Методы и формы экологического образования

Тема 3.  Методы и формы экологического образования детей в дошкольном учреждении

 

Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

  • возрастными возможностями детей,
  • характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
  • Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

 

  1. Наглядно-иллюстративный материал и словесно-литературные методы в экологическом образовании детей

К наглядным методам относятся

  • наблюдение,
  • рассматривание картин,
  • демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Наглядный иллюстративный материал помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений, С его помощью можно формировать у детей представления об объектах, предметах, явлениях природы, которые в данный момент (или в данной местности) наблюдать невозможно. Кроме того, в процессе использования наглядного иллюстративного материала дети могут знакомиться с длительно протекающими явлениями в природе (сезонные изменения). Использование данного материала способствует обобщению и систематизации у детей информации природоведческого содержания и характера.

Необходимо говорить и о значении использования наглядного иллюстративного материала для эстетического развития детей, обогащения эстетических и эмоциональных переживаний и чувств. Особое значение здесь имеет использование в работе по экологическому образованию детей репродукций картин, просмотр видео- и кинофильмов. Использование наглядного материала также стимулирует познавательную активность детей, их интерес к явлениям природы.

Однако для того чтобы все эти задачи были решены с положительными результатами, к применяемому в практике работы с детьми наглядно-иллюстративному материалу предъявляются определенные требования:

- реалистичность изображаемых предметов и явлений;

- ясность замысла художника;

- художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательной ценностью его содержания.

Обобщение теоретико-практических наработок позволяет выделить следующие виды наглядно-иллюстративного материала:

- картины природоведческого содержания. Наиболее часто в практике работы дошкольных образовательных учреждений используются следующие серии картин о природе: «Домашние животные» (С.А. Веретенникова), «Дикие животные с детенышами» (С.А. Веретенникова), «Времена года» (С. Н.Соловьева), «Картины о сельской местности» (С. Н.Соловьева) и некоторые другие;

- картинки, иллюстрации, фотографии;

- гербарии, коллекции;

- кинофильмы, диафильмы, диапозитивы.

Положительных результатов в работе по экологическому образованию детей можно достичь только в результате комплексного использования всех наглядных методов.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

Словесные методы в системе экологической работы с детьми также имеют определенное значение для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эмоционального и эстетического отклика на ее объекты. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. Эта связь объективно обусловлена теми законами психофизиологии, которые лежат в основе познания человеком окружающей действительности (закон А. Р. Лурия о связи 1-й и 2-й сигнальных систем).

Среди словесных методов в первую очередь необходимо отметить беседу с детьми. Беседа может быть использована педагогом с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности в природе;

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Исходя из дидактических целей и задач, выделяют три вида беседы природоведческого содержания:

1) установочная беседа. Она помогает воспитателю привлечь внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, помогает детям вспомнить ту информацию о мире природы, которой они уже владеют, чтобы установить связь между имеющимся опытом и новыми знаниями;

2) эвристическая беседа. Она направлена на установление причин различных явлений природы. Достигается это с помощью рассуждений детей, разрешения ими целой системы познавательных заданий (ребусы, кроссворды, загадки, речевые логические задачи и т.д.). Основу такой беседы составляют знания, которые уже имеются у детей, достаточно прочно ими усвоены;

3) итоговая беседа. Она используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе. Такая беседа требует тщательной подготовки воспитателя, большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений о мире природы у детей. Большое значение в ходе проведения итоговой беседы имеет демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, гербарии и т.д.)

Для результативности использования бесед в работе с детьми дошкольного возраста важно подготовить к ним самого педагога. Беседа предполагает диалог. Поэтому воспитателю очень важно продумать и спланировать систему вопросов, касающихся содержания обсуждаемого материала. Вопросы должны опираться на уже имеющиеся у детей знания. Кроме того, вопросы должны быть разной степени трудности. Воспитателю необходимо продумать вопросы как констатирующего характера, так и поисково-познавательные, что будет оптимально стимулировать активность каждого ребенка (в силу его индивидуальных особенностей) к участию в беседе (см. приложение 6).

В целях первичного ознакомления детей с объектами, предметами и явлениями природы используется рассказ воспитателя. Основная цель рассказа — создать у детей точное, конкретное представление о том или ином объекте, предмете природы.

Рассказ должен привлекать внимание детей, стимулировать развитие их мышления, познавательных процессов, воображения, речи. Кроме того, рассказ экологического содержания должен быть эмоционально окрашен, воздействовать на эмоции и чувства детей. Вместе с тем в целях формирования познавательного отношения детей к тому материалу, который сообщается воспитателем в рассказе о природе, необходимо дополнять рассказ познавательными заданиями различного характера. В приложении 7 даны варианты рассказов о природе для детей старшего дошкольного возраста.

В целях сосредоточения внимания детей на содержании рассказа целесообразно использовать наглядный материал (картинки, иллюстрации). Также важно учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности детей в плане восприятия предлагаемой информации. Речь воспитателя в процессе рассказа должна быть понятной детям. Не следует загромождать рассказ лишней информацией, обилием деталей. Если соблюдать эти педагогические правила, то рассказы о природе можно использовать начиная с младшей группы. В помощь воспитателю при организации экологической работы с детьми должна быть использована и художественная литература. Чтение природоведческой художественной литературы используется в первую очередь в целях обогащения, расширения диапазона знаний о природе, предлагаемых детям. Художественная литература способствует формированию у детей материалистического миропонимания, основы представления о мире природы. Широко используются в экологической работе с детьми произведения В. Бианки, Н.Сладкова, Е. Чарушина и других авторов.

