Методы диагностики уровня развития логического мышления

Мышление представляет собой социально обуслов­ленный психический процесс поиска и открытия су­щественно нового, опосредованного и обобщенного от­ражения действительности в ходе ее анализа и синтеза (Петровский А.В.). Посредством мышления человек спо­собен проникать в сущность предметов и явлений, их взаимных связей и отношений. Абстрактно-ло­гическое (или отвлеченное, теоретическое) мышление осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Этот вид мышления позволяет установить наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества.

Методика «Сравнение понятий». Понятие определяется как единица мышления,  отражающая общие и наиболее существенные признаки предметов и явлений действительности и выражающаяся в словесной (вербальной) форме. Сравнивая понятия между собой, испытуемый проводит обследование общего поля семантических признаков и отби­рает наиболее устойчивые, наиболее характерные. В методике испытуемые получают список 22 пар понятий, 15 пар из которого относятся к одному семан­тическому полю признаков (однородные, однополевые), а 7 — к разным. Инструкция состоит в том, чтобы указать общие существенные признаки для сравниваемых пар понятий и отдифференцировать «однополевые» пары от разнородных.

Методика «Исключение лишнего». В методике испытуемому предлагается 24 набора достаточно близких по смыслу понятий. В каждом на­боре к одному основному понятию необходимо подо­брать из пяти еще 2 понятия. Правильность подбора оценивается по степени обобщенности признаков, на основе которых определяются эти понятия. Образец стимульного материала методики. 1. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты). 2. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).3. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). И т.д. Правильно выбранные слова: сражение, солдаты; глаза, слово; растения, земля.

Методика «Логика связей». Данная методика в психологической литературе  известна и под другим названием — «Сложные аналогии». Методика направлена на выяснение того, в какой мере испытуемым доступно абстрагирование типов связей между отдельными понятиями, а также распро­странение этого понимания на другие конкретные примеры. Кроме того, она позволяет выяснить способность испытуемых логически мыслить, различать типы свя­зей, критически соотносить их между собой. Методика состоит из двух этапов. Вначале испыту­емым предлагают специальный верхний раздел бланка, где перечисляются 6 типов разных связей между понятиями, и предлагают самостоятельно или, в край­нем случае, с помощью экспериментатора определить   < эти связи. В случае положительного результата пере­ходят ко второй части методики. Испытуемым предъявляются 20 пар понятий, ря­дом с которыми расположен цифровой ряд от 1 до 6 по количеству определяемых связей. Задача испытуемого состоит в выборе правильной цифры, обозначающей один из 6 типов связей. Правильный ответ оценивает­ся в 1 балл, неправильный – 0 баллов. Результаты сум­мируются. Максимально возможный результат - 20 баллов, результаты менее 10 баллов считаются неудов­летворительными.

Методика «Последовательность событий». В отечественной психологической практике данная методика предложена Н.А.Бернштейном. Аналогичное по содержанию задание входит и в тест измерения интеллекта Д.Векслера (8 субтест). Цель исследования: определить способность к логичес­кому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Материал и оборудование: сюжетные картинки (от 3 доб), на которых изображены этапы какого-либо собы­тия. Популярным экспериментальным материалом для этой методики являются сюжетные рисунки. Ребенку показывают беспорядочно разложенные кар­тинки и дают следующую инструкцию: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо дога­даться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».  После того, как ребенок разложит все картинки, экс­периментатор записывает в протоколе порядок картинок (например, 1, 2, 4, 3). Затем он просит ребенка расска­зать по порядку о том, что получилось, т.е. составить устный рассказ по этим картинкам.

Бывают случаи, когда при неправильно составленной последовательности рисунков испытуемый тем не менее сочиняет логичную версию рассказа. Такое выполнение рассматривается как верное. Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Если ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить рассказ даже с помощью наводящих вопросов, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.

Особо рассматриваются случаи, когда молчание ребенка обусловлено личностными причинами: боязнь общения с незнакомыми людьми, страх допустить ошибку, ярко вы­раженная неуверенность в себе и др.

Считается, что испытуемый не справился с заданием, если: 1)  не смог найти последовательность событий и отка­зался от рассказа;2)  по найденной им самим последовательности кар­тинок составил нелогичный рассказ; 3)  составленная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, ког­да ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность и соответствующий рассказ); 4)  каждая картинка описывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается; 5)  на каждом рисунке просто перечисляются отдель­ные предметы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!