Методы и технологии работы специалиста социальной сферы в Образовательном учреждении

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методов и методик. Можно выделить сле­дующие подгруппы:

1: Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование. 2. Общенаучные методы: анализ литературных источни­ков; теоретический анализ и синтез социально-педаго­гических исследований; наблюдение (в естественных ус­ловиях, при моделировании сложных ситуаций, в про­цессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экс­пертных оценок. 3. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу); метод социальных биографий, метод комплексного социального (психосоциального) моделирования, метод «работа со случаем», метод «диалог» и др. Психологические методы (применение бланковых и аппаратурных тестов (индивидуальных и групповых). 6.         Методы математической статистики. Преобразовательные методы или, точнее, методы преобра­зования социальной действительности — это способы профес­сионального воздействия социального педагога на клиента или социальное окружение с целью решения определенных задач.

Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социаль­ной общности, то специалисты выделяют три основные груп­пы методов социальной,работы: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогичес­кие.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности кли­ентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных по­собий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т. д.

Организационно-распорядительные методы ориентиро­ваны, главным образом, на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисцип­лины, чувство долга и ответственности. Отличительной их чер­той является прямой характер воздействия, поскольку опираются они прежде всего на регламентирующие, нормативно-пра­вовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распоряди­тельными методами. Организационные методы, закрепляя пра­ва, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, обеспе­чивают «упреждающее» управленческое воздействие на реше­ние задач социальных служб. Распорядительные методы по­зволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перерас­пределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связаны с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктиро­вание, подбор и расстановка кадров, метод требований, крити­ки и самокритики, контроль, проверка исполнения и др.

Группа психолого-педагогических методов характеризу­ется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения.

В группу психолого-педагогических входят методы: убеж­дение (реализуется в практике социальной работы в различ­ных формах, и прежде всего в виде разъяснения, совета, аргу­ментированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов), наблюдение, социально-психологический диагноз, внушение, информиро­вание, гуманизация условий труда и быта, привлечение к тру­ду и расширение возможностей для проявлений творческих воз­можностей личности, использование обычаев, традиции и др.

В социальной работе используются методы, характерные только для данного вида профессиональной деятельности. К ним относят, прежде всего: метод социального диагности­рования; метод вмешательства в критических случаях; ме­тод работы в общине; метод работы на улицах.

В настоящее время к методам социального диагноза (соци­альной диагностики) относят (по И.Г.Зайнышеву): зондажно-информационное обследование: сбор сведений об инфраструктуре, численности, составе и динамике местного населения и т. д.; социально-историческое обследование: изучение исто­рии заселения и освоения данной территории, изменения состава местного населения, исследование его заня­тий и традиций и т. д.; информационно-целевой анализ различных документов,
статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граж­дан и т. д.; социальное картографирование: анализ социально-пространственного распределения и динамики рождаемости и смертности населения, зависимость качества жиз­ни от различных природных и социальных факторов.

Метод вмешательства в критических случаях (впервые при­менен в США в 1874 году, когда церковь вмешалась в судьбу девочки, подвергавшейся жестокому обращению в семье, и по всей стране стали образовываться общества предотвращения жестокого отношения к детям) — используется в работе с от­дельными людьми, семьями и группами, находящимися в ситу­ации острого кризиса, вызванного или переходным периодом, или жизненным развитием.

Метод работы в общине служит средством координации традиционных методов и рассматривается как социально-поли­тическое средство удовлетворения интересов, потребностей, ожиданий граждан. При работе в общине ставится задача доби­ваться, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимо­обусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направ­ленных на решение конфликтных ситуаций. Используемые при этом методы включают выяснение сути и типа проблемы, анализ причин, разработку планов, стратегии, привлечение необходи­мых ресурсов, выявление и вовлечение лидеров, развитие отно­шений между членами общества для облегчения их усилий.

Метод работы на улицах — «открытый» метод социальной работы, ориентированный на проблемы улицы и включающий превентивные меры: предотвращение возникновения запущенной (маргинальной) молодежи, особенно уличных групп детей и подро­стков через установление «случайных» контактов с ними в периоды сборов и проведения свободного времени; поиск помещений для уличных групп молодежи и про­ведение с ними различных форм досуга и экскурсий с
целью ускорения процесса их социализации или ресоциализации; установка контактов с «уличными детьми» и определение их в соответствующие заведения и др..

Практическая деятельность специалиста осуществляется посредством выбора и применения методов, адекватных решаемой проблеме, направлению работы.

Выражение «социальная технология» по­явилось в России в 70-80-е гг. в связи с необходимостью разра­ботки и решения социальных проблем. Различные подходы возможно свести к двум основным: а) определенная программа деятельности по решению социальной проблемы; б) опреде­ленная, специально разработанная и последовательно реали­зуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы. Применительно к области практической деятельности со­циально-педагогическая технология — это оптимально подо бранный в соответствии с заданными параметрами (стандарта­ми) комплекс социальных и педагогических средств: методы, процедуры, ресурсы и алгоритм (жесткая последовательность) их применения — для решения четко сформулированной со­циально-педагогической проблемы с гарантированным высо­ким результатом, для которого имеется инструмент измере­ния (количественно-качественные критерии эффективности и специальные методы). Иначе говоря, необходимые элементы социально-педагогической технологии: четко сформулирован­ная социально-педагогическая проблема; стандарты (парамет­ры и условия) для запуска технологии и для оценки результа тов; набор методов и приемов их решения; порядок и последо­вательность их применения (процедуры, описанные в виде инструкций); ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, организационно-педагогические, психолого-педагогические, организационно-педагогические и др.); алгоритм (жесткая пос­ледовательность) операций, структурированных в сложных технологиях по этапам; система критериев и показателей оцен­ки эффективности; перечень и формы нормативной докумен­тации.

В отличие от методики технология не допускает искаже­ний и изменений и может переноситься практически полно­стью. На ее применение значительно меньшее влияние ока­зывают внешние условия. Внесение существенных измене­ний в технологию приведет к неполучению гарантированного результата.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!