Беседа используется для:

  • создания интереса (перед наблюдением, экскурсией, просмотром…)
  • уточнения, углубления, обобщения и систематизации представлений детей о природе.

Цель метода рассказа – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы.

Особенности: программа, выразительность речи, известные и новые слова, с младших групп…

Рассказы: описательные, повествовательные, рассуждения

 

 

Природоведческая книжка в воспитании и обучении детей

  • Помогает обогатить знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на вопросы.
  • Многие книги написаны учёными-биологами, -зоологами, -орнитологами.

Н.М. Павлова - книга «Желтый, белый и лиловый» в течении 20 лет вела фенологические наблюдения.

  • В. Бианки – учёный-биолог «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты»…

Н. Сладков, К. Паустовский, М. Пришвин, Г. Снегирёв, Е. Серова и др.

Экологическая сказка: Рыжова Н.А., Шорыгина Т.А. из периодической печати

Переодические издания экологического содержания

  • Журналы: Тошка и его компания Свирелька Муравей Филя Геолёнок Миша Винни и его друзья Простоквашино Весёлый колобок Смешарики Колокольчик Мурзилка
  • Газета для дошкольников «Солнечный зайчик»

 

  1. Формы экологического образования:

В блоке специально-организованных занятий:

Занятия.  Экологические занятия, как одна из форм организации обуче­ния детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседнев­ной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные пред­ставления дошкольников могут быть качественно преобразованы -расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Занятия имеют определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте.

  • Название отражает тему и область природоведческих знаний, выбранную для обсуждения.
  • Программное содержание - это конкретно сформулирован­ные воспитательно-образовательные и развивающие задачи, ко­торые воспитатель решает с детьми в процессе обучения.
  • Материал занятия и форма его организации позволяют про­думать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оп­тимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их про­странственное расположение.
  • Ход занятия - последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов с игрушками, вопросов к детям и заданий для них, физкультминутки и пр.

Важной особенностью экологических занятий является то об­стоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в по­собиях или каким-либо другим способом.

Можно выделить несколько типов занятий, которые принци­пиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, ло­гикой построения, ходом организации и проведения.

  • первично-ознакомительные. На протяжении дошкольного периода значительная доля пер­воначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на заня­тиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в бли­жайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. нагляд­ность, помогающая формировать у детей отчетливые и правиль­ные представления.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рас­сматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становят­ся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобре­тает словесный метод экологического воспитания - от слова вос­питателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью, а также понимание связи событий, связи объектов.

Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах.

  • Обобщающие. Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомле­нию детей с различными явлениями и объектами природы бли­жайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревь­ями, комнатными и травянистыми растениями, домашними жи­вотными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков, существенных и характерных для группы знакомых объектов- и на их основе формируется обобщенное представление.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых стро­ится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также фор­мулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем об­щего, которое соответствует обобщенному представлению.

  • углубленно-познавательные. Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, уг­лубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения; читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувствен­ных знаний воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разно­му: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проб­лемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они стро­ятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширя­ют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
  • Комплексные. Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех воз­растных группах, но особенно они полезны со старшими дошко­льниками. Комплексные занятия - это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а ных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, ко­торое заключено в занятии.

Экскурсии. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, решае­мых педагогических задач, видов деятельности, подготовки и ос­нащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

В блоке совместной деятельности воспитателя и детей:

Опыты. Значение опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой (в средней группе), для того чтобы показать детям, какой корм ей необходим, воспитатель предлагает им положить перед животным рыбку, яблоко, конфетку.

Методика проведения опыта. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участ-никами (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое — в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

эксперименты. Принципиальное отличие этой деятельности заключается в том, что образ цели, определяющей эту деятельность, сам еще не готов и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. На наш взгляд, поисковая деятельность с точки зрения процесса экологического образования является одной из главных видов деятельности ребенка. В качестве основного вида поисковой деятельности Н.Н. Поддьяков выделяет особую детскую деятельность — экспериментирование, подчеркивая, что эта «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. В программе «Наш дом — природа» экспериментированию отводится большая роль при ознакомлении ребенка с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Так, нами разработаны циклы экспериментирования с природным материалом (водой, песком, глиной, камнями, почвой) и т.п. Каждый цикл построен таким образом, что по мере выполнения заданий перед дошкольниками ставятся все более сложные задачи, что создает благоприятную почву для развития мышления ребенка. С целью развития у детей способности к творческому применению полученных в процессе такого экспериментирования знаний к каждому экспериментальному циклу разработан комплекс так называемых «творческих заданий». Во время выполнения таких заданий ребенку необходимо опираться на опыт, полученный во время выполнения экспериментов.

Н.Н. Поддьяков выделяет особый вид так называемого «социального экспериментирования дошкольников в различных жизненных ситуациях», когда дети (осознанно и неосознанно) «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Экологизация данного вида деятельности может проявляться через вовлечение детей в разнообразные ситуации экологического содержания. Такой подход имеет большое значение для формирования навыков экологически грамотного и безопасного поведения ребенка.

