Методы финансового анализа

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Составной частью механизма управления финансами организа­ций является финансовый анализ. Он представляет собой процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности организации с целью:

- повышения рыночной стоимости организации;

- выявления резервов снижения расходов;

- обеспечения эффективного развития.

Основная цель финансового анализа - получение небольшого числа наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации.

Финансовый анализ позволяет представить всю информацию о деятельности организации в виде финансовых отчетов. Их ценность заключается в том, что в них отражаются данные о финансовом положении организации на определенный момент времени и дос­тигнутых результатах за прошедший период, которые могут быть использованы для прогнозирования будущих доходов, дивидендов и величины свободного денежного потока.

Для финансового менеджера значение финансовых отчетов со­стоит не только в предвидении будущих условий деятельности ор­ганизации, но, что еще более важно, в планировании управленче­ских решений, способствующих его эффективному развитию на перспективу.

Результаты финансового анализа могут быть использованы для принятия управленческих решений. Проведение финансового анализа основывается на следующих принципах:

- необходимость составления четкой программы анализа, включающей проработку макетов аналитических таблиц и ал­горитмов расчета основных показателей;

- схема анализа должна быть построена по принципу «от обще­го к частному», другими словами, вначале дается описание

общих характеристик анализируемого объекта, а затем анали­зируются отдельные его части;

- необходимость тщательного анализа любых отклонений от нормативных или плановых значений показателей;

- обоснованность используемой совокупности критериев каче­ственной и количественной оценок.

Финансовый анализ классифицируется по времени осуществле­ния, объектам анализа, охвату анализируемых объектов, методике проведения.

По времени осуществления:

- прогнозный анализ, который проводится до осуществления хо­зяйственных операций;

- оперативный анализ, позволяющий внести коррективы в те­кущую хозяйственную деятельность;

- ретроспективный анализ, осуществляемый после завершения хозяйственных операций и позволяющий контролировать вы­полнение плана.

По объектам анализа:

- выполнение финансового плана;

- финансовое состояние организации;

- выявление резервов роста прибыли и рентабельности. По охвату анализируемых объектов:

- сплошной анализ содержит выводы о финансово-хозяйствен­ной деятельности всех подразделений организации;

- выборочный анализ содержит выводы по результатам обследо­вания только отдельных подразделений организации.

По методике проведения:

- сопоставительный анализ заключается в сравнении отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с по­казателями плана и данными прошлых периодов;

- факторный анализ направлен на определение влияния отдель­ных факторов на изменение результативных показателей;

- диагностический анализ представляет собой способ установле­ния нарушений нормального хода деятельности;

- операционный анализ предполагает метод оценки и обоснова­ния эффективности управленческих решений, основанный на причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, издер­жек и прибыли;

- детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторами и результа­тивными показателями деятельности организации.

При проведении финансового анализа могут возникнуть сле­дующие сложности:

- отсутствие достоверных и сопоставимых аналитических дан­ных за предыдущие периоды деятельности, возникающее в том числе и за счет нестабильности налоговой системы и правового законодательства;

- нехватка в организации специалистов, способных профессио­нально проанализировать финансовые результаты;

- недооценка руководством организации важности управления внутренними финансовыми ресурсами;

- существенное различие требований отечественной системы бухгалтерского учета и международной;

- некорректность и несвоевременность информации, предос­тавляемой подразделениями организации для принятия управленческих решений.

В зависимости от целей и методов осуществления финансового анализа различают две основные системы его осуществления:

- экспресс-диагностику финансового состояния организации;

- углубленный (фундаментальный) анализ финансово-хозяйст­венной деятельности организации.

Экспресс-диагностика дает мгновенный взгляд на ситуацию и предназначена для поиска и выделения наиболее важных и слож­ных проблем управления финансами. Такой анализ не занимает много времени, так как не содержит сложных расчетов. Его целью является ранняя (предварительная) оценка финансового состояния организации для сужения масштабов поиска проблем и их решения. Экспресс-диагностика направлена на изучение текущих аспектов деятельности организации и предполагает следующие этапы.

На подготовительном этапе по формальным признакам прово­дится экспертиза готовности бухгалтерских форм к чтению (нали­чие необходимых форм и приложений, правильность заполнения отчетных форм, взаимоувязка показателей отчетных форм и кон­трольных соотношений между ними).

