Методы практической психодиагностики. Их классификация и специфические характеристики

Под методами психодиагностики понимаются при­емы оценки индивид. психолог. разли­чий и определения с точки зрения нормы в конкрет­ных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психолог. переменных, характеризу­ющих конкретную личность или коллектив.

Наиболее общими критериями, по которым можно разделить методы практич. психодиаг. на отдельные группы, являются: а)  Тип применяемых в методике тестовых задач:  опросные - совокупность психодиагн. методик, использующих вопросы, адресуе­мые испытуемым;    утверждающие - совокупность психодиаг. методик, где употребляются некото­рые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие; продуктивные - совокупность психодиаг. методик, в которых применяется тот или иной вид собственной творческой активно­сти испытуемого: вербальной, образной, мате­риальной; действенные - совокупность психодиагности­ческих методик, при которых испытуемый по­лучает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии;  физиологические - совокупность методик, по­зволяющих оценивать и анализировать непро­извольные физические или физиологические реакции организма человека. б)  По адресату тестового материала: сознательные (апеллируют к сознанию испы­туемого); бессознательные (направлены на неосознавае­мые реакции человека). в)  По форме представления тестового материала: бланковые - методы, представляющие тестовый материал в письменной форме либо в форме рисунков, схем и т.п.;    технические - методы, репрезентирующие материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства;  сенсорные - методы, представляющие материал; в виде физических стимулов, непосредственно  адресованных органам чувств и пр.

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критери­ям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употреб­ляется подход, при котором все психодиаг. ме­тодики делятся на стандартизированные (формализован­ные) и экспертные (малоформализованные). К стандартизир.(формализованным) мето­дам относятся тесты, опросники и психофизиолог. процедуры обследования. Под стандар-тью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кон­чая способами вычисления и интерпретации получае­мых показателей. Стандартизир. методы психодиагностики отличает: а) регла­ментация процедуры обследования (единообразие ин­струкций и способов их предъявления, бланков, пред­метов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; б) стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, норма­тивов); в) надежность и валидность методик. Положительными сторонами формализованных методов являются: учет объективных показателей и возможность их перепроверки; меньшее влияние уровня психологической ком­петентности психолога на диагностический процесс;  оперативность и экономичность;  количественный дифференцированный харак­тер оценки, возможность различать категории обследуемых; возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;   возможность проведения группового обследо­вания. В качестве недостатков отмечается: жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации; расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;   отсутствие доверительной обстановки (при те­стировании); опора в основном на количественные показа­тели;   статичность получаемой структуры индивиду­альности. Охарактеризуем каждый из мето­дов, относимых к стандартизир-ым).

Наиболее распространенными являются тесты. Тест -  фиксированное во времени испытание, предназнач. для установления количественных и качественных индивидуально-психологических разли­чий. Результат выполнения теста оценивается в коли­чественных показателях. Индивидуальный каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом;   тестовую тетрадь с заданиями;   стимульный материал или аппаратуру;-   бланк обследования, включающий лист ответов для испытуемых (для бланковых методик), а так­же формы для обработки и интерпретации дан­ных обследования (ключи, шаблоны, инструк­ции по интерпретации данных). К тестам предъявляются особые требования: необходимость их социокультурной адаптации в том или ином обществе ; простота формулировок и однознач­ность тестовых заданий, исключающих их раз­личное толкование; ограниченное время выполне­ния тестовых заданий; необходимость наличия тестовых норм для данного теста, с которыми можно сравнивать показатели дан­ного индивида, оценивая уровень его психичес­кого развития. По содержанию выделяют тесты интеллекта тесты достижений, тесты способностей, моторные, сенсорные, технические, профессионализированные тесты, личностные тесты, групповые тесты.

