Международные аспекты формирования системы социального партнерства

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Для формирования и действия систем социального партнерства в России, как и других странах СНГ, важно хорошо знать и использовать международные нормативные документы, регулирующие вопросы такого партнерства. Они, естественно, относятся в первую очередь к транснациональным корпорациям (ТНК), однако могут и должны, видимо, применяться к любым корпоративным структурам. ТНК во все большей мере обретают позиции в странах СНГ. Российские корпорации все чаще выходят на международный уровень, хотя нередко не меняют своего прежнего названия - финансово-промышленные группы.

В числе международных нормативных документов, регулирующих социальное партнерство в ТНК, одним из первых по времени был Кодекс поведения ООН для ТНК от 1973 г.

Своего рода продолжением работы ООН на данном направлении можно считать "глобальный пакт ООН, предложенный Генеральным секретарем Организации в 1999 г. на Всемирном экономическом форуме в Нью-Йорке. Этот проект является не кодексом или нормативным актом, а скорее платформой, основанной на предыдущих документах ООН. В нем содержатся девять принципов, касающихся прав человека, трудовых стандартов и охраны окружающей среды, которые должны соблюдать компании и фирмы, присоединяющиеся к Пакту.

В рамках Пакта предусматривается осуществление "партнерских проектов", в которых будут участвовать представители государств, деловых кругов, профсоюзов и организаций гражданского общества. Имеется в виду проводить тематические диалоги с участием ООН и поощрять "расширение корпоративной социальной ответственности" компаний. На такой основе будут разрабатываться "конкретные проекты сотрудничества" по "внедрению принципов Пакта в коммерческую деятельность" компаний, принимающих данные принципы.

В 1977 г. Международная организация труда (МОТ) одобрила другой документ - Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. В ней было записано, что "трудящиеся, занятые на многонациональных предприятиях, так же, как и трудящиеся национальных предприятий, должны без каких бы то ни было различий пользоваться правом создавать и, соблюдая лишь правила соответствующей организации, вступать в организации по собственному выбору без получения предварительного разрешения. Они должны также пользоваться надлежащей защитой от любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда" (п. 41). Далее в Декларации указано, что "трудящиеся, работающие на многонациональных предприятиях, должны иметь право в соответствии с национальными законодательством и практикой на то, чтобы представляющие их организации признавались правомочными вести коллективные переговоры" (п. 48).

Этот принятый единогласно документ закрепил основные права трудящихся в корпорациях. В развитие этого документа в 2002 г. МОТ опубликовала толкование его положений, в котором прописана обязанность проведения корпорациями консультаций с трудящимися по таким вопросам, как "закрытие предприятий или иные ситуации, затрагивающие интересы, охваченные Трехсторонней декларацией". Причем корпорации должны вести такие консультации "независимо от территориального нахождения дирекции" предприятия, т. е. руководства фирмы.

В официальных документах МОТ отсутствует само понятие "социальное партнерство"; говорится о "социальном диалоге", принципах "трипартизма" (трехсторонности) и т. п. Это побудило некоторых российских ученых поставить под вопрос правомерность применения данного термина у нас. Наша позиция состоит в том, что понятие "соцпартнерство" содержится в законодательных и иных нормативных актах России и других стран СНГ, и нет смысла оспаривать его.

Еще один важный документ для тех, кто на практике участвует в формировании и осуществлении соцпартнер-ства, - "Принципы ОЭСР, касающиеся ТНК", принятый в 1976 г. Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей индустриально развитые страны мира. В июне 2000 г. опубликована его новая редакция, существенно расширяющая его положения.

В этом серьезном документе сформулированы положения, которые "обязывают правительства подписавших документ и присоединившихся к ним стран соблюдать основные трудовые стандарты" МОТ и рекомендуют создавать в каждой такой стране Национальный контактный пункт, рассматривающий конкретные вопросы взаимоотношений ТНК с профсоюзами, при котором могли бы быть созданы компьютерные базы данных, чтобы вести сравнительный анализ социальных условий трудящихся в различных странах, где действует та или иная ТНК, и налаживать связи между профорганизациями разных предприятий одной и той же ТНК.

Страны СНГ в обозримой перспективе не будут входить в ОЭСР, однако в документе сказано, что он "относится ко всем странам, где действуют ТНК, а не только к странам базирования их штаб-квартир и не только к членам ОЭСР, являясь глобальным правовым документом". Он "не ограничивается лишь поведением самих ТНК, а затрагивает всю "цепочку" их подрядчиков и субподрядчиков и, тем самым, множество фирм, в странах, не входящих в ОЭСР", т. е. данным документом тоже можно пользоваться в Корпоративной политике в странах СНГ.

Из документов европейского уровня, определяющих нормы социального партнерства в ТНК, особо отметим Директиву распорядительного органа Европейского Союза - Комиссии ЕС от 22 сентября 1994 г., вступившую в силу двумя годами позже. В соответствии с ней во всех компаниях, фирмах, АО и т. п., имеющих статус "европейского предприятия", могут быть созданы выборные органы трудящихся, имеющие информационно-консультативный характер. К их числу относятся все компании, на которых в странах Евросоюза занято не меньше 1 тыс. работников или располагающие, как минимум, в двух странах ЕС предприятиями с не менее чем 150 чел. на каждом. Такого рода комитеты к настоящему времени созданы примерно на трети корпораций со статусом европ-редприятия.

Хотя страны СНГ вряд ли в обозримый период войдут в Европейский Союз, мы можем добиваться, чтобы в комитеты европредприятий, которые владеют хозяйственными объектами на территории стран СНГ, включались представители  работников, занятых на таких объектах. Имеются отдельные примеры участия представителей российских профкомов в комитетах европредприятий, причем приглашались они туда 1 по инициативе работодателей.

В Бишкеке в 1997 г. по инициативе Всеобщей конфедерации профсоюзов заключено Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в (ТНК) действующих на территории государств-участников СНГ. Оно подписано 6 странами СНГ, в том числе Россией, и включает пункт, предусматривающий наличие единого профсоюзного органа в любой ТНК, действующей в СНГ. "Участниками переговоров (консультаций) в корпорации по разработке и заключению договоров являются высший или уполномоченный им исполнительный орган корпорации и представительный орган работников (Совет профсоюзных комитетов предприятий и организаций-участников корпорации или единый профсоюзный комитет, если таковой создан, или иной представительный орган работников)" (ст. 2).

К сожалению, обо всех этих документах чрезвычайно мало известно в России и других странах СНГ. В российской Конституции прописано положение, по которому международные документы имеют правовой приоритет, а значит, они могут применяться при формировании и проведении социальной политики в корпорациях, действующих на территории России. Это было бы не только полезно трудящимся, которые таким образом смогли бы лучше отстаивать свои законные права и интересы, но и выгодно самим корпорациям, которые получили бы международно-правовые рамки для своей социальной деятельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!