Примеры экспериментирования (старший дошкольный возраст)

Тема «Знакомство с воздухом»

Цель: помочь детям «увидеть» воздух, доказать, что он есть повсюду, что воздух прозрачный, «невидимый».

Материалы и оборудование: емкости с водой, прозрачные стаканчики, трубочки для коктейля, стаканчики с мыльным раствором на каждого ребенка (можно использовать и готовые наборы для мыльных пузырей), воздушные шарики, игрушечные или самодельные веера, миску с водой, мяч (любые надувные игрушки), полиэтиленовый пакет (резиновые перчатки).

Опыт 1. Воспитатель показывает детям пустой стакан и спрашивает, есть ли в нем что-нибудь. Затем дошкольники внимательно изучают свои стаканчики и отвечают на тот же вопрос. Воспитатель предлагает проверить, действительно ли стаканчики пустые.

Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают его в емкость с водой. При этом стаканчик нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Воспитатель обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Все вместе делают вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2. Повторим предыдущий опыт, предварительно закрепив при помощи кусочка пластилина на дне стакана кусочек бумаги, ткани или ваты. Обязательно дайте детям потрогать их до опускания стакана в воду и после, обсудите, почему бумага (ткань) не намокла (в обсуждении дети должны использовать результаты первого опыта).

Опыт 3. Еще раз погружаем стаканчик в воду, но уже в наклонном положении. Что появляется в воде? (Дети отвечают.) Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Опыт 4. Дети дуют в стаканчики через трубочки для коктейля и наблюдают, что при этом происходит (предупредите ребят, чтобы они дули в меру, иначе в стаканчиках ничего не останется).

Опыт 5. Поставьте перед детьми стаканчики с мыльным раствором и предложите выдуть через соломинку (например, через все ту же трубочку для коктейля) мыльные пузыри. Обсудите, почему они называются мыльными, что внутри этих пузырей и почему они такие легкие, летают.

Опыт 6. «Воздух легче воды». Предложите детям «утопить» мячи и другие надувные игрушки и обсудите, почему они не тонут.

Опыт 7. «Как поймать воздух?». Попробуйте вместе с детьми «поймать» воздух в полиэтиленовый пакет (не забывайте о безопасности), резиновую перчатку, тонкую ткань и т.п. Как мы определяем, что воздух «пойман»?

Опыт 8. «Можно ли взвесить воздух?». Возьмите палку длиной около шестидесяти сантиметров. На ее середине закрепите веревочку, к обоим концам которой привяжите два одинаковых воздушных шарика. Подвесьте палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Предложите детям подумать, что произойдет, если вы проткнете один из шаров острым предметом. Проткните иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? Проверьте это на практике. У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. Проводить этот опыт можно и на больших пластмассовых игрушечных весах.

Опыт 9. Для того чтобы убедиться, что пламя загрязняет воздух, проделайте следующий опыт. Зажгите свечу (конечно, соблюдая осторожность). Что видят ребята? Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим, кроме пламени. Затем подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1—2 сантиметров) стекло или фарфоровую (но не пластмассовую!) чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу потемнел — покрылся слоем копоти.

Игры, ИОС. 1. Сюжетно-ролевые игры. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострада­ет, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельно­сти. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета спе­цифики живого организма и поэтому накладывают много запре­тов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительно­сти, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном пове­дении. Эти знания (или знание литературного произведения) слу­жат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитате­лем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, спе­циально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обу­чающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуа­цией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на ос­нове жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержание игры заложены дидактическая цель, воспита­тельная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, под­держивает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сю­жета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями;
  • насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, че­рез которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

1) Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда су­щественных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если орга­низовать одновременное их восприятие и сопоставление. С по­мощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно де­лать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. по­казать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

2) Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображаю­щих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов вос­принимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, ста­новятся объектами подражания. В экологическом воспитании до­школьников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение.

3) Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Путешествия в данном слу­чае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обяза­тельная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экс­педиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается та­ким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новы­ми объектами и явлениями в качестве путешественников, тури­стов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.

  1. ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. С малышами проводит очень простые по содер­жанию подвижные игры, так или иначе основанные на представ­лениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. С детьми постарше, получившими первые знания о лесе и его оби­тателях, проводятся подвижные игры типа «У медведя во бору» и др.

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспита­телем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их де­лают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предос­тавляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, ко­гда они научились четко соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожи­дание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже име­ют достаточно широкий круг представлений о природе и у кото­рых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

Интересными являются игры в загадки-описания - они упраж­няют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загад­ку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круг­лый, оранжевый, растет на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.

Развлечения,  праздники. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю (осенью), снежной и ледяной скульптуре (зимой), весеннему возрождению природы («веснянки»). Летом проводятся праздники, посвященные воде и солнцу, цветам, праздники оздо­ровительного характера. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные те­мы - их организует воспитатель. Интересно проходят досуги с участием кукол (концерты для них, чаепития с ними).

Экологическая тропа. Сравнительно новым видом деятельности в природе является работа на «экологической тропе». Учебная «эко­логическая тропа» — это маршрут в парке, лесопарке и т. д., который прокладывается так, чтобы на нем были места и естественной при­роды, и антропогенный ландшафт. Это позволяет сравнивать есте­ственную и преобразованную среды, учить детей оценивать характер деятельности человека в природе. Как правило, такая учебная тро­па создается силами взрослых.

