Методы социально-педагогического исследования

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое. В эмпирическом исследовании используют та­кие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при тео­ретических исследованиях, наряду с этими методами использу­ют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др.

Методы научного исследования это способы получения научной информации с целью установле­ния закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования важны для социальной педагогики, т. к. способствуют ее дальнейшему развитию и совершенствованию как науки.

Собственно исследование начинается с изучения литератур­ных источников и обобщения опыта практической деятельно­сти. Анализ источни­ков необходим для изучения различных теорий, подходов в оте­чественной и зарубежной теории и практике. Однако для построения теории ученые используют такие из­вестные в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.

Наиболее распространенным является наблюдение. Основная функция наблюдения состоит в избирательном отборе сведений об изучаемом процессе в условиях прямой и обратной связи социального педагога с объектом наблюдения. Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется четкий план его про­ведения, в котором обозначены объекты наблюдения, цель и задачи его, время, длительность и предполагае­мый результат. Результаты наблюдений дают социаль­ному педагогу основу для корректировки воспитательных воздействий, позволяют верно оценить сложившуюся пе­дагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение клиентов с уточненной целью. Существуют различные виды исследовательского наблюдения.

Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (соци­альным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, перехо­дов, индикаторов. Выделяются три позиции исследова­теля: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процес­са; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых). Опосредованное (косвенное) наблюдение осуще­ствляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Открытым наблюдением называют такое, которое протекает в условиях осознанного социальным педаго­гом факта присутствия посторонних наблюдателей. Однако для получения достоверных результатов открытого наблюдения недостаточно. Скрытое наблюдение за деятельностью клиентов, не осознающих подконтрольности, дает реалистичес­кую картину процесса. Этот вид наблюдения представ­ляется противоречивым, но весьма ценным.  Непрерывное наблюдение используется в том слу­чае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от на­чала до его завершения.  Монографическое наблюдение охватывает возмож­но большее количество в разной мере взаимосвязан­ных явлений.

Наблюдение как метод исследования имеет сравни­тельно большую распространенность в социальной пе­дагогике, однако, ему доступны лишь внешние про­явления процесса, поэтому наблюдение дает ограниченный круг данных, и его продуктивность зависит от того, как исследователь комбинирует его с другими методами.

Педагогический эксперимент - комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале ис­следования гипотезы. Он позволяет глубже, чем дру­гие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области социальной педагогики.  Важные условия эффективного проведения эксперимента: 1) предварительный тщательный теоретический и исторический анализ явления, изучение массовой прак­тики для максимального сужения поля эксперимента и его задач; 2)конкретизация гипотезы, выделение в ней но­визны, необычности, противоречия с существующи­ми мнениями, требующих экспериментального дока­зательства; 3) четкая формулировка задач эксперимента, оп­ределение признаков, по которым будут изучаться яв­ления, критериев оценки; 4) корректное определение минимально необходи­мого числа экспериментальных объектов.

Виды Э.: естественный и лабораторный эксперименты. В первом случае экс­перимент проводится в обычных, естественных усло­виях. Экспериментатор наблюдает начальное состоя­ние деятельности, поведения клиентов или других характеристик, которые вытекают из содержания на­учного исследования. Затем исследователь осуществ­ляет рекомендуемые изменения в содержании, формах, методах социально-педагогической деятельности. Пос­ле этого вновь изучается уровень воспитанности, раз­витости клиентов и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер. В случае лабораторного эксперимента выделяется груп­па клиентов. Исследователь проводит с ними особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблю­дает за их эффективностью.

В психолого-педагогических исследованиях выде­ляют констатирующий и формирующий эксперимен­ты. В первом случае социальный педагог-исследователь экспериментальным путем устанавливает только состояние изучаемой педагогической системы, констатиру­ет факт связи, зависимости между явлениями. Когда же социальный педагог-исследователь применяет специ­альную систему мер, направленных на формирование у клиентов определенных личностных качеств, на ак­тивизацию их деятельности, говорят уже о формирую­щем эксперименте.

В системе методов исследования социальной педа­гогики важное место занимают опросные методы. К ним относятся беседа, интервью, анкета. Беседа и интервью — это устный опрос лиц по тем вопросам, которые интересуют исследователя, а анке­та — письменный опрос. При интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется формулировке вопросов, так как происходит перевод целей исследования в ряд конкрет­ных словесных стимулов, направленных на получение такой информации, в которой мы нуждаемся. Интервью является разновидностью беседы. Бесе­да носит характер взаимного обмена информацией, а в интервью один (социальный педагог) спрашивает дру­гого (клиента), воздерживаясь от собственных выска­зываний по затронутому вопросу, чтобы не повлиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповые и индивидуальные.

Чтобы получить информацию о типичности тех или иных явлений, целесообразно использовать метод ан­кетирования. На результативность анкетирования вли­яет ряд условий: подбор вопросов, наиболее точно ха­рактеризующих изучаемое явление, дающих надежную информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов; исключение подсказок в формулировках воп­росов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; использование анкет как закрытого типа с ограниченным вариантом ответов, подобранных исследователем, так и открытых анкет, позволяющих опрашиваемому высказывать свое собственное мнение; предварительная проверка степени понимания вопро­сов анкеты на небольшом числе испытуемых и внесе­ние корректив в содержание анкеты.

В научных исследованиях по социальной педагоги­ке активно используется и такой метод, как моделирова­ние. Это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения. Второй из объектов называют моделью первого. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования. В ос­нове моделирования лежит определенное соответствие (но не тождество) между исследуемым объектом (ориги­налом) и его моделью.

В социальной педагогике моделирование приобре­тает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрыв­но связано с абстрагированием и идеализацией, посред­ством которых происходит выделение сторон модели­руемых объектов, отображаемых на модели. В процессе создания теории широкое применение находят модельные представления (или модели-представления), кото­рые могут быть идеализированными объектами иссле­дования и в этой их функции служат незаменимым средством теоретического педагогического анализа. Любое теоретическое представление о каком-либо объекте можно рассматривать как качественную модель этого объекта.

Все большую популярность в социальной педаго­гике приобретает метод изучения и обобщения передо­вого педагогического опыта. Основное внимание уче­ных обращено на критериальную сторону внедрения передового педагогического опыта.

Для обработки данных в социально-педагогической науке используются математические методы исследо­вания: ранжирование (расположение собранных дан­ных в определенной последовательности, в порядке убывания или нарастания показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых), шкалирование (количественный метод, который дает возмож­ность ввести цифровые показатели в оценку отдельных сторон педагогических явлений) и другие методы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!