Методы воспитания в социальной педагогике

Методы воспитания в социальной педагогике - это пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социально­го педагога и клиента (воспитуемого), направленные на достижение воспитательной цели и решение постав­ленных задач. Многообразие методов воспитания в современной педагогической науке значительно усложняет пробле­му их классификации. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все методы воспитания делятся на три группы: ) методы формирования сознания; 2) методы организации деятельности; 3) методы стимулирования деятельности.

К методам формирования сознания относятся: при­мер, беседа, диспут, рассказ, лекция и др.Воспитательная сила примера основана на склон­ности и способности воспитуемых к подражанию.  Пример как убеждающий человека образец пове­дения, действия, способа, личности в целом проникает во все методы воспитания. Распространенным и необходимым методом этой группы является беседа. Это один из основных методов привнесения теории в сознание воспитанников и обоб­щения ими приобретенного опыта поведения. Основными требованиями к осуществлению этого метода являются:  актуальность выбранной темы; опора на имеющийся опыт воспитанников, ис­пользование его и, если необходимо, его коррекция. Обязательная динамика бесед в соответствии с воз­растом; тщательный отбор содержания беседы; интересная постановка вопросов, преимуще­ственно проблемного характера, вызывающая размыш­ления, активный обмен суждениями; положительный эмоциональный фон беседы (располагающая обстановка, доверительный тон соци­ального педагога, внимание его к ответам). Эти общие требования приобретают различный характер в зависимости от замысла, содержания бесе­ды, возрастного состава его участников. «Диспут» дает участникам возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгля­ды, убеждать в них других людей. Диспут требует тщательной подготовки как самого социального педагога, так и воспитанников. Рассказ на этическую тему может использоваться социальным педагогом в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Содержание рассказа должно быть изложено ярко и эмоционально, чтобы оно могло произвести на детей достаточно сильное впечат­ление. Лекция — это развернутое и организованное в до­ступную форму систематическое изложение сущнос­ти той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического содержания. Лекцию как метод отличают убедительность доказательств и аргументов, обоснованность и композиционная строй­ность, живое слово социального педагога.

К методам организации деятельности относятся: педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, метод использования творческой игры и другие. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе. Содержа­ние педагогических требований определяется нрав­ственными нормами, действующими в обществе. По форме предъявления различают требования прямые и косвенные. Прямые требования характери­зуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Косвенные требо­вания (просьба, совет, намек и т. п.) опираются на сфор­мированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Общественное мнение — другой важный метод мотивации организуемой деятельности, который может быть использован только при наличии развитого кол­лектива. Общественное мнение не формируется стихийно, а зависит от характера управления воспитательным процессом. Упражнение — это систематическое повторение действий. Постоянство условий, точность, последова­тельность, постепенное усложнение практических дей­ствий в конечном итоге приводят к выработке ценных устойчивых форм поведения воспитуемого. Метод организации общественно полезной дея­тельности формирует у детей ценные мотивы и спо­собы общественного поведения. Он предоставляет со­циальному педагогу самые широкие, практически неисчерпаемые возможности ставить перед детьми задачи разной степени трудности и вовлекать их в раз­личные по сложности отношения с окружающими. Метод использования творческой игры. Воспитательное значение игры состоит в том, что в ролевом поведении выражается определенный нрав­ственный образец, пример, необычайно привлекающий ребенка, этому образцу он и подражает в игре. После игры следует включать в повседневную жизнь детей игровые элементы, которые поддерживали бы соответствующее настроение деятельности и ее смысл.

К методам стимулирования деятельности относят­ся поощрение, наказание и «взрыв». В поощрении находит выражение положительная оценка поступков и действий отдельного человека или коллектива. Воспитательное значение поощрений со­стоит в том, что они содействуют развитию и закрепле­нию положительных черт в характере и поведении человека. Эффективность использования метода зависит от соблюдения социальным педагогом следующих требо­ваний: поощрять надо лишь за действительные успехи; не следует поощрять одного и того же человека очень часто; необходимо добиваться одобрения и поддержки поощрений коллективом; при выборе приемов поощрения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитуемых. Видами поощрений могут быть: доверие, премиро­вание, благодарность, награда, поручение почетных обязанностей и др. Наказание выступает как форма предъявления оп­ределенных требований к коллективу или личности, исправления воспитанников и предупреждения недостой­ных поступков. Воспитательное значение наказаний состо­ит в том, что они помогают человеку осознать недостатки, преодолеть, искоренить вредные навыки и привычки. Наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. Метод «взрыва(А.С. Мака­ренко. Это способ резкой мерой разрушить ложную позицию, которая сложилась у воспитанника. Ее отличительные черты — неожидан­ность для ребенка и высокий эмоциональный заряд. Сильное эмоциональное впечат­ление лишает его возможности ответить в своей обыч­ной манере. В этот момент растерянности, потеряв прежнюю уверенность в своей позиции, воспитуемый, иногда и не осознавая своего шага, принимает предло­женный ему новый путь. Разрушение прежней позиции проис­ходит быстрее, чем построение новой. Последнее тре­бует длительной терпеливой работы и использования всех основных методов воспитания. Поэтому пользо­ваться этим методом надо с большой осторожностью и будучи уверенным, что другой путь невозможен.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!