Методы диагностики внимания

Основными характеристиками внимания являются концентра­ция, устойчивость и распределение. Для оценки концентра­ции и устойчивости внимания используются разные виды корректурной пробы (буквенная, цифровая и фигурная). Наиболее известная корректурная проба с использовани­ем букв была предложена Б. Бурдоном в 1895 г.

Испытуемому предлагается в бланке зачеркивать либо букву (или буквы), либо цифру (цифры), либо фигуру (фигуры). По сигналу экспериментатора испытуемый на­чинает выполнять задание и через 5 мин его заканчивает. По истечении каждых 30 с работы экспериментатор про­износит: «Черта!», а испытуемый должен вертикальной чертой отделить просмотренные знаки от оставшихся. Об­работка результатов состоит в подсчете количества оши­бок (пропущенных и неправильно вычеркнутых), допущенных в течение каждого 30-секундного интервала, а также - количества обнаруженных знаков (за каждый 30-сенкундный интервал) и количества проработанных строк.

Далее высчитываются коэффициент точности выполнения, коэффициент концентрации внимания. Сопоставляя коэффициенты концентрации внимания и коэффициенты точности выполнения, характеризующие разные интервалы выполнения (каждые 30 с. на протяжении всего опыта), можно оценить устойчивость внимания. Луч­ше всего это сделать с помощью графика, откладывая по оси абсцисс 30-секундные интервалы, а по оси ординат — коэффициенты точности или концентрации внимания.

Можно оценить также показатель концентрации внима­ния в условиях помех. Для этого следует на 2-й и 4-й мин опыта, не предупредив испытуемого, ввести помехи, ко­торыми являются буквы алфавита, называемые экспери­ментатором в течение 15 с. Показателем концентрации вни­мания в условиях помех будет отношение коэффициента точности в условиях помех (А) к коэффициенту точности, полученному в отсутствие помех.

Известным методом оценки устойчивости внимания служат таблицы Шульте. На этих таблицах, раз­деленных на (5 х 5) клеток, в случайном порядке размеще­ны числа от 1 до 25.Испытуемый должен отыскивать и показывать числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью раз­ными таблицами. Возможно и групповое испытание. В этом случае в таблицах рядом с числами помещают специаль­ные символы, которыми могут служить буквы латинского или русского алфавита. Например, 19ж, 24л и т. д.

Испытуемый должен записывать на лист для ответов сим­волы чисел в порядке их возрастания. Для проверки результатов группового эксперимента ис­пользуется заранее составленная последовательность пра­вильных ответов (например, клвсбж... и т. д.). В этом эксперименте основным показателем, фиксируе­мым экспериментатором, является время выполнения каж­дой таблицы. По результатам исследования строится кривая устойчи­вости внимания.

Для исследования распределения внимания у детей школьного возраста (умеющих считать) можно использо­вать методику Т. Е. Рыбакова. Стимульный материал состо­ит из бланка, на котором изображены 6 строчек, с изобра­жениями кружков и крестиков (на каждой строчке 7 круж­ков и 5 крестиков, расположенных в случайном порядке). Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков. Учитыва­ется, сколько времени требуется испытуемому на выпол­нение всего задания, а также все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопос­тавление количества остановок, количества ошибок и по­рядкового номера элемента, с которого испытуемый на­чинает сбиваться со счета, позволяет сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.

Все описанные методики, диагностирующие разные сто­роны внимания, не имеют критериев, на основе которых можно было бы сделать вывод об уровне развития соответ­ствующей характеристики внимания (т. е. нельзя оценить, хорошим или плохим вниманием обладает испытуемый). Это затрудняет их использование в практических целях. Для того чтобы оценить внимание ребенка, рекомендуется сде­лать следующее: подобрать группу детей того же возраста и воспитывающихся в сходных условиях, продиагностировать их с помощью выбранной методики и распределить в порядке убывания их показателей. Группа должна состоять не менее чем из 50 детей. Затем следует выделить подгруппу детей с самыми высокими показателями (20 %), подгруппу с самыми низкими пока­зателями (20 %), а у оставшихся детей (60 %), располо­женных в середине группы, отметить самый низкий и са­мый высокий показатели по методике. Эти показатели мож­но рассматривать как границы наиболее типичных для дан­ного возраста детей, которые можно назвать «нормальны­ми».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!