На тропе источниками познавательной информации являются сами предметы природы. Это растения, грибы, животные, почвы, формы поверхности и другие объекты живой и неживой природы. Задача педагога продумать последовательность их изучения, план наблюдений, объем информации. Часть информации дети «считывают», наблюдая объект с помощью плана, разработанного педагогом. Часть информации они получают, слушая рассказ педагога или экскурсовода, а затем устанавливают связи между объектами природы и приходят к выводу о том, что все в природе взаимосвязано и эти связи нарушать нельзя.

Работа на «экологической тропе» имеет не только информатив­ный, но и деятельностный характер: ребята участвуют в посадке ра­стений на ботанических площадках, в меру своих сил ухаживают за ними, принимают активное участие в уборке тропы, разрабатыва­ют и устанавливают экологические знаки, указатели, развешивают кормушки для птиц, раскладывают корм для зверей. Кроме этого, такое посещение природы дает возможность организовывать и про­водить исследовательские работы — изучать состояние объектов природы, долго наблюдать, в результате чего у ребенка формируется понятие о развитии объектов, о процессах, происходящих в приро­де; проводить опыты как длительные, так и кратковременные, про­гнозировать последствия деятельности человека, оценивать резуль­таты природоохранной работы. Такая разносторонняя деятельность помогает ученику осознавать значение природы для человека, важ­ность грамотного взаимодействия с ней.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Музеи. Музей природы» может быть расположен в небольшом строении (избушке, теремке, аккуратном сарае). Часто проявляющееся стремление детей, воспитателей коллекционировать разные интерес­ные вещи может быть с успехом воплощено в организацию маленького музея, экспонаты которого собраны педагогами, родителями, самими ребятами. В таком музее может быть три отдела (три разные экспозиции): «Природа нашего края», «Экзотические природные явления», «Природоохранная деятельность детского сада». Первая экспозиция—это фотографий, слайды, картины, рисунки, гербарии, на которых представлен растительный и животный мир данной местности. Кто-то найдет оленьи рога, а кто-то соберет коллекций камней или шишек с разных Деревьев—все может войти в экспо­зицию.

Второй отдел — это овеществленные впечатления детей и взрос­лых о природе далеких мест. В детский сад средней полосы, к примеру» дети могут привезти камней и ракушек с моря, фото или рисунок северного сияния, ветку карельской березы и т.д. Экспонаты, дополненные рассказами очевидцев, несомненно вызовут интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Третья экспозиция — это своего рода иллюстрированная история  прйродосозидательной деятельности детского сада. В фотоальбомах, слайдфильмах могут быть отражены субботники по посадке деревьев, прогулки в Природу, зимняя подкормка птиц, праздники, посвящен­ные событиям в природе, и многое другое. Лучшие поделки Из природного материала также займут свое место в этой экспозиции, Вели каждый экспонат музея будет иметь аннотацию, -в которой указано, что представлено, кем и когда собран или подготовлен материал, то музей может стать любимым местом взрослых и детей, а также очень интересным объектом экологической тропы.

Метеоцентр; Метеорологическая площадка.

Цель – учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы: термометр, осадкомер и флюгер.

На площадке установлены два термометра. Один расположен под навесом, защищенный от солнечных лучей, второй на другом столбике без навеса. Таким образом, дети будут определять температуру воздуха на солнце и в тени.

Другой прибор на площадке – осадкомер, представляющий собой ведро с цилиндрическими стенками. Дети, помещая в осадкомер линейку, будут определять, сколько миллиметров осадков выпало за интересующий их период. Выше всех будет установлен флюгер – для определения направления ветра. Мы всегда будем знать, откуда дует ветер.

Акции. Акции - это социально значимые мероприятия, которые прово­дятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (воз­можно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к ка­ким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, по­этому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воз­действие на дошкольников, служат хорошей экологической про­пагандой среди родителей. Дети видят, как к данному событию относятся взрослые, как организуют его и сами в нем участвуют.

Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Дети старшего дошкольного возраста мо­гут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затра­гивают их интересы, их жизнедеятельность. К таким, например, относится «Зеленая елочка - живая иголочка» - акция против бес­смысленной массовой вырубки елей перед Новым годом. В дошко­льном учреждении эта акция включает ряд мероприятий, которые начинаются в начале декабря и длятся полтора месяца. Примеры: «Цветущая клумба», «Дерево моего ребёнка», «Аллея выпускников», «Птичья ёлка».

Походы. Поход с детьми старшего дошкольного возраста в ближайшее природное окружение - это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздорови­тельные, познавательные, нравственные и эстетические. Поход - это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации:

его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых - эколог, инструктор по физическому воспитанию, мед­сестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы. По­ложительное воздействие на здоровье в походе дети получают от целого ряда факторов:

  • Радостные чувства вызывают у дошкольников подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое (или редко посещаемое) и интересное место.
  • Положительное воздействие на здоровье оказывает окружаю­щая среда: чистый и насыщенный кислородом воздух, красивые пейзажи, цветущие растения, изобилие зеленого (успокаивающего) тона, приятных лесных шумов.
  • Длительный переход (пешком, на лыжах, велосипедах) на от­носительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.
  • Положительно на здоровье дошкольников влияют все поход­ные мероприятия (подвижные игры, упражнения, соревнования, чередующиеся с отдыхом, закаливающие процедуры в особо жар­кие дни и в благоприятной обстановке).

