам и районам внутри стран. В гостиничном и ресторанном хозяйстве Ве­ликобритании 40% занятых увольняются после одного года работы. В стра­нах Азии текучесть кадров в индустрии туризма составляет в среднем 30%, в Сянгане (Гонконге) - 50% (возможно, вследствие строительства мно­гочисленных гостиниц и расширения рынка приложения труда). В США в 1997 г. этот показатель был равен 51,7% для служащих, 11,9% для ме­неджеров среднего звена и 13,5% для менеджеров высшего звена. Резуль­таты исследований в США позволяют сделать вывод о том„что текучесть среди управленческих кадров намного ниже, чем среди служащих. При этом уровень текучести кадров не зависит от типа занятости (полная или неполная рабочая неделя).

Конкурентную борьбу за рабочую силу с другими секторами эконо­мики индустрия туризма сможет выдержать лишь в том случае, если пред­ложит более выгодные условия труда.

Для индустрии туризма характерны следующие формы занятости.

Первая форма - сезонная работа, обусловленная циклическими ко­лебаниями деловой активности. В странах Северного полушария с уме­ренным и средиземноморским климатом пик туристской активности и со­ответственно спрос на дополнительную рабочую силу приходятся на летние месяцы. В высокий сезон число занятых в туризме возрастает в Австрии на 26%, в Испании - на 47%, в Италии - более чем на 50%, в Дании - в 2 раза. С наступлением низкого сезона и сокращением туристских пото­ков в индустрии путешествий происходит массовое высвобождение рабо­чей силы, и проблема безработицы встает со всей остротой.

Сезонный характер работы в туризме приводит к негативным резуль­татам. Во-первых, сезонность порождает неравномерную загрузку работ­ников в течение года (сверхурочные часы в сезон и простои в работе в меж­сезонный период), как следствие, значительный удельный вес частично занятых и высокую текучесть кадров. Во-вторых, в условиях сезонности и неравномерности работы персонал туристских предприятий вынужден выполнять разные производственные обязанности в зависимости от вре­мени года, совмещая их. Трудовая деятельность в туризме приобретает многопрофильный характер.

Вторая широко распространенная форма занятости в гостинично-ре-сторанном хозяйстве развитых стран-неполный рабочий день. Она име­ет ряд преимуществ: позволяет включить в сферу труда те категории эко­номически активного населения, в частности, женщин и студентов, которые совмещают работу в туристском секторе с деятельностью иного рода; прида­ет необходимую гибкость и оперативность процессу производства турист­ских товаров и услуг, например, при посменной организации круглосуточной работы. В разных странах доля занятых неполный рабочий день варьирует от 12 до 52% общей численности работников в гостиничном бизнесе.

Третья характерная форма занятости в индустрии туризма - времен­ная работа на период краткосрочной деловой активности: на выходные дни, при проведении выставок, ассамблей и т.д.

Важную роль в обеспечении туристских предприятий необходимыми кадрами, а трудоспособного населения работой, играют фирмы по найму временных работников. На Западе служба занятости оказывает посреднические услуги гражданам в трудоустройстве, зачисляя их в свой штат, а за­тем предоставляя в распоряжение предприятий и организаций. Они часто привлекаются для исполнения служебных обязанностей временно отсут­ствующего работника; замещения вакансий на период подбора кадров; проведения работ, ограниченных во времени, но без четко определенной даты завершения, а также при временном расширении хозяйственной дея­тельности предприятия, обусловленном колебаниями потребительского спроса. Наряду с поиском рабочих мест и трудоустройством эта служба осуществляет подготовку и переподготовку кадров, помогает заключать трудовые контракты, производит оплату выполненных работ и пр. Она позволяет гражданам приобрести профессиональные навыки и открывает доступ к рынку рабочей силы, что в некоторой степени компенсирует не­стабильный характер предлагаемой работы.

В туризме действуют три главные системы оплаты труда. Первая основана на чаевых и иных добровольных вознаграждениях, выплачива­емых клиентами непосредственно обслуживающему персоналу. Они обыч­но составляют 10% от суммы, указанной в счете. Традиционно связанная со сферой услуг эта система, однако, постепенно уходит в прошлое. Пра­вительства ряда стран выступают против сохранения подобной практики, которая может служить поводом для снижения уровня заработной платы на предприятиях сферы обслуживания.

Вторая система, основанная на долевом участии в продажах и оказа­нии услуг, создавалась как альтернативная первой форме оплаты труда. При этой системе размер вознаграждения напрямую зависит от результатов рабо­ты фирмы, повышая материальную заинтересованность работников в увели­чении объема предоставляемых услуг. Доля их участия колеблется от 5 до 15%, в отдельных случаях достигая 20% взимаемой с клиента платы.

Наконец, на предприятии может быть установлена фиксированная заработная плата. В последние десятилетия эта форма вознаграждения получила распространение среди работников туристских фирм, отелей и ре­сторанов, не вступающих в прямой контакт с клиентами. Она широко при­меняется на Кубе, в Нидерландах и Новой Зеландии.

Во многих странах, таких, как Германия, Швеция, Швейцария, Испа­ния, Турция, Польша, Индонезия, Танзания, одновременно используютря две системы оплаты труда. Наряду с минимальной заработной платой ра­ботнику выплачивается процент от прибыли, зависящий от доли участия. И хотя ряд общественных организаций выступает против установления минимальной заработной платы, ограничивающий рост занятости, им пока не удается отстоять свою точку зрения.

Производительность и соответственно рыночная стоимость труда (за­работная плата) в значительной степени определяются инвестициями в человеческий капитал. Наиболее очевидным и, вероятно, самым важ­ным направлением такого рода вложений является образование.

Подготовка кадров для сферы туризма осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, в основу которых положены перечень туристских профессий и квалификационные требования (профессиональ­ные стандарты) к должностям работников туристской индустрии. В 1999 г. Постановлением Минтруда России были утверждены новые профессио­нальные стандарты в туризме, отвечающие современным международным требованиям. Работа над ними велась в рамках проекта ЕС/ТАСИС «Ук­репление учебной базы для индустрии туризма». В нем принимала учас­тие большая группа специалистов: ведущие западные эксперты в данной области, представители туристского бизнеса и профильных учебных заве­дений Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.

Важнейшим этапом работы над профессиональными стандартами ста­ли экспертные опросы руководителей туристских фирм, гостиниц и орга­нов управления туризмом. Они позволили узнать мнения практиков и учесть их пожелания при составлении документа, обеспечив тем самым связь образования с туристской индустрией.

Новые стандарты определяют весь комплекс требований, предъявля­емых к работникам туристского и гостиничного бизнеса. Созданные в ев­ропейском формате, они включают перечень не только должностных обя­занностей, но и навыков и знаний, необходимых для их выполнения.

Составление и принятие документа «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников ту­ристской индустрии» явились важной вехой «а пути создания норматив­ной базы подготовки туристских кадров, отражающей реальные потреб­ности рынка труда в Российской Федерации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!