Методы диагностики тревожности (тревоги)

Тревога рассматривается как механизм развития неврозов; в этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конф­ликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласо­вания между потребностью и нежелательностью способов ее удовлет­ворения и пр. Поэтому диагностика состояния тревоги необходима в плане пси­хопрофилактики для своевременного выявления тех индивидов, кто склонен к возникновению неврозов. Склонность индивида к переживанию состояния тревоги обычно называют тревожностью. Нужно различать тревож­ность как психическое состояние и тревожность как черту личности. Личностная тревожность представляет собой устойчивое образо­вание, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании сома­тического и психического напряжения, в склонности к раздражитель­ности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости. Тревожность как психическое состояние часто называют ситуатив­ной тревожностью (тревогой), т. к. она связана с конкретной внешней ситуацией. Поскольку различия в личностной и ситуативной тревож­ности заключены лишь в частоте переживаний состояния тревоги, ме­тодики их диагностики разрабатывают по одним и тем же принципам, используя описание максимально полного перечня симптомов трево­ги или ситуаций, ее вызывающих. Они направлены на выявление уровней тревожности и дифференциацию личностной и ситуативной тревоги.

Один из таких опросников был разработан Ч. Спилбергером и его сотрудниками - Опросник для оцен­ки тревоги/тревожности. Измерение происходит с помо­щью 20 коротких описательных утверждений. Испытуемый должен был оценить свое состояние в настоящий момент по 4-ступенчатой шкале. При использовании данного опросника было установлено, что ин­дивиды с высокой личностной тревожностью гораздо чаще испытыва­ют состояние тревоги, реагируя на более широкий спектр ситуаций по сравнению с теми, кто имел низкий уровень личностной тревожности. Однако то, как воспринималась каждая потенциально тревожная си­туация, зависело в первую очередь от прошлого опыта индивидов.

Наряду с опросником Ч. Спилбергера для диагностики тревожно­сти у взрослых используется Шкала явной тревожности, разработанная Дж. Тейлор  (1951-53гг.) [12]. В нашей стране опросник Дж. Тейлор, называемый Личностная шкала проявлений тревоги, получил широкое распрост­ранение.  Он существует в нескольких адаптациях. Опросник  предпочтителен тем, что в нем присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов; 50 утвержде­ний являются диагностическими, они отражают наиболее явные про­явления тревожности, относящиеся как к вегетативно-соматическим реакциям, так и к настроению, переживаниям, социально-психологи­ческим установкам. С каждым утверждением следует согласиться (от­вет «да») или не согласиться (ответ «нет»). По количеству полученных баллов устанавливается уровень тревож­ности испытуемого. Всего рассматривается четыре уровня: низкий и средний уровни свидетельствуют о ситуативной тревожности, высокий и очень высокий — о тревожности-черте.

Для диагностики степени тревожности у детей в возрасте 3,5-7 лет применяется Тест тревожности, разработанный американскими пси­хологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. . Это проектив­ная методика, стимульным материалом которой являются 14 рисунков, изображающих некоторые типичные для дошкольников ситуации. Например, игра с младшим ребенком, укладывание спать в одиноче­стве, собирание игрушек, еда в одиночестве. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах — для девочки (на ри­сунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). На рисунках не прорисовано лицо того ребенка, с которым при ответах должен себя идентифицировать отвечающий. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головки, одно с улыбающимся лицом, другое с печальным. По разме­рам и контуру головки дополнительные изображения точно соответ­ствуют основному рисунку.

Рисунки предъявляются испытуемому индивидуально и в опреде­ленной последовательности. Показывая каждый рисунок, психолог кратко поясняет его содержание и спрашивает о том, какое — печаль­ное или веселое — лицо у изображенного на нем ребенка. В протоколе фиксируется выбор, сделанный ребенком для каждой ситуации.

Количественный анализ результатов сводится к вычислению ин­декса тревожности, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. По индексу тревожности определяется ее уровень. Количественный анализ дополняется качественным, заключающим­ся в выявлении наиболее беспокоящих каждого ребенка ситуаций.

Для диагностики тревожности детей в возрасте 8-12 лет использует­ся Шкала явной тревожности, разработанная группой американских психологов (А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо) в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор. Детская шкала широко применяется в странах Европы, психологи отмечают ее высокую надежность и валидность. В отечественной практике используется вариант, адаптированный А. М. Прихожан. Шкала содержит 53 утверждения, из которых 42 являются диагнос­тическими и 11 относятся к шкале лжи. Для каждого утверждения в тексте опросника даны два варианта ответа — «верно» и «неверно». В утверждениях отражены проявления наиболее явных, очевидных, сильных симптомов тревожности.

Для диагностики старшеклассников применяется Шкала тревожности, разработанная А. М. Прихожан [57]. Ее специ­фика состоит в том, что испытуемый должен оценивать не наличие у себя симптомов тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4). Методика включает ситуации трех типов: ситуации, связанные со школой, общением с учителями; ситуации, актуализирующие представление о себе;  ситуации общения. Наряду с общим показателем тревожности описываемый опросник дает возможность оценить разные ее виды  - школьную, самооценочную и межличностную.

Помимо рассмотренных методик актуальные психические состоя­ния можно оценить с помощью некоторых многофакторных личност­ных опросников и проективных методик. Так, Методика многосторон­него исследования личности (MMPI) позволяет выявлять состояния, характеризующиеся фрустрационной напряженностью, высоким уров­нем тревоги, так как профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема на седьмой шкале отражают характер невро­тических реакций. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла дают информацию о тревожности и эмоциональной возбуди­мости. Есть попытки оценки психических состояний по Цветовой методике М.Люшера.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!