На умственное развитие детей в походе оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. (Их планируют воспитатель и эколог, согласуя между собой.) Ведущее значение среди этих ме­роприятий имеют наблюдения - они могут быть самого различно­го содержания в зависимости от времени года, конкретного при­родного окружения (экосистемы), опыта посещения ее детьми.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и орга­низованы. Природное окружение должно быть хорошо обследо­вано и изучено взрослыми, что позволит составить точный мар­шрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, определить содержание наблюдений и других видов деятельности.

В блоке самостоятельной деятельности детей:

Самостоятельная деятельность в лаборатории. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня, основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться. Незнание, как указывает Л.М.Маневцова, должно быть частичным. Только тогда развивающая среда будет раскрывать перед ребенком свои тайны.

Примером такой экологически развивающей среды стали «Лаборатория природы», Под Лабораторией природы мы понимаем специально оборудованное помещение в детском саду или группе детского сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную, поисковую деятельность.
Исходя из основной идеи о том, что развивающей средой является та, в которой ребенок может свободно действовать, наша Лаборатория природы это такое место, где дети проводят самостоятельную исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный субъектный опыт, в основе которого его активная субъектная деятельность.

Лаборатория природы находится в помещении, примыкающем к групповой комнате (бывшая умывальная). Поэтому дети могут регулярно, в любое свободное время, посещать Лабораторию. Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослыми (например, занятие на выявление зависимости плавучести тел от материала, из которого они изготовлены).

Эти сведения дети пропускают через самостоятельную опытническую, экспериментальную деятельность в Лаборатории природы.  Организуя обстановку в Лаборатории воспитатель создает не только те же условия опыта, которые были в совместной деятельности, но и расширяет их, вносит дополнительные материалы, предполагающие вариативность исследования.

В ходе экспериментирования дети используют пробующие действия, метод проб и ошибок. Постепенно опыты становятся играми-опытами и в них, как в дидактической игре, появляются два начала: учебное – познавательное и игровое – занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную насыщенность и значимость для ребенка данной деятельности. В результате, полученные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Известно, что игровым действиям в дидактической игре надо учить. Лишь при этом условии дидактическая игра приобретает обучающий характер, проявляется автодидактизм. Развивающая среда тоже должна обладать автодидактизмом, но для этого, действовать в развивающей среде, так же надо детей учить. Лаборатория природы, как развивающая среда, обладает необходимым автодидактизмом благодаря тому, что в ней соблюдены обязательные условия:
• дети овладевают элементарными знаниями и навыками, полученными в совместной с воспитателем деятельности и необходимыми для деятельности Лаборатории;
• в Лаборатории природы созданы условия для реализации полученных знаний и навыков;
• детям предоставлена самостоятельность и свобода действий.

Опыты в Лаборатории проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает. Желающие могут проводить их многократно в течении нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.

Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражается в дискуссии за круглым столом. Здесь дети рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные результаты. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность детей. В ходе дискуссии обязательно используются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

После дискуссии обстановка в Лаборатории природы сразу не разбирается, а дается возможность желающим детям повторить опыт, предусматривается возможность изучения явления в других условиях. Часто наблюдается взаимообучение детей, таким образом накапливается опыт положительного общения детей, сотрудничества в ситуации интересной деятельности.

Игры с природным материалом. В детских садах играм и занятиям с водой, песком и глиной не уделяют достаточного внимания. Это происходит оттого, что, во-первых, пугают сложности организационного характера: нужны специальные игрушки, пособия, оборудование; во-вторых, воспитатели не всегда представляют себе содержание и методику ознакомления детей со свойствами песка, воды и глины. Вода, песок и глина обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое и пр.). Дошкольники уже способны усвоить представление о трех состояниях воды, в которых она встречается в природе. Начнем с жидкого состояния воды — самого привлекательного для детей. Первое представление о ней складывается в младшем дошкольном возрасте: вода течет, течет из крана, течет в весеннем ручейке. Затем она расширяется: вода растекается, воду можно разлить.

Представление о превращении воды в твердое и газообразное состояние формируется у детей в процессе наблюдения за выпадением различных осадков, таянием снега, замерзанием луж и т. п. Дети довольно рано начинают связывать переход воды из одного состояния в другое с температурой воздуха: холодно — вода замерзает, тепло — тает. Можно провести несложные опыты, наблюдая за таянием снега и замерзанием воды. Перед опытом спросите детей: что станет с водой, если ее вынести на мороз, что будет со льдом, если его внести в теплое помещение?

Без специальной подготовки дети даже старшего дошкольного возраста не всегда правильно называют такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Поэтому при ознакомлении их с физическими свойствами льда, снега необходимо последовательно обучать детей действиям по обследованию признаков: погладить поверхность для определения гладкости; притронуться к ним — для выявления температурных особенностей; ударить — для обнаружения прочности или хрупкости.