На втором этапе рассматриваются показатели бухгалтерской от­четности организации: определяются тенденции основных показа­телей деятельности, выявляются качественные изменения в имуще­ственном и финансовом положениях организации и происходит отбор объектов для углубленного анализа.

Третий этап представляет собой основу экспресс-анализа, во время которого обобщаются результаты хозяйственной деятельно­сти и дается оценка финансового состояния организации.

Важно отметить, что экспресс-анализ для разных пользователей информации проводится с различной степенью детализации.

Таким образом, существенным преимуществом экспресс-диагностики является обнаружение негативных тенденций на ран­них стадиях и разработка мер по их нейтрализации.

Фундаментальный анализ финансово-хозяйственной деятельно­сти организации предназначен для углубления и детализации оце­нок, полученных в результате экспресс-диагностики, а также опре­деления реального экономического потенциала организации.

Степень детализации при проведении фундаментального анали­за зависит от цели, поставленной перед ним, и может проводиться по следующим основным направлениям:

- анализ структуры затрат;

- анализ структуры баланса и оборотных средств;

- анализ ликвидности и финансовой устойчивости;

- анализ денежного потока;

- анализ деловой активности (оборачиваемости);

- анализ рентабельности.

Процедура углубленного финансового анализа включает в себя следующие этапы.

Этап 1. Отбор и подготовка данных финансовой отчетности для проведения аналитического исследования. В качестве исходной ин­формации выступают данные бухгалтерской отчетности:

- форма № 1 «Бухгалтерский баланс» в агрегированном виде (по итогам разделов и подразделов);

- форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

- форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»;

- учетная политика организации, в которой отражаются методы учета расходов организации. Например, методы списания то­варно-материальных ценностей (ФИФО, ЛИФО), расчета не­завершенного производства, средней себестоимости, учета за­пасов готовой продукции, распределения накладных расходов и др.

Этап 2. Аналитическая обработка исходной финансовой ин­формации предполагает перевод типовых форм бухгалтерской отчетности (формы № 1, № 2) в агрегированную, удобную для анали­тических целей.

Этап 3. Интерпретация полученной аналитической информации.

Этап 4. Формулирование основных выводов и подготовка ре­комендаций по улучшению финансового состояния организации.

Горизонтальный (временной) анализ заключается в сравнении по­казателей отчетности с показателями предыдущих периодов. Рас­считываются абсолютные и относительные отклонения (в коэффи­циентах или процентах), а за базу сравнения принимают один из предшествующих периодов.

Вертикальный анализ осуществляется путем определения струк­туры итоговых финансовых показателей и оценки влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Для этого итоговая сумма принимается за 100%, а затем вычисляются процентные доли каж­дой составляющей. С помощью вертикального анализа можно вы­являть изменения структурных компонентов и сопоставлять харак­теристики основной и финансовой деятельности конкретных орга­низаций различного масштаба, принадлежащих к одной отрасли экономики.

Трендовый анализ основан на сравнении каждой позиции отчет­ности с предшествующими периодами и определении тренда (от­клонения), что позволяет находить возможные значения финансо­вых показателей в будущем.

Сравнительный анализ проводится на основе сравнения показа­телей как внутри организации, так и на уровне отрасли.

Факторный анализ представляет собой процесс оценки влияния факторов (причин) на результирующий показатель с помощью де­терминированных или стохастических приемов исследования.

Анализ финансовых коэффициентов предполагает расчет относи­тельных показателей, раскрывающих взаимосвязи между данными отчетности.

Использование названных методов анализа позволяет финансо­вым службам организаций осуществлять финансовый контроллинг, представляющий собой систему действий, направленных на свое­временное выявление отклонений фактических результатов финан­совой деятельности организации от плановых. По его результатам принимаются соответствующие управленческие решения.

Финансовый контроллинг выполняет следующие функции:

- мониторинг выполнения финансовых планов;

- определение степени отклонения фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности от плановых показа­телей;

- корректировку отдельных целей и финансовых показателей, связанных с изменением внутренней и внешней финансовой среды;

- разработку оперативных управленческих решений по норма­лизации деятельности организации.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!