Опрос (анкетирование, интервью) -  метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами  к респондентам.  Источником информа­ции в опросе являются письменные или устные суж­дения-ответы испытуемого. С помощью опроса можно получить как информацию о фактах, событиях, так и сведения о мнениях, оценках и предпочтениях опра­шиваемых, их потребностях, интересах, ценностных ориентациях, жизненных планах и т.д. Причем эту информацию можно получить довольно быстро и от большого количества людей. Для получения более достоверной информации со­здаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе. Одна из наиболее распространенных форм опро­са - анкетирование. Анкета - это структурно орга­низованный набор вопросов, каждый из которых ло­гически связан с центральной задачей исследования. При разработке анкеты используются закры­тые либо открытые вопросы. Закрытые вопросы - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее сформулирован­ные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, срав­нительно более легкая форма заполнения и статисти­ческая обработка полученных данных. Открытые вопросы - форма вопросов, на кото­рые опрашиваемый свободно отвечает без каких-либо ограничений, т.е. нет заранее сформулированных ва­риантов ответов (например, вопросы биографической анкеты).

Эксперимент - это метод исследования, предпо­лагающий создание некоторых искусственных (экспе­риментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными. Специфика экспе­римента заключается в том, что в нем целенаправлен­но и продуктивно создается ситуация, в которой изуча­емое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

К малоформализованным методам относятся про­ективные техники, беседа, наблюдение, анализ продук­тов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реак­ции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить  другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование ма-лоформализованных методов требует высокой квалифи­кации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Достоинства данных методов: гибкость и вариативность психодиагностичес­кой процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;  высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;  стремление к всестороннему описанию личности. Недостатки:  субъективизм диагностических суждений; сильная зависи-мость получаемых результатов от квалификации психолога; значительные временные затраты на их прове­дение;   непригодность для проведения групповой ди­агностики (кроме наблюдения).

Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследо­вания тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосред­ственному наблюдению или опросу. Примеры проективных методик: тест рисования фигуры человека, тест рисования дерева, тест рисования дома и т.д. Процедура проективной методики такая же, как и любого другого психол. тес­та. Но в отличие от традиционного тестиро­вания, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых.

Беседа - метод психологического изучения лич­ности, когда в ходе равноправного общения с испытуемым психодиагност получает диагностически значимую информацию о личности ис­пытуемого. В зависимости от целей использования данного метода беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактиче­ской и т.д.

Метод наблюдения - один из наиболее объективных и надежных методов психологии,  это  целенаправленное, систематической восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления. Преимущества метода: непосредственное восприятие и фиксация при­знаков в реальном времени; оперативность получения информации;   объективность и конкретность данных;    более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;   возможность проверки опосредованных спосо­бов получения информации (анкет и опросни­ков); снятие влияния установок на  стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;  возможность целостной оценки социальной си­туации.

Недостатки:  сильное влияние установок и психических со­стояний наблюдателя; готовность на подтверждение своей гипотезы;  возможность утомления исследователя;   влияние на исследователя наблюдаемых им лиц; трудности интерпретации;  значительные затраты времени;   ошибки личностного и психологического проис­хождения:

Анализ продуктов деятельности - метод психо­диагностики, позволяющий на основе изучения объек­тивных продуктов деятельности сделать выводы о пси­хологических особенностях ее субъекта или субъектов. Распространенным методом данной группы явля­ется анализ документов. Специфической формой метода анализа результа­тов деятельности выступает также графология - ме­тод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пи­шущего человека.

Биографический метод – исследуется жиз­ненный путь человека, в процессе которого формиру­ется личность, происходит сложный процесс становле­ния человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индиви­дуальных ценностей, мировоззрения, характера и спо­собностей человека. Основными источниками биографи­ческих данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в об­щественной работе, успешность в выполнении различ­ных нормативов и заданий и т.п.).

Метод интроспекции (самонаблюдения).  Так же как и внешнее восприятие внутреннее восприятие происходит с помощью лог ческих процессов — различения, анализа, абстрагирования, синтеза, обобщения.

Эмпатическое слушание - метод, основанный на  способности человека понять собеседника, состоит  в  сопереживании ему тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!