Многие свойства снега дети усваивают в играх с ним. Так, они устанавливают, что в теплую погоду снег липкий (из него лепят снежки, фигурки), тяжелый (снежные комья для снеговика не под силу поднять без помощи), влажный, сырой (после прогулки варежки мокрые). А в морозную погоду внимание детей обращают на то, как изменились свойства снега: из него нельзя лепить, скатать ком, ветер легко поднимает снег и кружит его в воздухе, переносит с места на место. Дети без особого труда отвечают на вопросы о свойствах снега в морозную погоду: сухой, пушистый, легкий, рассыпается.

Эти признаки снега можно еще раз отметить во время снегопада. В теплую погоду снег идет хлопьями, а в морозную падает отдельными снежинками. Можно предложить детям поймать на варежку снежинку или хлопья, рассмотреть их.

Дети уже 4—5 лет без труда определяют, что хлопья состоят из множества отдельных слипшихся снежинок. «Как комок ваты»,— говорят ребята. Старшие же дошкольники понимают причину образования хлопьев: в теплую погоду влажно, снежинки стали липкие.

Наблюдение снежинок — увлекательное и полезное занятие: дети наблюдают и сравнивают, находят различие, поскольку снежинки по форме разнообразны и кажется, что нет двух одинаковых. Затем дети с удовольствием рисуют снежинки, вырезают их, наклеивают на темную бумагу. Можно организовать выставку или оформить альбом с работами детей.

И еще одно удивительное создание природы, которое помогает детям одновременно наблюдать и таяние снега, и превращение воды в лед,— это сосульки. У дошкольников особый интерес к сосулькам: им нравится их необычная форма, напоминающая ледяную морковку или пику, то, что они блестят, переливаясь на солнце; растут на глазах или с шумом падают вниз. Старшие дошкольники способны понять причину образования сосулек. Обычно их внимание обращается на то, что сосульки образуются с той стороны крыши, где сильнее греет солнце, т. е. раньше начинает таять снег. Но это только одна причина образования сосулек: таяние снега днем и появление капели. Детям доступна и другая — ушло солнышко, стало холодно, сбежала капелька с крыши, а пока скользила вниз по сосульке, замерзла и стала льдинкой. Чем больше таких смелых капелек пустилось в путь после того, как солнце стало укладываться спать, тем длиннее выросла сосулька. А почему сосульки падают вниз? Старшие дошкольники сумеют связать падение сосульки с ее ростом, увеличением массы.

 

 

  1. Нетрадиционные инновационные формы

Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", воспитатели учат каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считают, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

 

  1. Специфика выбора форм и методов экологического воспитания в зависимости от возраста.

 

В зависимости от возраста детей могут применяться различные формы экологического образования детей:

Для детей младшего дошкольного возраста: традиционные  первично-ознакомительные, обобщающие занятия в группе; небольшие экскурсии, развлечения, праздники, игры, простые эксперименты;

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста: углубленно-познавательные, либо комплексные занятия в группе; экскурсии, походы, экспериментирование; работа на экологической тропе; в метеоцентре;, организация  экологических акций и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект нетрадиционной формы экологического образования дошкольников

 

НАШ ДОМ - ЗЕМЛЯ

(Сценарий праздника)

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущий . Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН "Наш дом - Земля". Вопрос первый: что же такое окружающая среда?

Ребенок.

Все - от тополя у забора

До большого темного бора

И от озера до пруда -

Окружающая среда.

А еще и медведь, и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха - вот это да! -

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь

И в саду отражение крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

Л. Фадеева

Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.

Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: "травоядные" - медальон с зеленой ветвью, а "хищники" - с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы - модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.

1 ТУР

"РАЗМИНКА"

Ведущий. Начнем КВН с конкурса "Откуда они родом". Знаете ли вы, что многие растения были привезены на наш континент путешественниками? "Верните" растения на их историческую родину.

Звучит музыка. Дети, преодолев спортивную полосу, прикалывают картинки к макетам материков.

Ведущий . Следующий конкурс называется "Что это?".

Команды получают равное число гербарных листов. По сигналу ведущего классифицируют их, раскладывая под изображениями дерева, куста и травы. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.

Ведущий. А теперь конкурс "Отгадай загадку".

Летом шубу надевает, а зимой ее снимает. (Лес.)

Стоит в белой одежде, свесив сережки. (Береза.)

Маленький Иван - костяной кафтан. (Орех.)

Три сестры похожи,

но разные по цвету кожи:

одна - белянка,

другая - смуглянка,

а третья - румянка. (Смородина.)

 

Кругло и гладко, красно и сладко.

Ел - плевался, но довольно остался. (Вишня.)

 

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,

а сушенная в запас, лечит от простуды нас . (Малина.)

 

Кто говорит: приятно мое кушанье, сладок плод моих трудов? (Пчела.)

Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.

 

И сады, и огороды всей округи полила. (Гроза.)

Домик едет по травинке, объезжает все росинки. (Улитка.)

Что за чудо по дороге - голова торчит да ноги . (Черепаха.)

Тоньше его пряжи не найдешь в продаже . (Паук.)

Золотист он и усат, в ста кармашках сто ребят . (Колос.)

Платье потерялось, а пуговки остались. (Рябина.)

 

Как сообщает пресса,

Живут они без леса.

Один на голой льдине,

Где вьюги и мороз,

Где меда нет в помине,

Ромашек и стрекоз. ( Белые медведи.)

 

Ведущий . Пока жюри подводит предварительные итоги, я загадаю загадку нашим гостям.

