Методы исследования в психологии. Тестирование, анкетирование, самонаблюдение, беседа и интервью

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом за­висит от совершенства методов исследования, от того, насколь­ко они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный про­рыв вперед в познании мира.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания на­учных данных; 3) приемы обработки данных, 4) интерпрета­ционные методы.

Для ис­следования таких тонких явлений, которыми занимается пси­хология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемое помощью точных математических формул. Самонаблю­дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу­щениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролиро­вать при помощи иных, более объективных методов, в Частно­сти математических расчетов.

Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Анкета - методическое средство для получения пер­вичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее состав­ленную систему вопросов. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, ис­ходя из этого, изменить их. Свободный опрос — разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.

Тесты являются специализированными методами психоди­агностического обследования, применяя которые можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последу­ющей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и срав­нивать между собой психологию разных людей, давать диффе­ренцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опрос­ник основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с точки зрения их валидности и надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинако­вый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А не­достаток состоит в том, что при использовании тестов испыту­емый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психоло­гию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психо­логические свойства и характеристики, в существовании кото­рых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов - проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям. Проективные тесты предназначены для изучения психоло­гических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о пси­хологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отри­цательного характера он им приписывает.

Социометрия - метод психологического исследова­ния межличностных отношений в группе с целью определе­ния структуры взаимоотношений и психологической совме­стимости.

Интервью - метод социальной психологии, заключа­ющийся в сборе информации, .полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или ко­свенное получение психологической информации путей ре­чевого общения.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!