Методы диагностики самооценки и уровня притязаний

Самооценка - это тот компонент са­мосознания, который включает оценку человеком самого себя на основе знания о себе с ориентацией на шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

В области психодиагностики самооценки исполь­зуются традиционные и вновь разрабатываемые клас­сы методик:  стандартизированные самоотчеты в форме опи­саний и самоописаний; идеографические методики типа репертуарных решеток;  проективные техники и др. Наиболее употребительными для диагностики са­мооценки являются следующие методики: конт­рольный список прилагательных Г.Гоха; семантический дифференциал Ч.Осгуда; Q-классификация В.Стефенсона; тест ролевых конструктов Г.Келли.

Шкала Я-концепции Теннесси – опрос,  предназначенный для подростков (с 12 лет) и взрос­лых. Содержит 90 пунктов на анализ Я-концепции и 10 пунктов шкалы лжи. Используется пятишаговая шкала ответов от «полностью согласен»\до «абсолютно не согласен». Пункты опросника отбирались с помощь экспертов в отношении каждого утверждения к опр деленным строке и столбцу. По строкам были представлены: 1) самокритичность; 2) самоудовлетвореннос 3) личностное Я; 4) семейное Я; 5) социальное Я. С помощью данного опросника можно выявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность человека: специфические формы самоотношения своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т.д.

Шкала детской Я-концепции Пирса-Харрш (1964) - популярный в США опросник, составлен из 80 простых утверждений относительно своего Я в  тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных  с самооценкой. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских утверждений относительно того, что детям в  себе нравится, а что не нравится. Опрос  содержит равное число позитивных и негативных формулировок.

Несмотря на методологическую критику подобных  опросников, они остаются основным инструментом в  исследованиях Я-концепции, постоянно создаются новые опросники для специфических целей и попу­ляций.

Методика «Q-сортировка», разработанная В.Стефенсоном и опубликованная в 1958 году, используется для изучения представлений о себе. Испытуемому предлагается набор карточек, содер­жащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:    «социальное "Я"» (Каким меня видят другие?);   «идеальное "Я"» (Каким бы я хотел быть?);   «актуальное "Я"» (Какой я в разных ситуациях?);   «значимые другие» (Каким я вижу своего парт­нера?);   «идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?). Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщи­тельность, принятие и избегание «борьбы». Тенден­ция к зависимости определена как внутреннее стрем­ление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенден­ция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи; как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого стату­са в системе межличностных взаимоотношений; в про­тивоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохра­нить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Определенный интерес представляет использова­ние данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Опросник самоотношения В.В.Столина (1985) представляет собой многомерный психодиагностиче­ский инструмент, основанный на принципе стандар­тизированного самоотчета. Опросник содержит 62 пун­кта в виде утверждений типа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоинства вполне пе­ревешивают мои недостатки», «Иногда я сам себя пло­хо понимаю», «Когда у меня возникает какое-либо желание, я, прежде всего, спрашиваю себя, разумно ли это», «Случайному человеку я, скорее всего, пока­жусь человеком приятным», «Посторонний человек на первый взгляд найдет во мне много отталкивающего». В результате факторизации массива данных и экс­пертной интерпретации словесных портретов, составлен­ных на основании полученных результатов, в качестве шкал были отобраны семь факторов: 1) самоуверенность; 2) ожидаемое отношение (позитивное или негативное); 3) самопринятие; 4) саморуководство, внутренняя после­довательность; 5) самообвинение; 6) самоинтерес; 7) са­мопонимание.

Выделенные факторы были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения - уро­вень внутренних действий в свой адрес или готовность к таким действиям. Кроме того, данная версия опросни­ка позволяет выявить три уровня самоотношения, раз­личающиеся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение; 2) самоотношение, дифференцирован­ное по самоуважению, ауто-симпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему Я.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ. Уровень притязаний характеризует: 1) уровень трудности, дос­тижение которого является общей целью серии будущих дейст­вий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного дей­ствия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий; 3) желаемый уровень само­оценки личности (уровень Я)».  Характерной особенностью различных методик исследова­ния уровня притязаний является создание ситуации формиро­вания уровня притязаний в условиях конфликта типа «прибли­жения - удаления». Для исследования динамики уровня притязаний используются задания двух типов:

  1. Рекордные. При выполнении таких заданий обследуемый должен иметь возможность неограниченного увеличения труд­ности заданий. Такие задания могут быть составлены из набора одинаковых по трудности задач, если при этом в качестве пара­метра, определяющего трудность задачи, может выступать вре­мя решения. 2. Выбор уровня трудности. В этом случае задание состоит из выбора и решения задачи, из набора однотипных ранжиро­ванных по трудности заданий. При этом обследуемый имеет возможности в каждой попытке выбирать задачу любого уровня трудности. Перед ним ставится цель — набрать максимальное количество очков, зависящее от уровня трудности решаемой задачи. Время решения каждой задачи либо всей серии — огра­ничено.

Наиболее распространенный способ оценки уровня притя­заний заключается в фиксации высказывания субъекта. Дина­мика уровня притязаний при этом описывается как последова­тельность выборов после успехов и неудач. Исследование стро­ится таким образом, чтобы при каждой попытке можно было четко зафиксировать, решена или нет выбранная задача.  Способ анализа получаемых данных зависит от целей иссле­дования. По характеру поведения обследуемого можно судить: 1) о частоте и характере изменений уровня притязаний в зави­симости от успеха или неудачи; 2) о частоте атипичных выбо­ров (повышении уровня притязаний после неудачи или его пони­жении после успеха); 3) о величине отклонения цели от уровня, соответствующего предыдущему выбору; 4) о частоте выбора задача определенного уровня трудности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!