Подрастала, - хвост растила,

Платье темное носила,

Подросла, - зеленой стала,

Хвост на весла поменяла. (Лягушка.)

2 ТУР

"СПОРТИВНЫЙ"

Ведущий . Кого мы будем изображать, попытайтесь отгадать.

Выстраивает команды в две шеренги. Обозначает старт и финиш.

У болотной мягкой кочки,

Под зелеными листочками,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая :.(Лягушка).

Дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей и маленьких кубов.

Ведущий. Какие свечи не горят на ели :.(Шишки).

Соревнование для родителей: двое зажимают шишку плечами и продвигаются змейкой между кеглей к финишу.

Ведущий.

Под землею он живет,

Червяков, жучков жует. (Крот).

Построение команд то же, но ноги - на ширине плеч. Каждый ребенок, начиная с последнего, преодолевает "подземный ход" под ногами товарищей и становится вперед. Побеждает команда , выполнившая задание быстрее.

Ведущий.

Волосата, зелена,

В листья прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может.

(Гусеница).

Построение: в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держит рукой ; свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две "гусеницы" прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

Ведущий . Молодцы, вы все дружно добрались до финиша и очутились на сказочной лесной поляне (приглашает детей присесть на ковер). Отдохните, послушайте песни птиц ( звучит фонограмма "Голоса природы"). Посмотрите , по краю поляны стоят комнатные растения. Как они называются" ? (Ответы).

Жюри подводит итог.

 

3 ТУР

"ВЫЕЗДНОЙ КОНКУРС"

Участвуют по одному игроку из каждой команды.

Ведущий. Отгадайте, о ком загадка, и сложите это животное из геометрических фигур.

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (Лось).

 

Высоко голову задрав,

Выходит к нам

Пятнистый граф . (Жираф ).

 

Вызывает еще по одному участнику от каждой команды и предлагает задание: в графической головоломке увидеть и раскрасить фломастерами насекомое. Если ребенок затрудняется с ответом, загадывает загадки.

 

На большой цветной ковер

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья . (Бабочка).

 

На ромашку у ворот

Опустился вертолет.

Золотистые глаза -

Кто же это? (Стрекоза).

 

Пока дети выполняют задание, воспитатель вызывает еще по три человека от команды. Предлагает задание на классификацию : в круг с эмблемой "живая природа" поместить, например, растения, шишки, перья, раковины, кораллы, гриб трутовик и другие объекты живой природы : в круг с эмблемой "не живая природа" - минералы, баночки с песком, глиной и т.д. в пересечении кругов - объекты, относящиеся и к живой, и к неживой природе (уголь, нефть, торф, мел, окаменевшее дерево, янтарь) вне кругов - игрушки, фломастеры, образцы ткани, бумаги и т. д.

Остальные дети составляют "Дерево жизни". Для этого нужно подготовить два набора карточек с изображение капли : одноклеточных растений, одноклеточных животных, многоклеточных растений (древние хвощи и плауны, древние хвойные растения, современные цветковые растения): многоклеточных животных (головоногие моллюски, брюхоногие моллюски, древние членистоногие, панцирные рыбы, кистеперые рыбы, костистые рыбы, земноводные, динозавры - древние ящеры, археоптерикс, современные животные и птицы).

Дети выполняют задания под музыку. После проверки все садятся на места.

4 ТУР

"ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ"

В центр зала выходят капитаны команд.

Ведущий. Что такое заповедник? Назовите известные вам заповедники. Назовите редкие виды животных и растений Калининградской области, которые занесены в Красную книгу. (Ответы). Назовите перелетных и зимующих птиц. (Ответы).

Капитаны возвращаются к своим командам.

Ведущий . "Вкусный" конкурс! Отгадайте , закрыв глаза, на вкус: что это?

Участвуют все. Предлагает свежие фрукты и овощи, консервированные продукты.

Ведущий. Конкурс "Народная мудрость". Какие пословицы и поговорки о природе вы знаете? (Ответы). А теперь "Поэтический" конкурс: предлагаю прочесть самые любимые стихи о родине, о природе.

Ребенок.

 

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса,

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса,

Мы хотим, чтоб солнце горело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной

колючий ежик!

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!


Е. Карганова

Ведущий. Дорогие ребята, а чтобы все было так, как говориться в этих стихах, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. В этом вам поможет знание запрещающих знаков, которые мы с вами придумали и нарисовали. Давайте покажем их вашим родителям . (Показывает знаки, а дети по очереди объясняют их.) Молодцы! Соблюдайте эти правила, берегите землю, на которой живете, и она отплатит вам сторицей - крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц! Вы знаете, что природа и человек связаны друг с другом. Скажите, пожалуйста, что человеку дает природа? А когда природа оказывается сильнее? Перечислите природные катаклизмы . (Жюри фиксирует ответы команд: сель, оползень, смерч, ураган, тайфун, засуха, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, пыльная буря, снежная лавина, камнепад, нашествие саранчи, и т. д.). Но, несмотря ни на что, Жизнь побеждает стихию! Жизнь есть в воде и в воздухе, на земле и под землей, на всех континентах. Давайте "заселим" нашу родную Планету.

Команды (каждая) получают равное количество маленьких карточек с изображением животных. Карточку с "липучками" или крючочками дети размещают на вертикально расположенной географической карте мира.

Ведущий. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Раздает детям нагрудные знаки с изображением солнца, воды, воздуха, (ветра), почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца), хищного животного (волка), человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что он самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети ( поочередно).

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек. Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором). Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Ведущий . Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу. Пока жюри подводит итоги, мы для наших гостей исполним песню "Дружат дети всей земли".

Дети поют. Жюри благодарит их и объявляет итог соревнования.

Ведущий. А сейчас наступает самый важный момент. Дорогие друзья! Сегодня вас посвящают в Юные экологи! Эколог - человек, который любит, изучает и бережет природу. Вручаем вам самую первую в вашей жизни награду - медаль Юного эколога.

Под музыку проходит награждение. Дети, в свою очередь, раздают гостям подарки - поделки.

 

 

 

 

 

Конспект занятия  на экологической тропе

 «В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ»

Цель: познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, солнце — свет, тепло, почва, животные); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.

Материалы и оборудование. Оформите письма детям от хозяина тропы Боровичка (тексты писем приводятся ниже). Каждое письмо должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее (перед занятием — причем дети не должны знать о них!) вывешиваются на соответствующие деревья тропы. Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте баранки и конфеты — сюрприз Боровичка, награда детям за выполнение задания.

Во время занятия дети будут дарить деревьям подарки — подготовьте их вместе с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц; капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться; солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло, — и т.д. Возможны различные варианты подарков, важно лишь то, чтобы они имели экологическое содержание и были изготовлены с участием детей. Помимо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья деревьев, в гости к которым пойдут дети. Эти листочки также незаметно привяжите к нижним веткам деревьев на тропинке.

Примечания

  1. Это занятие можно разделить на несколько частей и провести его поэтапно: во время первой прогулки познакомиться с липой, во время второй — с рябиной, — и т.д.
    2. В тексте перечислен ряд подарков, вы можете выбрать только некоторые из них или дополнить новыми, которые придумают сами дошкольники.
    3. Наблюдения за обитателями кустарников можно проводить только в хорошую погоду, после дождя найти насекомых практически не удается, они прячутся.
    4. Игру «Мы — деревья» можно периодически проводить на тропинке в качестве релаксационного упражнения.

Ход занятия на тропинке

Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:

Письмо старичка-Боровичка:

Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я, хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого ваш ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма — на деревьях: липе, березе, рябине. Я слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки, они их очень ждут.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.

Ваш любимый старичок-Боровичок

Воспитатель (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет липа? Давайте поищем на ее ветках письмо.
Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения дети выполняют задания липы (следите, чтобы дети постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не просто стояли бы и слушали).

Письмо липы:

Я, большая старая липа, очень рада вашему приходу, так как очень люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко (дети берутся за руки вокруг ствола). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли (дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка!
А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Дети отвечают.)
А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, «пищу».)
Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу липы.) Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу руками и скажите, какая она — шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.)
А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки, — это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Дети высказывают свои предположения.) А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, а запах цветков привлекает пчел.)
Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Воспитатель снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям — живые листья рвать нельзя!)

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили липе подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например:
— Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц,
— Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет,
— Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя,
— Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя,
— Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца,
— Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей—птиц,
— Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя,
— Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток. Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток,
— Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево — березу.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо приготовила (дети обнимают березу, а воспитатель достает письмо с ветки и читает его).

Письмо березы:

Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.
Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с липой похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с липой — деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я — дерево! (Дети объясняют, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников — много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Пусть дети покажут липе растущие рядом с ней кустарник или травянистое растение, «травинку».)
И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети водят вокруг березы хоровод, поют песни, читают коротенькие стихотворения, — но недолго!)
Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!

Ваша березка

Воспитатель помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали.
Дети дарят березе свои подарки и направляются в гости к следующему дереву — рябине. Они находят на ней письмо, которое зачитывает воспитатель.

Письмо рябины:

Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили. (Дети выполняют просьбу.) Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы воспитателя.)
Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Проверьте, где темнее — под моими листьями или под листьями липы? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды рябины — пища для многих птиц.)
Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Знаете ли вы обо мне стихи? (Дети рассказывают стихотворение о рябине.) И еще у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной. (Дети выполняют просьбу; если почва твердая, то поливают ее.)
И, наконец, мой последний вопрос: Как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, — значит, они друзья.)
Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне.

Ваша рябинушка

Дети дарят рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.
Воспитатель: Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он?
Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.

Игра

Боровичок: Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.

Наблюдение

Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает ее под кустом (или раскрывает зонтик и переворачивает его).
Боровичок: Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику): Ну-ка, букашки, выходите с нами знакомиться. (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и другие животные, обитающие на этом растении.)
А сейчас я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают насекомых, паучков и т.п.) Пожалуйста, обращайтесь с ними поаккуратнее, они такие маленькие, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, отряхнув осторожно ткань.
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь — мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Дети ищут дерево, затем воспитатель предлагает им пойти в группу и нарисовать березу, липу, рябину (или их листочки, по выбору).
На занятии по рисованию предложите каждому ребенку нарисовать наиболее понравившееся ему дерево и рассказать о нем: чем пахла кора, о чем шелестели листья, — и т.п. В заключение организуйте выставку рисунков «Наши новые знакомые — деревья».

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!